Комментарии
- 12 фев 2023 01:04Пока не меньше,но село вымерает,как и многие другие...
- 12 фев 2023 08:48Да, очень жаль. Но зато история и память о нём сохранится хотя бы здесь🙂
- 5 мар 2023 06:57Я тоже помню такой колодец в Черновском, мне было полтора года, но перед глазами до сих пор стоит картинка, как палкой с грюком из колодца достают ведро с водой. Однажды я рассказала об этом своей тёти и спросила, были ли такие колодцы, и она подтвердила, что были. Детская память очень цепкая.
- 5 мар 2023 09:29Должны быть похозяйственные книги в Болдинском архиве, их туда передали из сельсоветов. Есть архивы ЗАГСа. За давние годы - ревизские списки в Арзамасском архиве. Если имеете в виду кого-то конкретного, обращайтесь туда.
- 15 мая 2023 08:28Спасибо за очень интересную историю нашего родного села, прочла словно там побывала.
- Комментарий удалён.
- 12 ноя 2023 08:28Огромное спасибо.Очень интересно было узнать историю. У меня мама родилась в Пересекино. А я приезжала на лето к бабушке и дедушке.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Болдинский край
Село Пересекино
Село Пересекино является одним из самых старинных сёл на территории нашего округа. До наших дней сохранилось описание села Пересекино на 1893 год: «Село Пересекино отстоит от Нижнего Новгорода на 160 верст, от Сергача на 50 и на 12 верст от ближайшей почтовой станции Черновской. Расположено оно по северному берегу речки Альзи (приток Пьяны) на возвышенной равнине и образует довольно правильную продолговатую площадь, открытую на восток и обрамленную с запада, севера и юга порядками крестьянских построек. В средине северного порядка и при западном конце южного разбиты одна против другой усадьбы местных землевладельцев Белокрыльцевых, окаймленная обширными садами. С юго-западной стороны село окаймляет сплошной лес, а с прочих сторон на далекое пространство расстилается черноземная равнина полей.Несмотря на близость речки, сельчане пользуются водой из неё только для некоторых хозяйственных надобностей, а для домашнего обихода берут воду из колодцев и двух прудов в юго-западном склоне к Альзе. Климат в селении здоровый, пути сообщения грунтовые, с окрестными сёлами и деревнями удобные.
Граничит Пересекино с севера с Покровом, с запада — Ивковым, с юга — деревней Скучихой Молчановского прихода и с востока — с Молчановым.
Древнее название Пересекина “село Ново-Покровское” дано селу по устроившемуся в нём храму в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пересекиным же начальный поселок назван потому, по народному преданию, что та площадь, на которой в настоящее время расположено село, тогда была сплошь окружена густым лесом. Чтобы добраться до этой площади с какой угодно стороны потребовалось лес просекать, “пересекать” от этих просёк, “пересек”, которые потом обратились в дороги, и самый посёлок, основанный здесь, назван “Пересекином”».
Но есть и народное предание о возникновении названия села:
По бытующей легенде название селения объясняется так:
— Есть в Большеболдинском районе село Пересекино, а название его вот откуда. Говорят, что давно в тех местах были дремучие леса. Раз один богатый барин заблудился, когда охотился, и никак дороги не найдет. Искал-искал, из сил выбился, а дороги нигде нет. Потом увидел место, где дороги пересекаются. Обрадовался, что нашёл дорогу. Ну, а потом приказал на этом месте деревню поставить и назвал её Пересекино. (Заря-зарница. Горький, 1982, с. 160).
Начало образования Пересекина восходит к последней четверти XVII века, потому как в конце XVII века в Пересекине была уже церковь с двумя престолами- в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца, как и в соседнем селе Покров, которое древнее по своему возникновению Пересекина лет на 50, если принять во внимание то, что в Покрове первая церковь создалась в 40-х годах XVII века, на что есть указание в храмозданной грамоте Преосвященного Платона, Епископа Владимирского, данной помещице села Покрова Княгине Марие Исаевне Гагариной 1749 года.
По типу образования Пересекино принадлежит к группе тех селений в данной местности, которые возникли по воле владельцев-помещиков. В данном случае Пересекино является простым выселком из села Покрова по экономическим соображениям тогдашнего владельца Пересекинских крестьян, каковым был князь Шахаев, в потомстве которого, а потом господ Дмитриевых и, наконец, Белокрыльцевых крестьяне Пересекинские и находились до самого освобождения от крепостного права. А землевладельцами в Пересекине и по cиe время остается род Белокрыльцевых”. (Нижегородские епархиальные ведомости (№ 23 от 1 Декабря 1893)
На 1850 год в селе 75 дворов
На 1859 год в Пересекине уже значилось 46 дворов, в которых проживало 323 мужчины и 380 женщин, а в общем 703 человека.
В 1888 году в селе 106 дворов, проживает 533 человека.
В 1893 году в селе проживает 670 человек.
На 1911 год в селе 141 двор
На 1916 год в селе проживает 935 человек.
На 1925 год в селе дворов 208. Без земли 2 двора. Проживает 1042 человека. Мужчин 487, женщин 555. Местным промыслом занято 5 хозяйств и 5 людей. Мельниц ветряных 3. Крупо- и просорушек по 1, людей занятых 7. Полей 3.
В 1927 году разбушевался сильный пожар, из-за которого в селе сгорело 72 двора. Большая часть населения не смогла отстроить себе новые дома, а в связи с Великой Отечественной войной и укрупнения колхоза на 1976 год в селе осталось всего 332 человека.
Ныне в селе на постоянной основе проживает 16 человек (ноябрь 2022).
Стоит добавить, что старожилы сохранили воспоминания о том, из-за чего произошёл пожар. Летом 1927 года одна из девушек не пошла работать в поле, решив погладить дома бельё чугунным утюгом. Девушка на что-то отвлеклась и вместе с утюгом пошла через двор на улицу. Утюг с раскалённым углом она оставила во дворе и через мгновенье вспыхнула солома. А уже от её дома пожар разошёлся по всему порядку. Большинство жителей не увидели пожара, так как работали далеко в поле, лишь те, кто остались в селе чудом смогли потушить пожар.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Из Нижегородских епархиальных ведомостей (№ 23 от 1 Декабря 1893) нам удалось узнать следующее:
В архиве церкви села Пересекина сохраняется следующий документ: “Указ Ея Императорского Величества Самодержицы всероссийския от Синодального члена Преосвященного Иоасафа, Епископа Нижегородского и Адатырского Епархии моей ведомства Ардатовского духовного правления села Перосекина старосте церковному крестьянину Антону Иванову с приходскими людьми. По указу Ея Императорского Величества и по прошению вашему благословляю вам вместо имеющейся в том вашем селе ветхой деревянной церкви Божией во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святителя и Чудотворца Николая построить такую ж новую деревянную церковь на прежнем месте в те ж наименования. И для того повелеваю вам ту ветхую церковь разобрать и новую строить по подобию прочих святых Грекороссийских церквей, и под присмотром приходского священника, которому святый престол разобрав самому обвернуть в чистое полотно и хранить в пристойном месте. И ежели столбцы окажутся впредь ко священнодействию надежными, то их же поставить в новой церкви, а если ветхи, то новый престол устроить в указанную меру, то-есть, чтоб был он в вышину и со доскою аршина шести вершков, в длину аршина осми вершк., а в ширину аршина четырех вершков, а старый зарыть под новый престол. Когда же оная церковь построена и всем церковным благолепием украшена будет, тогда об освящении ея просить вам особого указа с засвидетельствованием церковной ризнице и имущества духовного Правления, о чем вам и учинить посему Ея Императорского Величества указу. Maя 15 дня 1783 года. № 595”.
Храм, разобранный за ветхостью в 1783 году, был первый в Пересекине со времени образования посёлка, существовавший в нём не менее ста лет. Второй храм, устроенный на месте первого и освященный в 1785 году в те же наименования Покрова Пресвятой Богородицы и святителя й Чудотворца Николая, существовал в Пересекине менее 50 лет, именно до лета 1827 года, когда в сильную грозу молния ударила в храм и произвела в нём, особенно в алтаре и иконостасе, капитальные повреждения, исправить которые не пожелали ни помещики, ни прихожане, и церковь по распоряжению епархиальной власти была запечатана и назначена к слому, а причту Пересекинскому для священнослужений и требосовершений была отчислена тёплая церковь села Молчанова (в нём две церкви) в расстоянии двух верст от Пересекина, куда причт и прихожане Поресекинские и ходили в течение шести лет, пока не была отстроена и освящена (третья по времени) своя приходская церковь.
Эта третья по времени в Пересекине церковь (каменная уже) начата строением ещё при существовании второй церкви, именно в 1823 году, местными помещиками: княгиней Анисьей Богдановной Шахаевой и Петром Васильевичем Дмитриевым по благословению Преосвященного Нижегородского Моисея. Через два года от времени основания церковь, довершенная уже до верхних сводов, остановилась постройкой — княгиня Шахаева скончалась, а Пётр Васильевич Дмитриев занялся построением себе каменного дома. Но не достроив ни церкви, ни дома, Пётр Васильевич тоже скончался и погребён, как и княгиня Анисья Богдановна Шахаева, подле застроенной ими церкви, здания которой по их кончине в течение пяти лет стояли покрытые соломой до времени, пока не взялся за окончание достройки брат умершего И.В. Дмитpиевa Николай Васильевич Дмитриев, который и свершил начинание брата к 1833 году. В этом году церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По кончине своей и Николай Васильевич положен рядом с начинателями постройки храма подле достроенной им церкви.
Этот каменный Покровский храм в Пересекине устроен на возвышенном месте на севере от прежнего, почти в центре села, именно в пространстве между южной оконечностью западного порядка с одной стороны, а с другой — западной оконечности южной усадьбы г. Белокрыльцева, от которой свободного расстояния 50 сажен до храма, а от крестьянского западного порядка — 35 сажен, от северного — 25 сажен, а с южной стороны к р. Альзе местность открытая, построек нет.
Храм существует и по настоящее время в том же виде, в каком был построен первоначально. Только в конце 60-х годов с северной стороны его приделана к нему одноярусная каменная колокольня для четырех небольших колоколов местным землевладельцем Василием Ивановичем Белокрыльцевым. До сего же времени колокола висели на деревянных столбах под тесовой крышей в виде шалаша. В начале 70-х годов на средства церковно-приходского попечительства устроена вокруг церкви деревянная ограда с одними воротами с западной стороны.
Церковь в форме продолговатого креста, в один этаж, однопрестольная и об одной главе с позолоченным на ней крестом. По размерам церковь не большая, в два света. Верхние окна полукруглые, входных дверей три и все растворчатые: западные, северные и южные. Притвора и паперти нет. Трапеза и алтарь с дугообразным сводом. Иконостас в один ярус с иконами живописной работы. По стенам храма нет никаких священных изображений.
Из святыни храма особенно досточтима и прихожанами и жителями окрестных селений икона Иверской Божьей Матери, стоящая в киоте за правым клиросом. Принесена эта икона в Пересекино из Серафимо-Понетаевкого монастыря в 1873 году. Со времени принесения этой иконы в храм в продолжение нескольких лет на поклонение ей в Праздничные дни стекается множество богомольцев, даже и из дальних селений, и многие говорят, что они получили от нее исцеления от недугов и болезней и готовы подтвердить истину сию клятвой. Празднования Иверской иконы Богоматери, бывающие 12 Февраля и во вторник св. Пасхи, сопровождаются крестными ходами для молебных пений по домам прихожан.
Утварью и всеми богослужебными принадлежностями церковь снабжена достаточно.
В библиотеке церковной кроме книг собственно богослужебных имеются еще: 10 книг Свящ. Писания, 13 писаний св. Отцов, 13 догматических, 1 полемическое, 8 собеседовательных, 2 литургических, 8 Канонических и 5 нравоучительных.
В архиве церковном кроме вышеприведенного храмозданного указа 1783 г. других древних документов нет. Метрики же, духовные росписи и проч. хранятся только с 1848 года.
Кладбище до построения каменного храма помещалось в церковной ограде, а потом перенесено за ограду на расстояние 60 сажен от храма к югу, но через 30 лет для него отведено новое место за селом в расстоянии от него на 200 сажен к западу, при опушке леса (где стоит и в наши дни).
Из посещений Нижегородскими Архипастырями Пересекинского храма в приходской памяти сохраняются два: Преосвященного Антония и Преосвященного Иоанникия. В оба приезда Владыки при възде в село были встречены прихожанами с хлебом и солью. Хлеб потом, раздробленный на мелкие частицы, тот и другой Владыка раздавали собственноручно предстоящему в храме народу. Владыка Иоанникий, кроме того, спрашивал мальчиков, близко к нему стоящих, разные молитвы и знающих из них благословлял серебряными крестиками.
По малочисленности Пересекинского прихода при церкви его никогда не было полного штата причта. До реформы причтовых штатов и сокращения приходов по положению от 16 Апреля 1869 года при церкви села Пересекина были: священник, дьячек и пономарь, а по реформе оставлены только священник и псаломщик, которые с 1884 года помещаются в церковно-общественных домах.
Основой содержания причта служила и служит земля, которой в пользовании его состоит (пахотной) 30 десятин. Причтовая земля отстоит от церкви в 850 саженях и вся в одном месте. Почва её черноземная, дающая урожаи удовлетворительные. В дополнение к содержанию от земли причт до 1884 года производил ещё по приходу хлебные сборы и пользовался денежной платой за требы и службы. Но с 1884 года эти дополнительные источники содержания причта по взаимному соглашению причта и прихожан заменены денежным жалованием от прихожан причту в размере 220 рублей, с оставлением за духовенством права брать приношения за требоисправления: молебны, акафисты, панихиды, заупокойные литургии и подобн.
Кроме указанных статей содержания причт в подспорье своему домашнему обиходу занимается скотоводством.
При существовании крепостного права помещики приходские помогали духовенству в его хозяйственных и семейных нуждах деньгами, одеждой, дровами на отопление и лесом на постройки.
Население Пересекинского прихода чисто русское и по исповеданию веры — православное, раскольников нет ни одного. К церкви прихожане усердны, особенно в большом количестве посещают храм Божий в осеннее и зимнее время. Говение, долг исповеди и св. Тайн Причастия исполняют за малыми исключениями, все в Великий пост, а пожилые люди говеют и в другие посты, не редко до трех раз в год. В обычае у прихожан и понедельничать.
Из общественных молитвословий между прихожанами особенной любовью пользуются крестные ходы, сопровождаемые служением молебнов. Кроме положенных церковным уставом крестные ходы в приходе бывают еще:
а) в светлый понедельник после обедни вокруг села;
б) в Вознесение после литургии по улицам села, причем на каждой из околиц служится водосвятный молебен;
в) во время засухи по полям и частно по прилегающему лесу, причем водосвятные молебны служатся, при каждом источнике, лежащем на пути: в полях и в лесу;
г) во дни засева хлебов — озимых и яровых и
д) при выгоне скота на пастбища.
(Примечание: В обычае еще у Пересекинцев служить общий мирской молебен пасхальный при участии всего прихода по окончании хождения с молебнами по домам крестьян. Этот молебен служится на лугу перед церковью, куда при звоне колоколов выносятся из храма все хоругви и иконы.)
Поминовения усопших в родительские субботы Пересекинцы совершают с заметной любовью, но отдельно по новопреставленным заупокойные литургии заказывают очень редко.
Из обетов более других жители с. Пересекина налагают на себя:
а) хождение по святым местам,
б) понедельничанье и
в) кормление нищих по мере средств.
Ходят на поклонение большей частью в Саров, Серафимо-Понетаевский монастырь и в Промзино к 9-му Мая. В качестве приношения святыне жертвуют обычно от трудов своих холст, а домой приносят св. воду, елей, образки, крестики и брошюры духовно-нравственного содержания. Св. водою и елеем пользуют себя во время недугов.
Вдовы, сироты и нищие не оставляются без поддержки состоятельными людьми в приходе, а странники с радушием принимаются всеми: и состоятельными и несостоятельными без различия одинаково. Благодаря присущим Пересекинцам указанным чертам, их религиозно-нравственное состояние в общем удовлетворительно.”
В статье за 1893 год указано, что в храме росписей не имеется. Но опираясь на воспоминания старожил, смеем предположить, что росписи в храме всё же были нанесены, но чуть позже. Старожилы вспоминают, что весь храм был в росписях от пола до потолка. Пол был из материала, напоминающий бетон, побеленный.
Внутри храма в центральном куполе было изображение ангелов. Но в храме оставались и деревянные старинные иконы, включая вышеуказанную икону Иверской Божией Матери.
На колокольню вела кованная винтовая лестница, а в противоположной стороне храма – печь.
Как интересный факт можно отметить, что на месте первого храма был вырыт церковный колодец, который сохранился по сей день. Его в селе именуют как Алёнушкин колодец. По преданию его выкопала девушка Алёна, которая была кормилицей новорождённых детей попа, так как у матушки не всегда было молоко.
До разрушения храма помещение использовалось под склад зерна, а в колокольню складывали золу. После разрушения храм был полностью переоборудован под колхозный склад.
При разрушении храма жители смогли спасти 2 креста. Один из крестов был с распятием Иисуса. Второй крест был очень красивым с мастерской резьбой по дереву, он был снят с колокольни.
К сожалению крест с распятием сгорел во время пожара, а резной успели вынести. Местонахождение второго креста неизвестно.
Рядом с храмом располагались 2 церковных строения. На разъезде дорог стоял дом священника, а напротив была церковная пекарня, которую в 1927 году отдали под жилой дом. При пекарне был колодец, а дом священника был обсажен акацией, которая растёт и по сей день на том же месте.
В браке с Агафьей Семёновной Салганской у Константина Васильевича родилось 12 детей, а именно: Николай (1884 г.р.10 ноябр., служил волостным писарем в Сибири), Константин (1885 г.р.10 мая, священник в Сибири), Михаил (1887 г.20 сент.,священник в Донской епархии), Владимир (1890 г.р.5 апр., диакон в с.Горшки Семенов.уез.), Борис (1894 г.р.20 июня, учился в НДС), Милица (1896 г.р.23 янв.,учитель с.Пересекино), Александр (1898 г.р.25 сент.,учился в НДС), Вячеслав (1898 г.р.25 сент.,учился в НДС), Лидия (1900 г.р.3 марта, училась в женской учител.семин.), Мария (1902 г.р.24 янв.,училась в Арзамасс.гимназии), Серафима (1904 г.р.18 сент.,училась в Епарх.учил.), Надежда (1907 г.р.19 авг.).
В 1915 году 5 октября Преосвященным Макарием (Гнеушев) Владимир Константинович Салганский посвящён в сан диакона. А после стал последним священнослужителем Пересекинского храма. Владимир Константинович был женат на дочери почётного гражданина села - Евгении Дмитриевны (1891 г.р). В браке с Евгенией у них родилось трое детей: Серафима (1911 г.р.), Константин (1913 г.р.), Антонина (1916 г.р.). 31 октября 1937 года был арестован и расстрелян 3 января 1938 года.
Из архива Карасукского краеведческого музея мы узнаём, что родился Константин Константинович Салганский 10 мая 1885 года в с. Пересекино Нижегородской губернии. Окончил Нижегородскую духовную семинарию в 1905 году. Был учителем. Женился в 1908 году на Татьяне Степановне Мартышкиной. В 1909 году переехали с семьёй в Сибирь к родному брату Николаю. Работал учителем в селе Красноярка Омской губернии. С 1910 года служил священником, в 1920-1930 г.г. -был настоятель в храме во имя Святой Живоначальной Троицы с. Благодатное (ныне Карасукского района Новосибирской области).
В 1928 году Константин Константинович был лишен избирательных прав, несколько раз подавал жалобы, но в избирательных правах он и члены его семьи восстановлены не были. Выслан в начале 1930-х гг. в г. Енисейск с семьей. Проживал в городе Енисейске, пос. им. Куйбышева, работал счетоводом на лесопильном заводе (работал в Севполярлес). Был обвинён в участии в антисоветской контрреволюционной группе. 20 октября 1937 года арестован. Тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к расстрелу 26 октября 1937 года в 24 часа начальником Енисейского оперсектора НКВД КК совместно с начальником Енисейского РО НКВД КК и начальником экспедиции связи Енисейского РО НКВД на основании предписания начальника УНКВД КК. Расстрелян 19 ноября 1937 г. в Енисейске.
На 1880-е годы в селе Пересекино диаконом Покровского храма был Рудневский Александр Павлович, рождённый в 1862 году в селе Акаево (ныне Починковского округа).
В Августе 1872 года в селе Пересекино при храме открыто церковноприходское попечительство. Деятельность его направлена на благоукрашения и поддержание местного приходского храма. В 20 лет существования попечительства им два раза был уже ремонтирован храм и со вне и внутри: в 1878 году и 1886 году. Кроме того, им же приобретены для храма паникадило и служебные облачения. Средства попечительства составляются из доброхотных пожертвований прихожан и посторонних усердствующих, к которым обращаются члены попечительства за пожертвованиями. (Нижегородские епархиальные ведомости № 23 от 1 Декабря 1893 года).
Владельцы села
Как мы узнали ранее Пересекино было селом владельческим с самого своего появления. Первые владельцы села – Шахаевы. После князя Шахаева, основавшего селение и владевшего пересекинскими крестьянами, владельцами Пересекина стали Дмитриевы и Белокрыльцевы, которые владели им вплоть до отмены крепостного права.
Владельцы Пересекина — Шахаевы, Белокрыльцевы и Дмитриевы — держали крестьян в основном на оброке.
Благодаря карте Менде 1850 года мы можем понять месторасположение всех усадеб. Усадьба Белокрыльцевых находилась между селом Пересекино и деревней Скучиха, в низине южнее от храма. Усадьба помещиков Дмитриевых располагалась в самом центре села, а напротив них усадьба князей Шахаевых.
В Епархиальных записях выше встречалась такая запись: “Пётр Васильевич Дмитриев занялся построением себе каменного дома...”. То есть когда Дмитриевы стали владельцами Пересекина, то усадебный дом Дмитриевых был деревянным. Далее нам известно, что Пётр Васильевич скончался, не достроив ни церкви, ни дома, и погребён подле строящегося храма. В течении пяти лет после смерти, здания стояли недостроенными и были покрыты соломой, пока за окончание достройки не взялся брат Николай Васильевич Дмитриев, который и свершил начинание брата к 1833 году.
На карте Менде мы видим, что у помещиков Дмитриевых на территории их усадьбы было 6 построек, включая кирпичный усадебный дом.
Дмитрий Николай Васильевич и Пётр Васильевич похоронены на погосте Покровского храма в селе Пересекино.
После революции дом помещиков был разобран на кирпич, а от дома оставили лишь ледник и его использовали как школьный погреб.
Из вышеуказанной истории храма, мы узнаём, что приблизительно в конце XVIII, начале XIX века в селе Пересекино жила княгиня Анисья Богдановна Шахаева. Вероятнее всего Анисья Богдановна является родственницей князей Шахаевых, проживавших в деревне Осиновке, ныне Дивеевского округа, где по сей день сохранился усадебный дом.
Из истории Дивеевского округа мы узнаём следующее: “Земля «на Осиновом овраге» была пожалована мурзе Ивакаю Шахаеву в 1653 году, с тех пор обрусевший род Шахаевых обосновался в ближней саровской округе. Князья Шахаевы были среди первых благотворителей Саровской пустыни, князь Фёдор Шахаев был похоронен в монастыре у его соборов в 1755 году. Сохранились воспоминания литератора Бориса Садовского о последнем владельце этого дома – князе Николае Сергеевиче Шахаеве.
Это был «хлебосол и бабник, необъятной толщины, общительный и весёлый. «Покойница-маменька» (так называл он мать), кроме имения, отказала сыну кубышку с деньгами. Князь стал кутить и играть. <…> Имел конный завод и катался в русской упряжи с колокольчиками и наборными бубенцами, то на тройке гнедых, то на тройке белых. Обед у Шахаева подавался русский: жирные щи с гречневой кашей, откормленные гуси и поросята. В винном погребе хранился старый шато-икем. Хозяин ходил сам в погреб и никому не давал ключа.
Своих любовниц князь называл «купонами». Первую он выдал замуж и начал искать другую. В поисках не стеснялся. – «Приезжайте ко мне, почтеннейший: какую я достал себе штучку, с голоском». После обеда: «Ну, душенька, спой нам». И с удовольствием слушал её визгливое пение. Она потом отошла от него, и князь, уже разорённый, выстроил ей в Темникове дом и деньгами дал пять тысяч. Когда Шахаев совсем обеднел, она, умирая, отказала ему эти деньги по завещанию. Последнее время князь земским начальником проживал на Выксе с третьим «купоном». Это была совсем молоденькая «штучка», и тоже с «голоском». Она его и похоронила.
Князь занимал внизу половину осиновского дома, в другой половине жил «купон». Нежилой заколоченный верх весь был расписан боскетом. Над верхом девичья, превращённая в антресоли. Нижние комнаты загромождала старая мебель и множество часов стенных и столовых. В огромном шкафу склад всевозможных вещей, ещё от «покойницы-маменьки». В шкафу валялись фамильные документы и свитки; книг у Шахаева не водилось».
В житийной литературе о Серафиме Саровском фигурирует некая княгиня Е.С. Шахаева, она встречалась с преподобным, при этом проживала недалеко от монастыря. Возможно, это и была вышеупомянутая «покойница-маменька».
В конце своей весёлой жизни, будучи, видимо не в состоянии его содержать, Н.С. Шахаев передал свой дом ардатовскому уездному земству. Там был устроен медицинский пункт, впоследствии преобразованный в больницу, которая просуществовала в этом здании почти век……”
Если упомянуть вышеуказанный факт, что часть крестьян села Покровского выселил князь Шахаев в конце XVII века, то это может говорить нам о том, что, возможно, наше село Пересекино образовал именно Ивакаем Шахаевым. Скорее всего и Саровская и Пересекинская земля была дана ему одновременно, либо с небольшим промежутком. А Анисья Богдановна Шахаева является потомком Ивакая.
Благодаря старожилам села Пересекино нам удалось записать описание усадьбы Шахаевых, но, когда в ней была школа.
После революции в начале 1920-х годов на базе барского дома князей Шахаевых была открыта 4-х классная начальная школа.
Спортивный зал, вероятнее всего, разместился в бывшей гостиной/столовой, так как он был самым большим помещением в школе с панорамными окнами. В других 4-х жилых комнатах разместились классы и комната учительницы. В каждой комнате были большие печи-голландки. Туалет был на улице.
В барском саду Шахаевых росли яблоки, малина, ежевика, вишня.
На территории усадьбы была и контора/канцелярия, которая, по воспоминаниям старожил, была переделана в магазин. При усадьбе была и конюшня, где располагался экипаж и стойла для трёх коней. После революции в здании конюшни разместилась конная пожарная станция.
Помещики Белокрыльцевы
Белокрыльцевы - русский дворянский род. В 1619 году Алексей Белокрыльцов был жалован на поместье грамотой. Других сведений, более древних времён, нет.
Белокрыльцевы, потомки древнего дворянского рода, владели поместьями не только в Нижегородской губернии, но и в Костромской и других губерниях страны. В дворянскую родословную книгу Нижегородской губернии по Сергачскому уезду Белокрыльцевы были занесены 14 июля 1854 года.
На 1916 год при селе Пересекино значится хутор Белокрыльцевой, проживает в нём 228 человек. По всей видимости посёлок образован выходцами из села Пересекино в 1911 году. Назван в честь помещиков Белокрыльцевых, живших в селе Пересекино до 1917 года.
По воспоминанию жителей села Пересекино в посёлке была ветряная мельница.
После 1916 года посёлок больше не упоминается в списках населённых мест. По всей видимости посёлок был расформирован и расселён по ближайшим крупным сёлам. Народное название посёлка – Хохлы. Скорее всего из-за того, что большую часть населения составляли малороссы.
На 1908 год Пересекино принадлежит:
1. Надворному советнику Василию Ивановичу Белокрыльцеву.
2. Владение крестьян бывших собственников села Пушкиных, господ Дмитриевых.
3. Надворному советнику Василию Василиевичу Белокрыльцеву.
4. Титулярного советника Кронида Васильевича Белокрыльцева.
5. Жены коллежского ассессора Александры Васильевны Сапожниковой.
На 1911 год Пересекино числится лишь за бывшими помещиками Белокрыльцевыми и Дмитриевыми.
Народные названия
Начнём мы с улиц села. При въезде в село начинается улица “Дворянь”, так как именно в этой части села располагались поместья Шахаевых и Дмитриевых. Ниже “Дворяни” тянется улица “Верховка”. От Верховки небольшим откосом спускается к реке улица “Заголиха”. Верховка заканчивается на середине улицы “Cадовая”.
Как мы уже знаем из истории села его окружали непроходимые леса. Леса и по сей день находятся в непосредственной близости к селу и у каждого из них есть своё название. Начинаем называть по порядку от севера Пересекина к югу. Лес Лахонина, Ямы, Сумароковска, Верховошный, Тридцатка, Шамшин хутор, Скучинский лес.
За лесом Лахонина находилась “Клеверная поляна”. За лесом Тридцатка “Долгая поляна”. За Скучинским лесом Горелова поляна.
В лесу Тридцатка есть Студёный родник, а на Заголихе есть пруд, который именуется как “Вадимов пруд”.
В округе села располагается множество оврагов, которые также получили свои наименовании. За селом Пересекино в сторону Гагинского района есть “Татарский враг”, как вспоминают старожилы села, овраг был очень глубокий и часто через него переправлялись татары, ведя лошадей под узду, отсюда он и получил своё название. В сторону посёлка Абаимовка поле называется “Абаимовское”. Подле деревни Скучихи “Машинный враг”.
Пересекинцы сохранили старинное название реки Альзы – Нарма. Судя по рассказам старожил первое название реки было Нарма. Из словарей и других источников удалось узнать, что нарма является мордовским словом. Среди эрзя и мокши такого слова нет. Скорее всего слово образовано от древнего терюханского народа, которое также относится к мордве, но со временем они отатарились. С терюханского языка слово “Нарма” переводится как “луга, покрытые водой”, то есть заливные луга. На картах 1800 и 1850 года река уже именуется как Инза. Слово инза образовано от эрзянского слова – инзей, что переводится как малина. Действительно вдоль реки были большие заросли малины.
Школа
В октябре 1885 года в селе Пересекино при храме была открыта церковно-приходская школа. Первым учителем церковно-приходской школы был священник Покровского храма Константин Васильевич Салганский. Константин Васильевич работал учителем с 1885 по 1994 год.
Примечательным событием в истории Пересекина было торжественное открытие в селе отдельного здания церковно-приходской школы. Вот как описывал это торжество священник местной церкви отец К. В. Салганский:
- 10 апреля сего 1889 года, в обычное время, по окончании литургии, мною в речи присутствующим в большом количестве богомольцам было выяснено высокое назначение церковно-приходской школы. По моему зову все молящиеся со святыми иконами и хоругвями прибыли во вновь построенное училищное здание; здесь торжественно, при пении местного хора был совершен молебен. Торжество благотворно повлияло на родителей — и некоторые из них сейчас же просили принять детей их в школу для воспитания в духе православной веры, под кровом Матери святой церкви. («Нижегородские епархиальные ведомости», N 17, 1889 г.).
До открытия церковно-приходской грамотных в Пересекино не было. Вот как это отображено в газете - “Умственное развитие Пересекинцев не высокое: их воззрения на мир Божий и явления в нём не вышли ещё из рамок апокрифических сказаний далёкой старины. До открытия в Октябре 1885 года правильно организованной школы в приходе грамотных было крайне мало. С открытия школы грамотных считается уже в приходе до 15 %. ( Нижегородские епархиальные ведомости № 23 от 1 Декабря 1893 года).
После Константина Васильевича Салганского в школе преподавали две учительницы, а именно Башмакова Анастасия Николаевна и Любимова Татьяна Ивановна. С 1915 года и до самой революции 1917 года преподавателем в школе был Владимир Константинович Салганский.
После революции в начале 1920-х годов на базе барского дома князей Шахаевых была открыта 4-х классная начальная школа.
Как говорилось ранее, в школе был большой спортивный зал. В 4-х жилых барских комнатах разместились классы и комната учительницы, а после был сделан пристрой уборной комнаты. В каждом классе школы были большие печи-голландки.
В 1965 году было построено новое кирпичное здание начальной школы, а старую разобрали на стройматериал.
В восьмилетнюю школу дети ходили в с.Молчаново.
К сожалению старожилы не вспомнили имя первой учительницы села, поэтому следует написать о тех, о которых память ещё жива. На 1950-е годы в школе преподавала Долгашова Серафима Павловна и Зинаида Васильевна Курилина. На 1960-е годы Нина Александровна Пристова.
Последним учителем школы была Маслова Софья Анатольевна. Школа была закрыта в 2006 году.
Хозяйственная жизнь
Все крестьяне Пересекинского прихода — земледельцы. Земледелие их главное занятие. А так как они при отмене крепостного права вышли не на полный надел, а на дарственную десятину, то за малым количеством своей земли арендуют землю у помещиков в количестве 400 десятин ежегодно, ценою средним числом рублей 12 за десятину.
При отмене крепостного права Пересекинцы согласились получить дарственный надел потому, что ложно были уверены, что землю помещиков им же отдадут в пользование за ничтожную плату, и в течение первых двух лет не арендовали земли, пока нужда в насущном хлебе не образумила их и не рассеяла их ложной веры на дешевое обладание помещичьей землей.
Малоземелье Пересекинских крестьян породило в них отхожие промыслы, но эти отхожие промыслы вредно отозвались на целости семьи и их экономическом благосостоянии: молодежь, поживши на стороне, утратила свои патриархальные черты, повиновение старшим в семье для нее стало тяжело. И вот пошли раздоры и разделы семей, а отсюда — всеобщее обеднение. Те же семьи Пересекинцев, которые пережили кризис сидя дома, сохранили и до сего времени прежний патриархальный быт: в них во всей силе и почтете и послушание к старшим, и взаимное трудолюбие, и общее благоденствие всего дома.
На арендованной земле Пересекинцы засевают рожь, овёс, гречу, просо, горох, чечевицу и конопель. Земля преимущественно черноземная и в благоприятное лето дает урожаи довольно xopoшиe, избыток от которых крестьяне продают на ближайших базарах.
До последних неурожайных годов у Пересекинцев было довольно развито скотоводство. Но теперь лишняя скотина осталась только у более или менее зажиточных крестьян.
Занимаются Пересекинцы и пчеловодством: всех пчельников в селе 15 и из них два значительных размеров по 200 ульев. Мельниц ветряных пять и две маслобойни. Почти при каждом доме имеется небольшой плодовый сад для домашнего употребления.
Домашний и общественно-юридический быт Пересекинцев не представляет каких-либо особенностей: он Заурядный. (Нижегородские епархиальные ведомости № 23 от 1 Декабря 1893 года)
Колхоз образовался в с.Пересекино в период массовой коллективизации в начале 1930-х годов. Колхоз был назван “Металлист”. В колхозе было 4 мельницы, шерстобойка у церкви, кузница, маслобойка, склады, коровник, свинарник и пчельник.
В декабре 1950 г. хозяйство укрупнилось колхозом "Правда" д.Абаимовка. 29 мая 1955 года хозяйство переименовалось в колхоз "На страже мира". В 1961 году в него вошел Алексеевский колхоз “им.XXI съезда КПСС” и в 1959 г. в него вошел Молчановский колхоз "Культура" Общее большое хозяйство назвали "На страже мира". Центральную усадьбу перенесли в село Молчаново.
Клуб
Первый клуб в селе был построен в конце 1930-х годов. Первое здание клуба было сломано примерно в 1970-1971 году, а на его месте в 1972-1973 годы был построен новый клуб. Из-за пожара в 1993 году клуб сгорел, оставив от себя лишь каменный пристрой. Позже пристрой был разобран и вывезен в село Молчаново на хозяйственные нужды. При клубе была библиотека.
После закрытия школы в Пересекино в 2006 году, клуб был перенесён в здание школы. Первым заведующим клуба был Барабанщиков Анатолий Вячеславович.
Магазин
Первый магазин, как упоминалось ранее, был образован в бывшей барской постройке князей Шахаевых, приблизительно в начале 1930-х годов. По воспоминаниям старожил примерно в 1942 году магазин ограбил разбойник. В то время в магазине продавцом работал Маслов Степан Семёнович. Грабитель прискакал на лошади, зашёл в магазин и, грозя оружием, велел продавца лечь за прилавок. Степан Семёнович пролежал под прилавком до самого вечера, боясь, что грабитель всё ещё снаружи. Но грабитель украл последний хлеб и продукты и в тот же момент ускакал в неизвестном направлении. Жители села не смогли его остановить, так как были на работе в поле.
После первого продавца Маслова был Путцев Вадим Борисович. В 1979 году в селе был открыт новый магазин, где первым продавцом была Савина Пелагея Ивановна. В наши дни магазин закрыт.