Комментарии
- Сб 13:44Любовь Черкашина(Тарануха)Печально...Многие люди помнят об этом!А то,что сколько советских людей погибло в борьбе с коричневой чумой ,на фронтах и на захваченых территориях,многие стали забывать!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Новости Ставрополя - Блокнот Ставрополь
Холокост — слово, которое заставляет замереть сердце, даже спустя десятилетия после произошедшего.
Кровавая жатва фашистского режима проходила во многих регионах и не обошла стороной Ставрополье. В крае от рук врага погибло от 28 до 35 тысяч евреев.
Юрий Левитан объявил о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года. А уже в 1942 боевые действия подобрались и к Северному Кавказу. Однако умирали не только солдаты, но и мирные жители. Конечно, ни для кого не секрет, что политика Адольфа Гитлера предполагала национальную чистку, и самым истребляемым народом стали евреи.
В Ставропольском крае враги уничтожили за время оккупации от 28 до 35 тысяч (по разным источникам, прим.ред) представителей этого этноса: местные жители, беженцы из Украины, Белоруссии, Ленинграда, врачи, ученые, старики и дети. Их расстреливали у рвов, оставляли умирать в «душегубках», закапывали заживо. Сегодня лишь немногие мемориалы напоминают об этой трагедии, а большая часть имен так и остаются неизвестными
По словам кандидата исторических наук кафедры истории России гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, в краевой столице, которая на тот момент называлась Ворошиловск, массовые казни начались уже в первые недели оккупации. Одно из самых страшных мест — урочище «Холодный родник», где в братской могиле покоятся около 6 тысяч человек, половина из которых — евреи. Их сгоняли под предлогом «переселения», заставляли рыть ямы, а затем расстреливали из пулеметов.
В Русском лесу, на месте бывшего аэродрома, фашисты убили еще 5 тысяч человек, среди которых было 4 тысячи евреев-беженцев. Сегодня здесь стоит памятник с именами лишь 300 жертв — остальные так и остались безымянными.
Как высечено на мемориале, в Кисловодске у горы Кольцо расстреляли 322 человека, в станице Григорополисская — 150 беженцев, в Пятигорске работали две «душегубки», в которых ежедневно убивали от 6 до 35 людей. В селах Дивное, Подгорная, Солдато-Александровское тоже есть безымянные могилы.
Как было представлено в одном из исследований Российского еврейского конгресса, самым кровавым местом на Ставрополье стали Минеральные Воды. В сентябре 1942 года у стекольного завода в поселке Анджиевский за три дня были расстреляны 7,5 тысячи евреев. Это второе по масштабу место убийств этого народа в России после Змиевской балки в Ростове-на-Дону. Среди погибших — целые семьи, врачи, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Лишь 1034 имени удалось восстановить — их высекли на мраморных плитах мемориала.
— Во время перевозки из одного конца рва в другой люди в машинах оказывались умерщвленными без выстрелов, видимо, током или удушающими газами, так как из открытых дверей машин при выгрузке выходил густой дым. Трупы казненных сваливались в ров, присыпали землей и укатывали машинами. <...> При обследовании сравнительно сохранившихся извлеченных трупов в количестве 38 обнаружено: огнестрельных ранений — 3, холодным оружием (резаные и колотые раны) — 6 и остальные 29 имели признаки удушения без каких-либо телесных повреждений, причем у некоторых трупов в полости рта и носовых ходах была обнаружена земля, поэтому можно предполагать, что эти люди были закопаны еще живыми. В числе обследованных 38 трупов обнаружено: женщин — 14, мужчин — 19 и детей: в возрасте от 3 до 6 лет — 3 и в возрасте от 7 до 14 лет — 2, — написано в «Акте о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в городе и районе Минеральные Воды», составленного районной комиссией после освобождения Ставрополья.
Как рассказал руководитель Ставропольской городской еврейской религиозной организации «Шалом» Ефима Файнера, вся территория стеклотарного завода была усеяна трупами.
По словам мужчины, в те времена все думали, что немцы остановятся еще на Ростове, но реальность оказалась совершенно другой. Сразу же как в регион пришли оккупанты, они расклеили объявления, что все евреи должны прийти с вещами в специальные пункты.
В одних городах они уверяли, что это делается для их же безопасности, и люди будут эвакуированы подальше от линии фронта. В других ничего не обещали и просто грозили расстрелом. И люди верили как в доброе, так и в угрозы.
Однако исход уже известен. Не щадили никого, даже женщин с грудными детьми на руках. Как итог, Ставропольский край можно назвать самой большой братской могилой эвакуированных евреев на территории Юга России.
После войны о трагедии долго молчали. Только в 1960-х появились первые скромные памятники, но многие места захоронений оставались заброшенными. Лишь в последние годы, благодаря проектам вроде «Вернуть достоинство», начали восстанавливать имена погибших. В 2019 году в Григорополисской поставили стелу с фамилиями ленинградских беженцев, в Кисловодске создали Аллею Праведников.