99 имен Аллаха: Аль-Алий

Возвышенный, Всевышний, Превознесшийся
Языковое значение:
Все эти имена имеют один корень, а это слово «Аль-'улюю». Слово «аль-'улюю» в арабском языке имеет четыре значения:
1 – (علو كل شيء ارتفاعه )
-Высота.
2 – (القهر والغلبة )
-Победа и подчинение.
3 – (رفعة الشأن وعُلُو القدر )
-Величие положения.
Как сказал Аллах в Коране:
وَالسَّمَوَاتِ الْعُلَى
Высокие небеса. (Сура Та Ха, аят 4) То есть самые почетные , самые лучшие.
4 – (الكبر)
-Высокомерие
Как сказал Всевышний о Фараоне:
إِنَّ فِرْعَوْنَ عَلاَ فِي الأَرْضِ
Фараон возгордился на земле. (Сура аль-Къасас, аят 4)
Также Он сказал:
وَإِنَّ فِرْعَوْنَ لَعَالٍ فِي الأَرْضِ وَإِنَّهُ لَمِنَ الْمُسْرِفِينَ
Воистину, Фараон был деспотичным тираном на земле. Воистину, он был одним из преступников. (Сура Йунус, аят 83)
Также Всевышний сказал о народе Фараона:
فَاسْتَكْبَرُوا وَكَانُوا قَوْمًا عَالِينَ
Они возгордились, ведь они были людьми надменными. (Сура аль-Му’минун, аят 46)
Это имя в текстах Корана:
Имя «аль-’Алий» пришло в Коране восемь раз. Из этих аятов, слова Всевышнего:
وَلاَ يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
И не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий. (Сура аль-Бакара, аят 255)
ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ
Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой. (Сура аль-Хадж, аят 62)
فَالْحُكْمُ لِلَّهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ
Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Большой». (Сура Гафир, аят 12)
Имя «аль-А’ля» пришло в Коране два раза.
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى
Славь имя Господа твоего Всевышнего. (Сура аль-А‘ля, аят 1)
إِلاَّ ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الأَعْلَى
Только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. (Сура аль-Лейл, аят 20)
Имя «аль-Мута’ааль» пришло один раз.
عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ الْكَبِيرُ الْمُتَعَالِ
Он – Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся. (Сура ар-Ра‘д, аят 9)
Смысл этого имени в отношении Аллаха:
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Всевышний сказал:
وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ
А также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой. (Сура аль-Хадж, аят 62)
وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
Он – Возвышенный, Великий. (Сура аль-Бакара, аят 255)
الْكَبِيرُ الْمُتَعَالِ
Большой, Превознесшийся. (Сура ар-Ра‘д, аят 9)
Т.е. все под Его подчинением, Его властью и величием. Нет божества достойного поклонения кроме Него. Нет господа кроме него. Он великий и нет величественней Него. Он высокий и нет выше Его. Он большой и нет больше Него. Он чист от того, что Ему приписывают злотворящие преступники».
Он пречист от того, что о Нем говорят джахмиты и подобные им, заявляя о том, что Аллах везде. И то что Он как вверху, так и внизу, так и посередине каждой вещи, и что Он в каждом клочке земли, неба и внутри всего живого, пречист Аллах от того, что они говорят.
Шейхуль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах говорил: «Он описал Себя высотой. И это является атрибутом хвалы для Него и величия. Так как это атрибут полноты, подобен тем атрибутам, которыми Он похвалил Себя Сам, как Великий (Аль-Азым), Знающий (Аль-Алим), Мощный (Аль-Къадир), Могущественный (Аль-Азиз), Снисходительный (Аль-Халим) и тому подобные атрибуты. Он Живой (Аль-Хай) и Сущий (Аль-Къаюм), и тому подобные из прекрасных имен. И не дозволено описывать Его тем, что противоречит этим атрибутам»
Поэтому не дозволено описывать Аллаха тем, что противоречит атрибутам Жизни, Самосущности, Знания, Мощи, как смерть, сон, невежество, беспомощность, усталость. И также недозволено описывать Его тем, что противоречит величию, как ничтожность, или тем, что противоречит мудрости, как глупость. Таким же образом недозволено Его описывать тем, что противоречит высоте, а это низость. И тем, что противоречит величию, а это презренность. Он чист от всех недостатков, которые противоречат Его полноте. И соответственно полнота Его атрибутов, отрицает описание Его какими-то недостатками.»
هذا ومن توحيدهم إثبات أو
صاف الكمال لربنا الرحمن
كعلوِّه سبحانه فوق السمـــاوات العُلى
بل فوق كل مكان
فهو العليُّ بذاته سبحانه
إذ يستحيل خلافُ ذا ببيان
وهو الذي حقًا على العرش استوى
قد قام بالتدبير للأكوان
Это, и из единобожия их подтверждение атрибутов
совершенства Господа нашего Милостивого
Как возвышенность Его над высокими небесами,
и даже выше всякого места
Он Высокий сущностью Своей, пречист Он
Ведь невозможно противоположное этому.
Он Тот, Кто действительно над троном возвысился
И правит мирами.
Плоды веры в эти прекрасные имена:
1 – Обязательность веры в абсолютную высоту Всевышнего Аллаха со всех сторон.
Ибн Аль-Къаим, да смилуется над ним Аллах, сказал:
وهو العليُّ فكل أنواع العلـ ـوِّ له فثابتةٌ بلا نكران
Он Высокий, и все виды высоты присущи Ему без отрицания
Саади, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Высокий, Высочайший это Тот, Кому принадлежит абсолютная высота со всех сторон. Высота сущности, высота положения и атрибутов, высота подчинения и высокомерия, Он Тот, Кто вознесся над троном, охватил все Своей властью, описан всеми атрибутами величия, высокомерия, красоты, в наиполнейшей мере».
Поэтому все виды и смыслы высоты присущи Ему и не дозволено что-то из них отрицать или искажать.
Из видов высоты Аллаха:
Первое - высота Его сущности
Доводов огромное множество:
1 – Его прекрасные имена, как «аль-’Алий» (Возвышенный),«аль-А’ля» (Всевышний),
«аль-Мута’ааль» (Превознесшийся).
2 – Его заявление о том, что Он возвысился над троном во многих аятах.
3 – Его заявление о том, что Он находится вверху. Как в словах Всевышнего:
يَخَافُونَ رَبَّهُم مِّن فَوْقِهِمْ
Они боятся своего Господа, Который над ними. (Сура ан-Нахль, аят 50)
Точно также в хадисе, который привел имам Аль-Бухари со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, говорится о том, что Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, гордилась перед женами пророка, да благословим ее Аллах и приветствует, говоря: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал Аллах сверху семи небес»
Также Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если какой-либо мужчина, позовет в постель свою жену, а она откажет ему, Тот, Кто в небесах будет гневен на нее, пока не будет доволен ею муж»
4 – Его заявление о том, что Он в небесах. Как в словах Всевышнего:
أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ
Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется. (Сура аль-Мульк, аят 16)
Под словами «От Того, Кто в небе», понимается «над ним». Подобно словам Всевышнего:
فَسِيحُواْ فِي الأَرْضِ
Странствуйте по земле. (Сура ат-Тауба, аят 2)
وَلَأُصَلِّبَنَّكُمْ فِي جُذُوعِ النَّخْلِ
И распну вас на пальмовых стволах. (Сура Та Ха, аят 71)
Также доводом тому является хадис в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил рабыню: «Где Аллах?» Она ответила: «В небесах», затем он спросил: «Кто я?» она ответила «Посланник Аллаха». После чего он сказал ее хозяину: «Отпусти ее, поистине она верующая». (Муслим)
5 – Заявление о том, что некоторые вещи у Него.
Как в Его словах:
إِنَّ الَّذِينَ عِندَ رَبِّكَ لاَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ
Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц. (Сура аль-Араф, аят 206)
Также в словах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда Аллах создал создания, написал у Себя над троном: Поистине Моя милость опередила Мой гнев»
6 – Вознесение чего-то и поднимание вверх кого-то к Всевышнему:
Поднятие Исы, мир ему:
بَل رَّفَعَهُ اللّهُ إِلَيْهِ
Однако Аллах вознес его к Себе. (Сура ан-Ниса, аят 158)
Поднятие праведных дел к Нему:
إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ
К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние. (Сура Фатыр, аят 10)
Поднятие душ к Нему:
На это указывает хадис Аль-Бара ибн Азиба, да будет доволен им Аллах, в котором говорится о том, что ангелы поднимаются с душой верующего до седьмого неба, и там Всевышний говорит: Верните его….»
Восхождение Ангелов:
Как сказал Всевышний:
تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ
Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет. (Сура аль-Ма‘аридж, аят 4)
Также в достоверном хадисе, который привели имамы Аль-Бухари и Муслим сказано: «Поистине заменяют среди вас друг друга ангелы днем и по ночам. Они собираются при молитве аср и молитве фаджр. Затем восходят те, которые провели ночь среди вас, и Господь спрашивает их, хоть и знает лучше них…»
Также Ми'радж посланника Аллаха, как на это указывают достоверные хадисы.
7 - Заявление о том, что Он нисходит на первое небо. Как на это указывают хадисы, которые привел имам Аль-Бухари и Муслим, в них посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ваш Господь нисходит на первое небо каждую ночь, когда остается третья часть ночи, и говорит: «Кто взывает ко Мне, Я отвечу ему, кто просит Меня, Я дам ему, кто просит Меня о прощении, Я прощу ему»
8 - Нисхождение ангелов и приказов от Всевышнего Аллаха, ниспослание книг как на это указывает огромное количество аятов и хадисов.
9 – Поднятие рук во время ду'а. Указание на это пришло больше чем в ста хадисах. Также поднятие взоров, как на это указывает хадис ибн Мас'уда: «Всевышний Аллах соберет первых и последних в Судный День, и они сорок лет будут смотреть на небо, в ожидании суда». Также в хадисе ибн Аббаса, который привел имам Аль-Бухари, сказано, что посланник Аллаха обратился к людям в день жертвоприношения с хутбой, а затем поднял голову вверх и сказал: «О Аллах, донес ли я? О Аллах, донес ли я?».
10 – Тексты в которых говорится о троне, в которых он в основном приписывается к его Создателю. Как в словах Всевышнего:
رَفِيعُ الدَّرَجَاتِ ذُو الْعَرْشِ
Он обладает возвышенными качествами (или возвышает по степеням) и владеет Троном. (Сура Гафир, аят 15)
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
Милостивый вознесся над Троном. (Сура Та Ха, аят 5)
В достоверном хадисе со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине в Раю есть сто степеней, которые Всевышний приготовил для муджахидов на пути Аллаха. Между каждыми из степеней, столько же, сколько между небом и землей. И поэтому если просите Аллаха о чем-то, то просите Фирдаус, так он является центром Рая и самой высокой степенью в Раю, над ним находится трон Милостивого, и из него текут реки райские»
11 – То, что Всевышний рассказал о фараоне, да проклянет Его Аллаха, и его неверии в то, о чем ему сообщил Муса, то есть о том, что его Бог в небесах:
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ
Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными. (Сура Гафир, аят 36-37)
12 – Также рассказ Аллаха о том, как Он разговаривал с Мусой, когда Он открыл Себя горе и гора расплавилась.
وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ قَالَ لَن تَرَانِي وَلَـكِنِ انظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فَإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي فَلَمَّا تَجَلَّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ جَعَلَهُ دَكّاً وَخَرَّ موسَى صَعِقاً فَلَمَّا أَفَاقَ قَالَ سُبْحَانَكَ تُبْتُ إِلَيْكَ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُؤْمِنِينَ
Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих». (Сура аль-Араф, аят 143)
Ибн Хузайма, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если бы Аллах был бы везде, со всеми людьми, со всеми созданиями, как об этом заявляют отрицающие, то Он был бы явлен всем вещам, также это касается всего того, что на земле, если бы Аллах, явил Себя всему тому, что на земле, ее долинам, горам, степям, городам, деревням, строениям и развалинам, и тому что на ней из растений, все бы превратилось в прах, так как:
فَلَمَّا تَجَلَّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ جَعَلَهُ دَكّاً
Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах. (Сура аль-Араф, аят 143)
13 – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, верили в то, что Аллах в небе.
Абу Саид Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, ведь я являюсь доверенным Того, Кто в небе, ко мне приходят знамения с неба по утрам и вечерам» (Аль-Бухари, Муслим)
Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине приказы идут оттуда. И указал рукой на небеса»
Абдуллах бин Масъуд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Трон, над водой, Аллах над троном, ничего не скрыто от Него из ваших дел»
Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Однако Аллах, Который над троном знает о том, что я не хотела смерти Усмана»
Абдуллах бин Аббас, да будет доволен ею Аллах, говорил: «Курси – место ступней, а трон - никто не может представить его величие.
Также он говорил Айше: «Аллах подтвердил твою невинность сверху семи небес»
14 – Также табиины знали о том, что Аллах в небесах, над троном.
Масрук, да смилуется над ним Аллах, говорил, когда что-то передавал от Айши: «Мне рассказала правдивая, любимица Аллаха, оправданная сверху семи небес»
Даххак, да смилуется над ним Аллах, говорил о словах Всевышнего:
مَا يَكُونُ مِن نَّجْوَى ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ
Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым. (Сура аль-Муджадила, аят 7)
Он над троном, а знание с ними где бы они не находились.
Раби'а бин Абу Абдуррахман, сказал, когда его спросили о возвышении над троном. «Возвышение известно, Как не известно. От Аллаха послание, На посланниках донесение, а на нас вера»
15 – Также же те, кто жил после табиинов, ученые, фукъаха и имамы четырех мазхабов, знали о том, что Аллах в небесах.
Сказал Малик, да смилуется над ним Аллах: «Аллах над небом, и Его знание (охватывает) каждое место, от него ничего не скроется».
Один человек спросил: «Как Он возвысился?» Он ответил: « Как? – не поддается разуму, однако о (самом) возвышении известно, и верить в это обязательно, а спрашивать об этом является нововведением, и поистине, я боюсь, что ты являешься заблудшим. И он повелел выгнать его.
Передают что Абу Мутиъ Аль-Бальхи, спросил Абу Ханифу о тех, кто говорит, что он не знает где мой Господь, на небе или на земле». И он спросил если человек будет отрицать, что Он на небе или на земле? Абу Ханифа сказал: «Он является неверующим. Так как Аллах сказал: «Милостивый, возвысился над троном», а Его трон над небесами.
Спросили Абу Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля, имама ахлю сунна: «Аллах над семью небесами, над троном, отделен от Своих созданий, а Его мощь и Его знание объемлет каждое место?» Он ответил: «Да. Он над троном, однако нет ничего, чего бы Он не знал».
Сказал один человек Ибну аль-Арабий: «О Абу Адуллах, что означают слова «Милостивый возвысился над троном»? Он ответил: «То, что Он над Троном, как Он об этом и сообщил». И сказал человек: «Нет, это не так. Значение (этого аята), что Он (истауля) захватил». Он сказал: «Замолчи, откуда тебе знать это. Арабы не говорят о том, что кто-то захватил какую-то вещь, до тех пор, пока у него не будет в этом противника. И тот кто победит, про него говорят «истауля». У Всевышнего Аллаха нет соперника, и Он над Троном, как Он об этом сообщил. «Истиля» захват, бывает только после победы.
Тот, кто верит в то, что Аллах вверху, не отрицая этого и не искажая этого, тот является обладателем веры. Посланник Аллаха подтвердил наличие веры у рабыни, по причине того, что она верила в то, что Аллах вверху. Муавия бин аль-Хакам ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «У меня была рабыня, которая пасла моих баранов у горы Ухуд. И однажды волк утащил одного из баранов. Я один из сыновей Адама, расстраиваюсь, также как и они. И поэтому я ударил ее по лицу». Затем я пришел к посланнику Аллаха и рассказал ему о произошедшем. Он посчитал это очень плохим поступком. Тогда я сказал: «О посланник Аллаха, не отпустить ли мне ее на волю? На что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Приведи ее ко мне. Я привел ее к нему, и он спросил у нее: «Где Аллах». Она ответила: «В небе». Он спросил: «А кто я?» Она ответила: «Ты посланник Аллаха». На что он сказал: «Отпусти ее, поистине она верующая» (Муслим)
Абу Саид Ад-Дарими сказал: «В этом хадисе посланника Аллаха, указание на то, что если человек не знает о том, что Аллах в небе, он не является верующим. Если он раб, его можно отпустить, только если известно что он является верующим. А верующим является только тот, кто знает что Аллах в небе»
وسبحانك اللهم وبحمدك أشهد أن لا إله إلا أنت أستغفرك وأتوب إليك

99 имен Аллаха: Аль-Алий - 525320094495

Комментарии

  • 10 авг 2013 02:11

    (продолжение)


    Второе – Высота Аллаха в Его речах.

    Всевышний говорит в Коране:

    وَكَلِمَةُ اللَّهِ هِيَ الْعُلْيَا




    «Слово Аллаха превыше всего». (Сура ат-Тауба, аят 40)

    Слова Аллаха самые высокие, постановления вынесенные им самые мудрые. Из Его слов шариатские слова (калям шаръи) и слова, связанные с предопределением (калям къадари). Что касается шариатских слов, то о них Всевышний говорит в Коране:


    إِنَّا جَعَلْنَاهُ قُرْآناً عَرَبِيّاً لَّعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ وَإِنَّهُ فِي أُمِّ الْكِتَابِ لَدَيْنَا لَعَلِيٌّ حَكِيمٌ




    Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь. Воистину, он находится у Нас в Матери Писания (Хранимой скрижали). Он возвышен, преисполнен мудрости. (Сура аз-Зухруф, аят 3-4)

    فِي صُحُفٍ مُكَرَّمَةٍ مَرْفُوعَةٍ مُطَهَّرَةٍ




    «Оно записано в свитках почитаемых, вознесенных и очищенных» (Сура ‘Абаса, аят 13-14)

    Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Весь Коран в почитаемых свитках, т.е. в уважаемых, великих. Вознесенных, т.е. имеющих высокое положение. Очищенных, т.е. от всякой грязи, недостатков и излишков»

    Валид бин Мугира, будучи неверующим, описал слова Аллаха словами:

    وإنه يعلو ولا يُعلى عليه




    «Поистине они(слова) берут верх, и ничто не может взять верх над ними»

    Что же касается слов, связанных с предопределением (калям къадари), то это значит, что если Аллах что-то пожелает делает это. И если прикажет что-то это обязательно происходит. Как сказал Всевышний:

    إِنَّمَا أَمْرُهُ إِذَا أَرَادَ شَيْئًا أَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ




    Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается». (Сура Йа Син, аят 82)


    Третье – Высота Аллаха в Его именах и атрибутах

    Он высок в Своей власти, как Он об этом сказал в Коране:

    فَتَعَالَى اللَّهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ




    Превыше всего Аллах, Истинный Царь. (Сура Та Ха, аят 114)

    Он высок в Своих именах, как Он сказал:

    سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى




    Славь имя Господа твоего Всевышнего. (Сура аль-А‘ля, аят 1)



  • 10 авг 2013 02:12

    Четвертое – Он высок в Своих постановлениях.

    Аллах говорит в Коране:

    فَالْحُكْمُ لِلَّهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ




    «Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Большой». (Сура Гафир, аят 12)


    Пятое- Он высок в Своем единстве, нет у Него ни супруги, ни ребенка.

    Он выше того, чтобы иметь жену или сына. И это то, во что уверовали даже джинны и о чем сами признались. Всевышний сказал:

    وَأَنَّهُ تَعَالَى جَدُّ رَبِّنَا مَا اتَخَّذَ صَاحِبَةً وَلاَ وَلَدًا




    «Величие нашего Господа превысоко, и Он не взял Себе ни супруги, ни сына» (Сура аль-Джинн, аят 3)

    Он высок и не подобает Ему иметь подобных и сотоварищей. Как Он говорит в Коране:

    قُلْ لَوْ كَانَ مَعَهُ آلِهَةٌ كَمَا يَقُولُونَ إِذًا لاَبْتَغَوْا إِلَى ذِي الْعَرْشِ سَبِيلًا (42) سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يَقُولُونَ عُلُوًّا كَبِيرًا




    Скажи: «Если бы, как они говорят, наряду с Ним существовали другие боги, то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона. Пречист Он и премного выше того, что они говорят». (Сура аль-Исра, аят 42-43)


    2 - Скромность, порицание гордости и высокомерия.

    Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах говорил: «Тот, кто унизит себя перед Аллахом из-за смирения перед Ним, Он возвеличит его, а тот, кто возгордится надменно Аллах погубит его».

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым смиренным человеком перед своим Господом. Он говорил: «Я ем, как кушает раб, и сижу, как сидит раб».

    Посмотри на мудрость пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поистине он был роббаниян. Когда был ниспосланы слова Всевышнего:

    فَسَبِّحْ بِاسْمِ رَبِّكَ الْعَظِيمِ




    «Славь имя Господа твоего Великого» (Сура аль-Хакка, аят 52) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Сделайте это в поясном поклоне.

    А когда были ниспосланы слова:

    سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى




    Славь имя Господа твоего Всевышнего. (Сура аль-А‘ля, аят 1)

    Он сказал: Сделайте это в вашем земном поклоне.

    Т.е. он указал людям возвеличивать Аллаха в положении смирения, а это земной поклон, и приказал им в самом великом месте, в котором унижаются лица и покрываются пылью, чтобы они поминали там Аллаха, очищали Его самым высоким именем Его, вспоминая при этом о своей низости перед Его величием и своей смиренности перед Его силой и все это будет причиной их почета. И это место, где раб бывает ближе всего к своему Господу, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ближе всего раб бывает к своему Господу во время земного поклона, так делайте же в нем побольше дуа».




  • 10 авг 2013 02:12

    3 - Все, что набирает высоту из мирского обязательно упадет.

    Как сказал арабский поэт:


    وما من طيرٍ طار وارتفع

    إلا كما طار وقـع




    Какая бы птица, взлетев, не поднялась

    Она обязательно упадет

    Анас, да будет доволен им Аллах, говорил: «У пророка, да благословит его Аллах, была верблюдица по кличке ‘Адба, и никто не мог её обогнать, но однажды приехал какой-то бедуин на верблюде, которому было меньше шести лет, и обогнал её. Мусульмане были так огорчены, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) заметил это и сказал: «Что бы не возвысилось в мире этом, Аллах обязательно принижает это(или является обязательным для Аллаха принизить ее)».

    Что касается высокомерия перед Аллахом или желания возвысить себя над другими людьми, когда раб превращается в надменного, высокомерного, вплоть до того, что считает себя равным Аллаху, такой будет погублен. Как сказал фараон своему народу:

    أَنَا رَبُّكُمُ الأَعْلَى (24) فَأَخَذَهُ اللَّهُ نَكَالَ الآخِرَةِ وَالأُولَى (25) إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِمَنْ يَخْشَى




    «И сказал: «Я – ваш Всевышний Господь!» Тогда Аллах подверг его наказанию как в Последней жизни, так и в первой жизни. Воистину, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен». (Сура ан-Нази‘ат, 24-26)

    Тот, кто хочет возвыситься над созданиями Аллаха, он этим самым претендует на атрибуты Всевышнего Аллаха, как сказал Аллах в хадисе кудси: «Величие - Мой изар, высокомерие - Моя накидка, кто будет претендовать на что-то из этого, того Я накажу»

    4 - Искренность.

    Если раб поймет то, что Аллах «аль-’Алий» (Возвышенный), «аль-А’ля» (Всевышний), и что Он Мощен над Своими созданиями, он сразу начнет бояться Его Одного, будет надеяться только на Него Одного, и ждать вознаграждения только от Него Одного. Ведь Всевышний описал Своих искренних рабов этим в Коране:

    وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى*الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى* وَمَا لأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى * إِلاَّ ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الأَعْلَى




    Отдален будет от него (огня) богобоязненный, который раздает свое богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. (Сура аль-Лейл, аят 17-20)



  • 10 авг 2013 02:16

    5 - Поистине Аллах любит великие почетные дела.

    Поистине, Всевышний Аллах Высочайший, и поэтому любит Он почетные, высокие дела во всех вещах, как единобожие, благие нравы, джихад. Сахль бин Са'д, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине Аллах любит высокие нравственные качества, и не любит низкие презренные нравы»


    6 – Высокие степени для верующих.

    وَمَنْ يَأْتِهِ مُؤْمِناً قَدْ عَمِلَ الصَّالِحَاتِ فَأُوْلَئِكَ لَهُمُ الدَّرَجَاتُ الْعُلَى




    «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (Сура Та Ха, аят 75)

    Поистине, Всевышний Аллах Он Высокий, Он Тот, Кто поднимает и принижает, и никто не может возвыситься, кроме как через подчинение Ему. И высокое положение людей у Аллаха имеет причины:


  • 10 авг 2013 04:11

    Первое: Вера и знание, как сказал Всевышний:

    يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ


    «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура аль-Муджадила, аят 11)

    Всевышний по причине знаний поднимает даже раба и сажает его на места королей, как пришло в достоверном хадисе, что однажды Нафиъ бин аль-Харис пришел к Умару бин Аль-Хаттабу в Асфан. Умар поставил его над жителями Мекки. И Умар спросил у него: Кого ты поставил главным над жителями этой долины? Он ответил: «Ибн Абзу». Тогда Умар спросил: А кто такой этот ибн Абза? На что тот ответил: Один из наших вольноотпущенников. Тогда Умар сказал: Ты ставишь править ими бывшего раба? На что тот сказал: Он чтец Корана и знает науку о наследстве. Тогда Умар сказал: «Поистине ваш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине Аллах поднимает этой книгой одних людей и принижает других».

    Ибрахим Аль-Харби рассказывал: Атаъ бин Рабах был чернокожим рабом, которого родила одна из женщин Мекки. Его нос был подобен бобу. И однажды пришел амир правоверных Сулейман бин Абдульмалик к Ата с двумя сыновьями. Они сели рядом с ним, когда он молился. Когда он закончил свою молитву они начали задавать ему вопросы про обряды хаджа и затем Ата просто отвернулся от них. И Сулейман сказал своим сыновьям: Вставайте, и они встали. Затем он им сказал: «О сыновья мои, не будьте халатными в требовании знаний, поистине я никогда не забуду как мы находились в униженном положении перед этим чернокожим рабом»

    Также Аль-Харби рассказывал: «Мухаммад бин Абдуррахман имел короткую шею, и то она заходила к нему в тело, а плечи его торчали. И однажды его мать сказала ему: О сынок мой, если ты будешь находиться среди людей они засмеют тебя и будут над тобой издеваться. Поэтому требуй знания, они тебя поднимут. После этого он был управлял мекканским судом в течении 20 лет, и когда к нему кто-то приходил и садился перед ним, дрожал от страха пока не покидал его»

    Суфьян бин Уяйна говорил: «Самое высокое положение из людей занимают те, кто является посредником между Аллахом и Его рабами, а это пророки и ученые».



  • 10 авг 2013 04:11

    Второе: Чтение Корана, его заучивание и жизнь в соответствии с ним.

    Умар бин Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине Аллах поднимает этой книгой одних людей и принижает других».

    И это действительно так. Всевышний поднимает чтеца Корана в этой и той жизни. Что касается этой жизни, то это баракат в годах, широта средств пропитания и любовь людей. Что касается той жизни, то Всевышний поднимет чтеца Корана в Раю, и он будет подниматься до самого последнего аята который был им прочитан.

    Абдуллах бин Амр, да будет доволен им Аллах, передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Знавшему Коран будет сказано: «Читай, восходи и отчётливо произноси слова (раттиль), как делал ты это в земной жизни, и поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочтённому тобою аяту.

    Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что посланник Аллах, да благословит его Алалх и приветствует, говорил: Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, (уготована) двойная награда»

    Третье: Скромность.

    Всевышний Аллах говорит:

    تِلْكَ الدَّارُ الآخِرَةُ نَجْعَلُهَا لِلَّذِينَ لاَ يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِي الأَرْضِ وَلاَ فَسَادًا وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ




    «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных». (Сура аль-Къасас, аят 83)

    Также, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не убавляется имущество раба от милостыни, и Аллах обязательно возвеличит раба, если тот будет прощать, и тот, кто проявит скромность Аллах обязательно его возвысит»

    Абдуллах бин Аббас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого из детей Адама есть уздечка, концы которой в руках ангела. И если он проявляет смирение, то ангелу приказывается: подними уздечку, а если он проявляет высокомерие, то ангелу приказывается отпустить уздечку».

    Амр бин Шуйаб передал от своего отца, а тот от своего деда, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день высокомерные будут воскрешены в виде людей, но размером с маленькую букашку. Всякая вещь будет возвышаться над ними из-за их маленького размера, и это пока они не войдут в тюрьму ада, имя которой баулас, накроет их сильнейший огонь и их будут поить тынат аль-хабаль, соком обитателей ада»



  • 10 авг 2013 04:12

    Четвертое: Шахада на пути Аллаха.

    Ведь шахид умирает ради того, чтобы слово Аллаха было превыше всего. И соответственно вознаграждение ему будет подобное. Всевышний возвысит его, поднимет его степень в раю.

    Во-первых, обитель его будет под троном.

    Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине души шахидов в чреве зеленых птиц, которые живут в светильниках под троном. Они летают над раем когда захотят, затем возвращаются в эти светильники…»

    Во-вторых, у муджахидов в Раю сто степеней.

    Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине в Раю сто степеней, между каждой из двух, как между небом и землей. Аллах приготовил их для муджахидов на Его пути»

    В-третьих, шахиды будут находиться в верхней степени фирдаус.

    Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Умму Хариса бинт Сурака пришла к пророку, да благословит его и приветствует, и сказала: О посланник Аллаха, расскажи мне о Харисе (он был убит в битве Бадр). Если он в Раю, то я проявлю терпение, а если он в другом месте, то я буду сильно его оплакивать. На что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Мать Хариса, это Райские сады, и поистине твой сын в верхней степени Фирдаус».

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллахи приветствует, говорил: «Если просите Аллаха, то просите о Фирдаусе, поистине он является центром Рая, и самой высокой степенью в нем, над ним Трон Милостивого, и из него текут райские реки»

    В-четвертых, с шахидами Аллах будет говорить без занавеса.

    Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: Однажды меня встретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал мне: О Джабир, почему ты без настроения?

    Я ему ответил: О посланник Аллаха, мой отец умер, желая стать шахидом. Его убили в день при Ухуде и он оставил мне своих детей и свои долги.

    На что пророк ему сказал: «Не рассказать ли мне тебе о том, с чем встретил его Аллах?»

    Джабир сказал: Конечно, о посланник Аллаха! На что он сказал: Аллах ни с кем не разговаривал иначе как через завесу, и он оживил твоего отца и разговаривал с ним напрямую, сказав: «О раб мой, желай и Я тебе дам». На что он сказал: О Господь мой, оживи меня, чтобы я еще раз погиб ради Тебя. На что Господь сказал: Я уже раньше сказал, что она (т.е.душа) не вернется. И был ниспослан аят:

    وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا


  • 10 авг 2013 04:12




    Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа. (Сура аль-Имран, аят 169)


    Нет ничего подобного Ему в Его высоте.

    Поистине, Всевышний Аллах Он Высокий (Аль-Алий), Высочайший (Аль-А'ля). Никто не приближается к Нему в Его высоте, никто не подобен Ему в Его возвышении со всех сторон, из них:

    Ему принадлежит абсолютная высота со всех сторон.

    Кто бы из созданий не добился какой-то высоты, все равно в ней присутствует какой-то недостаток. Он может добиться высоты в имуществе, но при этом не добивается ее в правлении, или добивается высоты на этом свете, но не добивается ее на том. Или добивается ее в какое-то время и падает в другое, как тот, кто добивается высоты в силе, пока не ослабеет, или в здоровье, пока не заболеет или высоты в молодости, пока не постареет.

    Что же касается абсолютной высоты, высоты во всем, со всех сторон, то она принадлежит только Аллаху. Так как Всевышний Аллах Высокий, выше Которого нет никого, и даже никто не может приблизиться к Его высоте.

    Всевышний сказал:

    إِنَّ فِرْعَوْنَ عَلاَ فِي الأَرْضِ




    Фараон возгордился на земле. (Сура аль-Къасас, аят 4)

    Он превознесся на земле, и возгордился на ней, но не смог возвыситься в небо.


    Высота Аллаха постоянная.

    Высота созданий временная, ей предшествовало отсутствие, а после нее придет исчезновение.

    Что касается высоты Аллаха, то ей не предшествовало отсутствие и не последует за ней падение и нет в ней низости, она постоянна, не меняется.


    Милость в Его высоте.

    Каждый кто достигает высоты на этом свете бывает далеким от слабых и нуждающихся, и даже может брезгливо относится к ним.

    Что же касается Всевышнего, то Он близок, несмотря на Свою высоту, Милостив, несмотря на Свое высокомерие, Любящий, несмотря на Свое величие, Прощающий, несмотря на Свою мощь. Ничто Ему не может помешать ответить Своим созданиям, когда они взывают к Нему. Не стоит на вратах Его привратник. Он сказал в Коране:

    وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ




    Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. (Сура аль-Бакара, аят 186)