Комментарии
- 28 июл 2023 00:05Могу немного рассказать про семьюЕвсеевых, которую сослали в Кировскую область
- 28 июл 2023 07:27Вы что-то знаете о семье Евсеева Романа, участника войны? Его сын Новомир был эвакуирован из Ленинграда, жил в Знаменке и вел дневник.
- 28 июл 2023 09:53Мой муж, Евсеев Александр, является правнуком Ивана и Елизаветы Евсеевых
- 28 июл 2023 09:56Я так понимаю по родословной, что они были братьями, Роман и Иван
- 28 июл 2023 11:31Роман вернулся с войны и, почему то вместе с сыном переехали в Б. Маресьево. Сохранился дневник Новомира военного периода. Новомир стал капитаном 1 ранга (полковником), кандидатом наук.
- 11 авг 2023 12:04Добрый день, возможно, переезд Романа был связан с тем, что он хотел избежать ссылки, так как другие родственники были раскулачены и сосланы в Вятку..
- 11 авг 2023 13:56Нет, вернувшимся с войны уже репрессии не грозили, да и времена к 1945 году изменились.
- 24 авг 2023 22:54Мне копию дневника Евсеева Новомира присылала его родственница из Петербурга
- 26 авг 2023 13:59В 48 была большая чистка. Например, моего деда участника войны осудили по 58-1, ч б, на 15 лет. Он отсидел 7 лет. Позже его реабилитировали. Бабушка так хлопотала что им дали квартиру в нн. Они уехали из Апраксино.
- 26 авг 2023 20:16Спасибо, большое за такую работу, очень интересно знать. Всегда мне это село нравилось и нравиться, и люди там жыли и жывут хорошие. Всем здоровья.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Болдинский край
Село Знаменское
Село Знаменское расположено на живописном холме, а холм огибает небольшая речка Саля. Село хорошо видно по дороге из Пикшени в Болдино, а отстоит оно от Болдино всего в 2,5 км по прямой.Начало образования Знаменского как села, — писали «Нижегородские епархиальные ведомости», №16, 1893 г., — восходит к последней четверти XVII века, когда доселе лежавшие в пустоте земли стали принадлежать роду господ Сущевых. Приняв во владение пустопорожние земли, ником доселе не обрабатываемые и не заселенные, г.г. Сущевы для обработки их переселили на пустоши часть своих крестьян из старинных своих вотчин и посадили их там, где ныне село Знаменское-Пустошка.
Также Епархиальные ведомости писали о местоположении села: — Село Знаменское-Пустошка отстоит от Нижнего Новгорода на 180 верст, от Сергача на 50 и на 8 от ближайшей почтовой станции; расположено оно по обоим берегам небольшой речки Сали, впадающей в Пьяну, и образует две почти равные правильные улицы, склоненные немного к речке. Выше и ниже села по течению Сали в склонах к ней тянутся широкой лентой прекрасные пойменные луга, а выше склонов по ту и другую сторону залегает чернозем полевой.
В 1821 году часть села Знаменского была отделена, став самостоятельным населённым пунктом, который, при рождении у господ Сущёвых дочери Анастасии, назвали в честь неё. Село Знаменское-Пустошка осталось лишь на правой стороне реки.
Название села Пустошка — старое народное, а новое— Знаменское, по первому по времени храму в нём в честь Знамения Пресвятой Богородицы.
Святой родник
Старожилы села поделились с нами другой версией происхождения названия села, связанной с родником, который находился недалеко от села.
Святой источник на “Ключевых горах”, был образован в давние времена Знаменской церковью, чтобы набирать воду для церковных нужд.
В старину место возле родника было особенным, святым. Здесь стояла часовня, где проходили богослужения. Ходят слухи о том, что будто бы во время богослужения свеча, поднесённая к одной из икон в часовне, сама возгоралась. Это явление называлось “Знамение”. С этим явлением связана теория о названии села “Знаменское”. Есть также мнение, что зажигалась не только свеча, поднесённая к иконе, а зажигались все свечи, находящиеся в часовне.
Но ещё более интересное предание с родником связано с пребыванием в Болдино Александром Сергеевичем Пушкиным. Старожилы рассказывали, что А.С. Пушкин посещал Старые Селища, проезжая через “Ключевые горы”. Ехал верхом на лошади. Поэт решил остановиться у часовни, которая упоминалась ранее. Зайдя во внутрь, он испил святой воды из родника, помолился и поехал дальше.
Владельцы села Беклемишевы
Представители этого рода на Болдинской земле владели Знаменским с 1811 по 1893 год. Беклемишевы являются родственниками Зыбина С.В, который владел частью Болдинского имения. Из рода Беклемишевых была мать князя Д. М. Пожарского Ефросинья Федоровна и мать М. И. Кутузова Анна Илларионовна.
А.С.Пушкина связывает с поместьем Беклемишевых предание, что об увлечении поэта бывшей крепостной Пушкиных Февронией Ивановной Виляновой, для которой Пушкин купил якобы 40 десятин земли у Беклемишева и даже собирался на Февронии жениться.
Нет подтверждения тому, что Иван Степанович Вилянов получил от Пушкиных желанный участок. Известно другое: он купил землю у Беклемишева. После смерти Ивана Степановича в 1835 году землёй – пустошью Селилей – владела его вдова Прасковья Дмитриевна. Отсюда и “Знаменский” отзвук в легенде о Февронии.
На планах 1808 и 1818 годов владельцем села Знаменского значится кабинет-курьер Пётр Сергеевич Беклемишев. Его дочь Александра Петровна при выходе замуж за подпоручика Ивана Петровича Сущева получила часть знаменского поместья в приданое. Позднее приданое перешло к одному из её сыновей Николаю Ивановичу Сущеву. Вторая дочь Петра Сергеевича Беклемишева Настасья Петровна после смерти сестры жила в семье племянника Николая Ивановича.
В 1835 году Николай Иванович Сущев, отставной капитан-лейтенант флота, подписал завещание, в котором упомянуты покупки в 1834 году у Настасьи Петровны, а в 1815 и 1821 годах – у Николая Петровича Беклемишева около тысячи десятин земли, большую часть которой покупщик Сущев приписал к сельцу Анастасову, им основанному.
Николай Петрович Беклемишев в том же 1821 году купил участок знаменской дачи. Сохранилась доверенность гвардии, прапорщика Н.П. Беклемишева на выдачу купчей, в которой сказано: “… запродал я ему господину Пушкину из недвижимого моего имения доставшееся мне по наследству после покойного родителя моего кабинет-курьера Петра Сергеевича Беклемишева… пахотной земли в 60 десятин…”.
Владельцем части Знаменского был ещё один Беклемишев – Пётр Дмитриевич, сын Тульского помещика Дмитрия Петровича Беклемишева, купивший в селе Знаменском 100 душ.
Если внимательно изучить историю пребывания А. С. Пушкина в Болдино, то можем сделать вывод, что Беклемишевы и Сущевы не желали приглашать поэта к себе в гости, также не имея желания общаться с ним.
(По Н. И. Куприянова. К сему: Александр Пушкин. Горький, 1982, с. 137—138).
Население:
На 1850 год в селе Знаменском 55 дворов, 2 мельницы.
На 1859 год в селе Знаменском значилось 48 дворов, в которых проживало 249 жителей мужского пола и 271 женского. Значилось в селе и две церкви.
На 1886 год Знаменское (Пустошка), село бывшее владельческое при речке Сале, дворов 80, жителей 526. Церковь православная, школа.
На 1895 год в селе Знаменском проживало 275 мужчин и 345 женщин, всего 620 человек.
На 1911 год в селе Знаменском насчитывалось: 71 двор бывших помещиков Беклемишевых и 67 — Сущевых.
На 1925 год в селе Знаменском 189 дворов, проживает 954 человека, из них 450 мужчин и 504 женщины. В селе 3 мельницы, работает 3 мельника.
1890. Допрошены о краже денег в приходской церкви Константин Яковлевич Дуболазов, Ксенофонт Харитонов, Степан Лавочников, Яков Маршен. Михаил Дуболазов похвалялся, что у него денег хватит на две лошади.
1894. 20 октября в 2 часа 15 мин. ночи скончался наш государь император Александр Александрович, а 25 октября во вторник прибыл Земский начальник А.М. Ермолов для приведения к присяге Знаменских и анастасовских крестьян новому государю императору Николаю Александровичу.
1895. Отведено место для храма и назначен уполномоченный для ходатайства о выдаче архитектурного плана и покупки разных материалов Пётр Докукин.
1896. Астроном Фалоб предсказал, что земному шару грозит большая опасность от кометы, открытой в 1866 году, ожидается её столкновение 13 ноября 1899 года с Землёй.
1896. По случаю коронации Его Императорского Величества государя императора Николая Александровича объявлен нерабочий день на 14, 15 и 16 мая. В эти дни все крестьяне ликовали и выкинули флаги у домов своих, а кто порывается работать, того указано строго преследовать.
1897. Проведён 10 апреля церковный сход, на котором обсуждён план новой церкви и выбраны строители: от 1-го Знаменского общества - Пётр Васильевич Докукин, от 2-го Знаменского - Михаил Петрович Шибанов, от Анастасовского общества – Иван Кузьмич Артемьев.
1897. 11 мая в воскресенье проведён приходский сход в присутствии сельских старост Знаменского 1-го общества Ф.Белякова, 2-го общества П.Завыленкова, Анастасовского П.Варламова. Завезена известь 600 пудов.
1897. Церковные строители Докукин, Кузьмин и Шибанов порядили мастера Петра Васильева срубить нашу приходскую церковь, обшить тёсом и покрыть железом за 1800 рублей.
1897. 2 августа у Михаила Яковлевича Дуболазова был пожар, охватил два дома и одно гнездо. Сосед его Михаил Дмитриевич Завыленков пострадал от огня.
1899. 26 сентября в Знаменском была собрана большая публика для поднятия крестов на новую церковь. 9 октября привезены иконы, которые врезаны в церковные врата, т.е. четыре Евангелиста, иконы Божией Матери, Архангела Гавриила.
1899. 27 декабря прихожане села Знаменское были созваны нашим церковным строителем Ф.Ломакиным для встреч нового колокола с села Апраксина, который подвезён человеческой силою прямо к новому храму и подвешен на столбы.
1900. 23 января воскресенье день для всех нас высокоторжественный - освящение нашего нового храма.
1900. В нашем новом храме в первый раз были венчаны сельские два брака: 1. Андрей Николаевич Завыленков и 2. Николай Михайлович Харитонов - 4 февраля и 5 февраля.
1900. Наш приходской священник Стефан Троицкий назначил на 10 ноября 7 браков. Последние четыре брака были священником проведены нехорошо, во время венчания Ивана Утехина тёмным вечером нашего священника угостили по шее колом, и брак Павла Суминова уже проводил Кистенёвский священник.
1901. В ночь на 3 апреля во время праздника Пасхи загорелось у Абрама Харитонова во дворе, была буря, сгорело 37 домов, начиная от Степана Галапазова до Ивана Молодцова.
1903. 7 июля поднялась с западной стороны грозная туча и произвела сильный удар прямо в дом Ефима Фёдоровича Варламова, дом загорелся и выгорели два дома.
1904. По распоряжению Духовной Консистории нашему новому священнику заступить в селе Знаменское 18 октября.
1904. Объявлена мобилизация всех запасных с 1888 по 1904 год. По Знаменскому обществу взяты Павел Галанцов, Осип Лавочников, Архип Ермаков, Александр Моршен, Илья Ермаков, Леонтий Цыганков, Андрей Сидягин, Ермил Матвеев, Алексей Денисов, Василий Завыленков.
1905. 17 сентября у Евграфа Екимова по неосторожности его жены Акулины случился пожар, и сгорели дома Евграфа Екимова, Семёна Челнокова и Фёдора Челнокова.
1907. От скарлатины умерло много детей, в т.ч. С.Докукин, С.Агафонов, М.Завыленков, И.Пётр.Ломакин, Е.И. Митрофанов, П.Чирков, В.Н. Дуболазов, Андр.Моршен.
1907. 23 мая заступил на службу Николай Иванович Соколов.
1909. По нашему суждению, когда мы узнали, что сыну нашему Роману назначили стипендию по 5 рублей на месяц с 1 октября 1909 года, то мы сшили ему долгое пальто, которое началось носить 5 декабря. По 1 июня получено пенсии 45 рублей.
29 мая Сергачский Уездной съезд окончательно закрепил в личную собственность душевой надел Фёдору Евсееву. Соседи Леонтьевского поля Михаил Лавочников, Иван Докукин, Степан Лавочников, Анисим Суминов, Абрам Харитонов, Иван Беляков, Дмитрий Моршен, Алексей Моршен, Иван Сергеев, Филипп Докукин, Николай Харитонов, Василий Моршен, Семён Суминов, Пётр Моршен, Василий Харитонов, Иван Варламов, Алексей Харитонов, Филипп Суминов, Павел Суминов.
1909. Воскресенье и понедельник 11-12 октября женил сына моего Ивана на Акулине Петровой (дочери Марфы Лавочниковой). Свадьба проводилась в очень благоприятном положении, к свадьбе этой я, Евсеев, изготовил из собственного материала: муки для пирогов и говядины, заколол своего быка весом в 4 пуда, кроме того, денежными средствами я обошёлся своими, время послужило очень хорошее, тёплое и ночами лунное, и свадьба совершилась очень благоприятно и тихо, а всего, слава Господу Богу, свадьба мне стала 115 рублей.
1909. 22 октября случился пожар, сгорели дома Василия Харитонова, Абрама Харитонова.
1909. Сей 9-й год весьма замечательный для меня, Евсеева, - поженил сына своего Ивана. Всего было 16 свадеб.
1910. Весною сего года мая месяца назначен человек, который будет собирать сбор денег во время богослужения в День Святой Троицы на устройство церквей, школ для православных переселенцев в Сибирь (это я, Ф.Евсеев). На руки мне выдано удостоверение от господина Уездного начальника. Собрано мною было в 1-й год в день Троицы 98 копеек.
1912. 12 августа в воскресенье был собран сельский сход, и сельским старостой на 1912-1915 годы избран я, Фёдор Яковлевич Евсеев, 52 лет, с 24 сентября избраны сельские выборные старики: Егор Афанасьевич Масленков, Павел Степанович Беляков и Иван Константинович Сергеев.
1913. 31 октября по случаю 300-летия Дома Романовых отлиты были светло-бронзовые медали с портретами государей Михаила Фёдоровича и Николая Александровича и лично мною получены - я был сельским старостой.
1914. 17 июля был объявлен сбор, а 18 июля запасные отправлены по мобилизации: Семён Докукин, Никита Сергеев, Иван Харитонов, Григорий Докукин, Абрам Докукин, Михаил Докукин, Данила Харитонов, Василий Харитонов.
1914. Мобилизованы с 20 сентября Иван Фёдорович Евсеев, Алексей Иванович Сергеев, Пётр Фёдорович Беляков, Николай Павлович Суминов. Призваны с 1915 года Павел Иванович Варламов, Фёдор Иванович Молодцов, Роман Фёдорович Евсеев.
1916. 9 июля получили телеграмму от сына своего Романа, в которой извещает нас, что получил лёгкую рану в голову, переехал в Нижний Новгород, положены они в Дворцовый лазарет.
1916. 29 января была мобилизация лошадей в селе Черновском. Отобрали у меня, Евсеева, последнюю лошадь Карева Мерина Ливчика и у Ивана Павловича Завыленкова. Убиты по селу Знаменское в 1916 году Абрам Иванович Докукин, Алексей Иванович Сергеев, Илья Нестерович Харитонов, Иван Фёдорович Докукин, Михаил Васильевич Екимцов, Мирон Иванович Докукин. Были в плену Иван Фёдорович Евсеев, Павел Иванович Варламов, Данила Алексеевич Харитонов.
1917. 23 октября подожжён был Барский дом со всеми постройками. Все постройки сгорели, имение Барское растащили всё крестьяне себе.
1917. Список пайщиков в Знаменское общество потребителей в 1917 году - всего 87 человек, в том числе Фёдор Петрович Докукин, Василий Петрович Докукин, Иван Яковлевич Моршен, Григорий Фёдорович Моршен, Пётр Андреевич Моршен, Пелагея Михайловна Моршена, Иван Николаевич Харитонов, Степан Абрамович Харитонов, Иван Абрамович Харитонов, Василий Арефьевич Харитонов, Мария Филипповна Харитонова, Николай Михайлович Харитонов, Марфа Степановна Харитонова, Яков Николаевич Харитонов, Лукерья Степановна Харитонова, Фёдор Яковлевич Евсеев, Наталья Фёдоровна Евсеева, Василий Иванович Варламов, Иван Константинович Сергеев, Иван Павлович Завыленков, Александра Ивановна Завыленкова, Наталья Васильевна Завыленкова.
1918. 23 июня неожиданно упала каменная стена, которую разбирали Яков и Пётр Кузнецовы и Гаврила Докукин, и насмерть задавила Петра Кузнецова.
1919. Сына Ивана вызвали в Сергач и в июне освободили от военной службы. И в этот же день сын Роман пришёл домой на излечение на 1 месяц.
1920. Список взятых в Красную Армию в 1919 году: Никита Иванович Сергеев, Дмитрий Иванович Харитонов, Никандр Григорьевич Моршен, Павел Иванович Варламов, Роман Фёдорович Евсеев, Фёдор Завыленков, Павел Завыленков, Семён Иванович Завыленков.
1924. 1 декабря в воскресенье проводили Наташу в Петроград с Шибановой Варварой к брату своему Роману Евсееву, получили 18 декабря письмо, что Наташа доехала благополучно накануне Николы.
1924. Назначен был 23 ноября церковным старостой Фёдор Яковлевич Евсеев с положенным ему жалованием 20 рублей.
1927. На Пасху 12 апреля Василий Никитыч Варламов сорвался в воду и утонул.
1929. 29 октября написали договор о покупке ветряной мельницы у Дмитрия Яковлевича Ильичёва за 1050 рублей, из этой суммы ждать 200 рублей до 1 октября 1930 года.
1930. 20 декабря в суд был вызван мой сын Иван Фёдорович. Осуждён на 5 лет с конфискацией имущества.
1931. В ночь на 26 марта совет властей в заседании своём постановил вывести шесть семей кулаков: Ивана В.Ипатова, Николая М.Харитонова, Евгения В.Ипатова, семейство Евсеевых, Марфу Денисову, Дмитрия Ильичёва. В 5 часов утра увезли их на станцию Ужовка.
1931. Семейство Евсеевых осталось совершенно без хлеба.
1931. Во вторник 23 октября мы проводили сына своего Ивана к своему семейству в то место, где находится наше семейство - в Кировскую губернию в Чёрный Яр из 8 человек: сама Акулина с ребятами, сын Александр со своей женой Елизаветой и дочкой Антонидой, собрали ему большой багаж: три мешка тяжёлых, когда провожали его утром рано, день был пасмурный, и крепко грустились, плакали.
1933. В это лето на наше Евсеево место поселился с посёлка Н.И. Коскин, как мне неприятно смотреть на его постройку, и по осени он занял мою усадьбу, в огороде засадил яблонями и весь огород загородил кругом пряслом и в огороде поставил баню.
1934. В четверток 21 декабря произошло печальное событие, с нашей приходской церкви по очереди сняли колокола. Снятие колоколов было произведено по дурному действию. Все колокола были дурно уронены, все колокола были разбиты на мелкие части. Большой колокол весом 172 пуда 19 ф. упал на землю и не разбился, а колокол весом 82 пуда был уронен с целью на большой колокол и разбился на мелкие части. А большой колокол был повешен в 1900 году, висел на церкви 34 года.
1936 года 25 января, по новому стилю 13 февраля. В воскресенье в ночь началось разрушение храма. Тут присутствовал председатель с/с и милиционеры из Б.-Болдина. Первым делом вошли в храм, перебили все иконы. Кресты уронить в ночь не пришлось, их уронили или спилили в понедельник днём. Всё, что было в храме, растаскали все кому пришлось.
Народные названия
Народные названия начнём мы с окружающей села местности. На южной окраине села расположилась Петряева гора. Такое название этот пригорок получил потому, что здесь жил Пётр Семёнович Агафонов (дед Петруха). Он был немного странным жителем. Носил шапку-ушанку задом наперёд, что внушало необъяснимый страх местным жителям. В зимнюю пору Петряеву гору знаменские дети использовали для катаний на лыжах, коньках, салазках, ледянках и на всём, что могло скользить и ехать.
В двух километрах от села расположена холмистая возвышенность, которая называется Ключевые горы. На настоящие эти «горы» совсем не похожи, но таково название. В действительности это холмистый южный склон.
Одна из особенностей Ключевых гор - «Залежа». Это верхняя часть возвышенности. Возможно её назвали так потому, что здесь находятся залежи камня песчаника-плитняка. Этот камень здесь добывали с незапамятных времён. Добывали камень на «Залежах» все, кому он был нужен на фундаменты под дома и другие постройки.
Из камня-плитняка в 1950-х годах в Знаменском было построено два скотных двора. Вскоре после войны отсюда возили плитняк для постройки гидроэлектростанции на реке Сале между Знаменкой и Анастасовом, однако вскоре от этой идеи отказались. На месте этой стройки и сейчас лежат отдельные плитки, а место это называется “Камешки”. Сюда приезжают жители купаться и ловить рыбу.
Знаменская молодёжь в 1950-е годы выкладывали кубометры из плитняка, а затем продавали камень в колхоз «7-е Ноября» в с.Анастасове, председателем которого в то время был Василий Леонтьевич Шибанов. Председатель приезжал в Знаменское, замерял кубометры плитняка и выдавал деньги.
В 1960-е годы на горах проводили даже поиски нефти. Однако разведанные ресурсы оказались слишком малыми, и дальнейшая разработка месторождения нефти оказалась нецелесообразной.
Главной достопримечательностью Ключевых гор является родник. Он находится в верхней части нагорья, у подножия холма с крутым склоном. Вода в нём кристально чистая и очень холодная. О роднике и его воде среди жителей села ходили различные слухи и легенды. Некоторые и до сих пор утверждают, что вода в роднике целебная.
Чтобы подойти к нему, необходимо преодолеть очень крутой спуск или идти далеко в обход, где более отлогое место. Кроме того, подъезд к роднику стал невозможно трудным, т.к. территорию вблизи родника сверху распахали.
Именно на этом роднике по преданию произошло “Знамение”, о котором было сказано ранее.
В сторону посёлка Успенский был прежде главный путь на Большое Болдино - «Переезд».
“Бокалдина” - это небольшой омут на повороте реки Сали напротив дома Якимовых, практически в конце села.
Старожилы рассказывали о том, как вблизи села останавливался с дружиной сам Емельян Пугачёв. Поросший деревьями и кустарниками овраг, где дружинники Пугачёва держали и ковали лошадей, сохранился до сих пор, и он называется “Станки”. Ходили слухи о том, что Пугачёв тайно закопал в другом овраге вблизи рощи бочонок с золотом. Конечно же, бочонок до сих пор не найден, но желающие испытать счастье и стать его обладателем находились. Заросший так называемый “Захаров овраг” расположен неподалёку от Знаменской рощи в 2 км западном направлении от села.
Рядом с Захаровым врагом на “Cтанках”, расположен “Волков враг”.
“Крутой берег” - высокий берег, словно утёс, возвышающийся над речкою Салей на юго-западной окраине села. Весной берег рано освобождался от снега и сюда выпускали на прогулку овец. А во время половодья жители села приходили посмотреть ледоход. По вечерам на берегу собиралась молодёжь.
В недрах Крутого берега хранились запасы белой глины, из которой изготовляли черепицу для кровли. Производство находилось неподалёку от берега. Это место сейчас называется “Черепичник”. Сюда доставляли белую глину, месили её босыми ногами, затем массу закладывали в огромную машину и прессовали красивую, размером в полгазетный лист, лепёшку. Затем лепёшку сушили, закаливали - вот и черепица готова для крыши. После войны производство было заброшено.
Зимой Крутой берег становился местом катания на лыжах. Но также этот берег интересен тем, что именно на его склоне располагалось первое кладбище деревни Пустошки, на которое из села Срезнёво был перенесён Знаменский храм.
К сожалению “Крутой берег” не сохранился до наших дней, несколько лет назад он «сполз» в реку Салю.
Хочется также сказать о самой реке Сале, которая по одной из версий происходит от эрзянского слова “Салы” – уносит, ворует. Слово часто употребляют как словосочетание “Ведесь салыззе” – вода унесла. Эта версия больше подходит, так как раньше Саля была довольно полноводной рекой и затопляла большие площади. При этом имеет очень быстрое течение. Но также название похоже на эрзянское слово “Сал” – соль, то есть солёная вода.
После отделения части села в самостоятельный посёлок в материнском селе оставались следующие названия: порядок Башмаковка, Беклемишев порядок, Сущев порядок, Евсеево место. Сущев порядок расположен по берегу реки Сали, а Беклемишев порядок напротив него, на холме. Порядки названы по владельцам этих порядков.
Башмаковка располагалась под Петряевой горой небольшим закутком от Беклемишева порядка в конце села. Башмаковка состояла приблизительно из 12 домов. Когда-то на этом порядке шили обувь и поэтому он получил такое название. На Башмаковке проживали семьи крестьян Челноковых, Шибановых, Логиновых, Матвеевых, Гавриных, потомки которых и сейчас живут в селе. Башмаковка разорилась, когда жителям надоели постоянное наводнения, а также людям хотелось жить поближе к центру села. По воспоминаниям старожилов улицу затопляло по крыши, из-за этого часто приходилось привязывать домашний скот на крышу дома.
На месте Башмаковки в 1960-е годы была молочно-товарная ферма, затем ферма содержания молодняка.
Храмы
Как свидетельствуют письменные источники, в Знаменском-Пустошке было три храма. Первый по времени в честь Знамения Пресвятой Богородицы был построен не владельцами села и его жителями, а перенесен сюда в начале XVIII столетия из села Срезнёва. «Нижегородские епархиальные ведомости», N16, 1893 год, сообщали, что за бунт крестьян против помещика село было «порушено». Владелец села всех молодых мужчин отдал в рекруты, остальных жителей вывезли в Муромский уезд. Церковь была перенесена в деревню Пустошку. По названию этого храма Пустошка стала называться Знаменским.Долгое время по правую сторону дороги, идущей из Знаменского в Апраксино, стояла небольшая каменная часовенка, указывающая место, где стоял храм Знамения Пресвятой Богородицы, вокруг которого располагалось село Срезнёво. Перенесённая из Срезнёва в Пустошку церковь была деревянной, двухпрестольной. Святые престолы в той церкви были посвящены: главный — Знамения Божией Матери, придельный — Нерукотворного образа Христа Спа¬сителя. Богослужение в ней совершалось до конца XVIII века. В церковной описи, составленной 13 августа 1802 года, говорится: «... в селе Знаменском церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, деревянная, холодная, ветхая, в коей по причине ее ветхости служить запрещено». А из церковной описи за 1810 год узнаем, что в Знаменском к этому времени была построена уже другая деревянная и тоже холодная однопрестольная церковь во имя святителя и Чудотворца Николая, а старая Знаменская была полностью упразднена.
Знаменская церковь стояла недалеко от нынешнего Николаевского храма на том месте, которое называется старым кладбищем. Место это с признаками могил и остатками надгробных памятников - поросло ныне травой и образует луг, посреди которого до 1848 года стояла часовенка. Новое кладбище отведено в год построения Николаевской церкви и находится от неё на расстоянии 1 1/2 версты (1,6 км), обрытое глубоким рвом.
Новая приходская деревянная церковь была построена владельца¬ми села и освящена во Святителя и Чудотворца Николая. Но пустошане и после освящения нового храма по-прежнему продолжили праздновать день Знамения Божией Матери и день Нерукотворного Спаса. Ежегодно при торжественном богослужении совершался крестный ход на старое кладбище, место, где стояла Знаменская церковь. Здесь служился молебен и панихида по усопшим.
Почитаемые храмовые дни нового Николаевского храма были 6 декабря (в наши дни 19) и 9 мая (в наши дни 24).
Из достопримечательностей Пустошкинского Николаевского храма обращают на себя внимание: а) резной образ Воскресения Христова на горнем месть; б) резной же образ снятия со креста Спасителя по правую сторону горнего места; в) резной же образ распятия Христова на кресте с предстоящими - по левую сторону горнего места; г) небольшой деревянный крестик с резным изображением Спасителя на кресте, оправленный в серебро, с следующею надписью на оборотной стороне: “Мощи святыхъ: Іоанна Предтечи, Андрея Первозваннаго, Василія Великаго, Григорія Богослова, Григорія Нисскаго, Іоанна Златоустаго, Гурія и Варсонофія Казанскихъ, св. Анны матери Пресвятыя Богородицы, Князя Александра Невскаго, Михаила Черниговскаго, Пераскевы Пятницы, Великомученицы Варвары, Оеодора Тирона, Іоанна Воина, Оеодора Стратилата, Великомученика Никиты, Сергія Чудотворца - по объщанію Григорія Исаева сына Беклемищева”; крестик этот хранится в особом киоте в алтаре.
В церковной библиотеке имеется трёхмесячная Минея со следующею надписью на обороте последнего листа (заглавного нет): “1719 году въ Іюнь мъсяць сію книгу три мьсяца Сентябрь, Октябрь, Ноябрь Минею купилъ стольникъ Оеодоръ Өеодоровичъ Трескинъ, далъ сорокъ алтынъ”. Летосчисление написано славянскими буквами, а пропись фигурным старинным шрифтом чисто и четко.
Приходский Николаевский храм находился вне села на расстоянии в 120-ти саженях (256 метров) от жилых домов, на возвышенном месте по правую сторону речки Сали. По своей архитектуре он представлял собою четырех¬угольное продолговатое деревянное здание с одним возвышающимся массивным куполом. Крыша на храме была железная, покатая на две стороны, а над куполом — круглая, окрашенная медянкой. Глава утверждена на фонаре. Крест на церкви был деревянный, обитый белой жестью. Колокольня с пятью колоколами на ней была соединена с церковью, построена одновременно с ней. Кругом храма — решётчатая ограда, построенная на средства прихожан.
С Никольским деревянным храмом есть предание, что попа Никольского храма похоронили с большим золотым крестом на старом кладбище. Многие пытались найти его захоронение, но так и не смогли.
Кладбищенский храм Сущевых во имя Святителя и Чудотворца Николая.
В 1848 году местная помещица Елизавета Ивановна Сущева построила на кладбище каменный храм со склепом, в котором покоились тела усопших владельцев села из рода Сущевых. Этот храм, как и приходский деревянный, был освящен тоже во имя святителя Николая. Храм был построен в Русско-Византийском стиле.
В 1934 году храм был разрушен. Старожилы вспоминали, что его рушили с особой жестокостью, выкатывая из склепа черепа семьи Сущевых, а также раскидывая их прах по округе. Иконы побиты ногами и камнями.
В наши дни храм активно восстанавливается. Вот что писала газета “Болдинский вестник” и Лысковская епархия об этом событии.
В Свято-Никольском храме села Знаменское 16 августа 2020 г. совершена первая, после разорения храма, Божественная литургия. Этому предшествовала активная работа по восстановлению храма, которая началась в марте этого года. За это время у храма была восстановлена крыша, поднят новый купол и крест и благодаря черновой заливке полов появилась долгожданная возможность провести в храме первую за последние почти сто лет Божественную литургию. Это знаковое событие положило конец периоду забвения и, будем надеяться, послужит началу духовного возрождения села. Перед литургией был совершен водосвятный молебен стены храма, новая утварь приобретенная благодетелями и алтарь были окроплены святой водой, храм освятили малым чином.
В этот день под своды старинной церкви собралось большое число прихожан из местных жителей, волонтеров проекта «Пушкинский доброволец», гостей, а также родственников последнего служившего здесь священника Василия Архангельского, расстрелянного в ходе репрессий в 1937 году. Соборную молитву поддержали врио главы администрации Большеболдинского района Алла Александровна Морозова и глава местного самоуправления Владимир Михайлович Кочетов. На службе многие причастились Святых Христовых Тайн, в том числе дети — это особенно ценно; это то, ради чего стоит возрождать наш храм.
Село Знаменка стало местом реализации проекта «Пушкинский доброволец». Проект состоялся за счёт средств фонда Президентских грантов при участии компании «Атомстройэкспорт». 15 парней и девушек сотрудников инжинирингового дивизиона Госкорпорации «Росатом», проживающих в разных регионах России, прибыли оказать посильную помощь в благом деле восстановления храма Святителя Николая. Трудами ребят расчищена территория и подклет храма от мусора и наносного грунта. Волонтеры приняли участие в установке колоколов на звоннице и подготовке храма к богослужению. К работе присоединились также местные жители и другие неравнодушные люди, пожелавшие внести свою лепту и стать причастными к этому великому и благому делу.
Лампада молитвы возжена и мы уповаем на то, что это дело проповеди Евангельской истины приведет многих ко спасению души, к избавлению от зла и обретению духовного совершенствования.
25 мая 1897 года в Знаменском состоялась закладка новой церкви. Это торжество совпало с днём рождения Ее Императорского Величества госу-дарыни императрицы Александры Федоровны. Торжество началось накануне, 24 мая, всенощным бдением, которое совершал приходский священник С. Троицкий с диаконом села Казаринова А. Ноготновым. На литию и величания выходили: местный благо¬чинный — священник села Илларионова О.П. Коринфский и Лукояновского уезда священники села Болдина Н. Смирнов и села Пикшени И. Богоявленский. На торжество пришли не только жители Знаменского, но и других окрестных селений — Болдина, Пикшени, Кистёнева, Селищ. После утренней литургии, которая совершена была в Никольском храме священником села Пикшени И. Богоявленским, удар церковного коло¬кола известил к поздней литургии, которую совершили — отец Благочинный Коринфский, священники Н. Смирнов и С. Троицкий. Богослужению во многом способствовало хорошее пение четырех церковных хоров: на правом клиросе Пикшенского, под управлением священника И. Богоявленского, а на левом — трех объединенных — Кистеневского, Селищинского и Болдинского. После благодарственного молебна был совершен крестный ход на заранее приготовленное место закладки нового храма. На этом месте был водружен крест. Благодаря усилиям местных владельцев и прихожан новый храм был сооружен за два года. В 1899 году он был освящен во имя Знамения Божией Матери. В этом же году освящён придел в честь Нерукотворного Образа Спаса.
Спонсировал строительство храма Фёдор Ефимович Ломакин, проживавший в соседнем сельце Анастасово. По легенде Ф.Е. Ломакин при закладке храма положил под алтарь золотую монету.
По исповеданию веры Пустошане все православные, усердно посещают храм Божий, строго соблюдают посты, установленные Православною Церковью, ежегодно исполняют св. долг исповеди и причастия св. Таин.
К церковному приходу села Знаменского издавна относились селения Пикшень и Аникеевка Лукояновского уезда. Но с построением в 1869 году в Пикшени церкви, эти деревни выделились из Знаменского прихода, образовав приход самостоятельный — Пикшенский. В Знаменском приходе оставались село Пустошка и сельцо Анастасово. На оба села было 150 дворов.
Причт от начала образования прихода и до 1842 года состоял из полного штата; с 1842 -1861 при двух священниках; с 1861 по 1869 г. - до приходской реформы и церковных штатов опять из полного штата; с 1869 года и по наше время - из священника и псаломщика.
Основой содержания причта служила и служит земля, которой в пользовании причта находится - усадебной 3 десятины, пахотной 30 и луговой 3 десятины; далее от начала образования прихода и до 1872 года причт производил по приходу хлебные сборы и пользовался денежной платой за требы и службы. Эти два последние источника содержания причта в 1872 году по взаимному соглашению причта и прихожан заменены денежным жалованьем от прихожан причту в размере 246 рублей в год, так что теперь крещение, браки, погребение, исповедь, служение молебнов в дни св. Пасхи и храмовых праздников, а равно и при хождении с св. крестом в праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, не оплачиваются поручно, как было прежде.
Приход села Знаменского разбит на три сельских общества, принадлежит к Апраксинской волости; в нём пять крупных землевладельцев: один помощник и четверо из крестьян; остальное население прихода - крестьяне собственники.
В селе Знаменском существовало и церковно-приходское попечительство, состоящее из шести человек крестьян.
В церковно-приходской летописи села Знаменского отмечен интересный факт:
В ночь на 8 Ноября 1878 года церковь подверглась ограблению: все принадлежности жертвенника и престольная, кроме дарохранительницы, были похищены, именно: два напрестольных креста, два Евангелия, сосуд, дискос, два блюдца и пасхальный трисвечник; разбит и свечной ящик, из которого выкрадено 25 рублей, а всего пограблено на сумму 248 рублей 20 копеек.
За историю села Знаменского в нём было 3 кладбища. Первое кладбище располагалось на Крутом враге, именно на нём была первая Знаменской церковь из села Срезнёва, а после Николаевская.
В начале XIX века кладбище было перенесено в центр села, где в 1848 году был построен каменный кладбищенский Никольский храм. После разрушения храма и кладбища в 1934 году, новое кладбище перенесли за село, где оно располагается и по сей день.
Из Адрес-календаря Нижегородской епархии за 1904 год мы узнаём, что в храмах служит священник иерей Степан Васильевич Троицкий (55 лет. В приходе с 1887 года), псаломщик М.С.Беляков (49 лет, в приходе с 1880 года), заштатный священник Капитон Херсонский (82 года), церковный староста Я.П.Чирков (с 1886 года).
Школа
В адрес-календаре Нижегородской губернии на 1876 год в селе Знаменское значится земское училище, которое было открыто в 1870 году. Училище было открыто на средства Сергачского земства. В училище был трёхгодичный курс обучения. В училище обучаются мальчики и девочки вместе.
Законоучителем в нем был священник местной церкви Капитон Херсонский, а учителем Михаил Васильевич Салганский. По сведениям 1888 года, в Знаменском земском училище обучалось 35 мальчиков и 5 девочек.
В 1920-е годы земское училище было упразднено, а в его здании расположилась начальная 4-х классная школа. После войны школа переместилась в здание бывшей Знаменской церкви, построенной благодаря купцу Ломакину.
После 1960-х годов начальная школа была разрушена на нужды колхоза. Чтобы получить десятилетнее образование дети ходили в с.Б-Болдино. Одной из первых советских учителей в Знаменской начальной школе была Лавочникова Анастасия Михайловна (прозвище Шлепедора), а после неё Кузнецова Тамара Кузьминична.
Земледелие составляет существенное занятие прихожан; ремесла они не знают; на заработки уходят или в землекопы, или рабочими на хутора по летам, а зимой подряжаются в извоз. Экономический и хозяйственный быт Пустошан в общем достаточный.
Что касается семейного и общественного быта прихожан, их обычаев, предрассудков и суеверий, при различных случаях жизни вынаруживаемых, то они общи у Пустошан со всем остальными великорусским населением данной местности. (Нижегородские Епархиальные ведомости, 15 августа 1893 год)
В начале XIX века в селе Знаменское был построен свеклосахарный завод, но просуществовал он не долго, лишь до 1861 года.
В 1930-е годы в селе образовался колхоз “Знамя Октября”. При колхозе существовал кирпичный и черепичный заводы. Если сейчас немного пройти от нового моста по берегу Сали, то можно увидеть углубления, старые ямы. Здесь и были печи для обжига кирпича. Знаменский кирпич был известен во всей округе своим качеством. Часть кирпича из Знаменского заложена в стены строившихся тогда в Болдине Дома культуры и здания почты 1937 года. Изготавливая кирпич для районного центра, Знаменские мастера на некоторых кирпичах ставили клеймо КЗО, что означало колхоз «Знамя Октября», на память.
В довоенные годы на “Ключевых горах” был большой колхозный сад. Росли яблони, а малины собирали столько, что её возили продавать на базар в Болдино. У подножия склона, возле р.Сали, находился питомник, где занимались селекционной работой.
Холодная зима 1941-го года погубила здешний сад, да и некому стало за ним ухаживать, так как бывшие садоводы ушли на фронт. На горах стали пасти овец, которые настолько «вычистили» холмы на склоне, что они стали лысыми. Бессменным пастухом овец был отец многочисленного девичьего семейства (5 дочерей) Дмитрий Иванович Шибанов.
Уже в послевоенные годы кому-то пришла идея засадить всё нагорье лесом. Говорили, что в этом заслуга бывшего главного агронома совхоза «Пушкинский» К.Сковородовой и лесничего А.И. Новикова. На склонах и вокруг посадили сосенки. В наши дни по всему нагорью растёт настоящий сосновый лес, в котором бывает множество грибов и ягод.
В 1958 году колхоз “Знамя Октября” объединился с колхозом “7-ое Ноября “ (п.Успенский, д.Анастасово) в колхоз "Знамя коммунизма". В составе нового колхозного хозяйства было 176 дворов, 359 членов колхоза. Имели 2 конюшни, птичник, 2 овчарни, свинарник, 2 скотных двора, 4 телятника. Сеяли зерновые, сахарную свеклу, картофель. Основной доход шёл от продажи продукции животноводства. Председателями в разное время были: Мельников Николай Васильевич, Ермолаев Иван Николаевич.
В 1965 году колхоз объединился с колхозами села Большое Болдино.
В селе Знаменском в 1930-е годы был построен и открыт магазин “Кооперация” который сохранился до наших дней, полностью функционируя!
Клуб
После разрушения храмов первый клуб был организован в здании притча при храме Знамения Пресвятой Богородицы, построенный в 1899 году при помощи спонсора купца Ф.Е.Ломакина. К зданию богадельни была пристроена комната киномеханика. После войны были попытки показа кино в кладбищенском Никольском храме, но акустика храма из речи актёров создавала непонятный шум. От идеи вскоре отказались. Плата за кино составляла 5 копеек, но чаще всего сельские дети расплачивались куриным яйцом. На одно куриное яйцо можно было сходить сразу двоим.