ПРО ИНТЕРЕС

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, говорите?
Игра-то. Ну да. Для дошкольников - она. Как завещал великий Леонтьев, а иже с ним Эльконин и прочие умные граждане.
Но что за зверушка есть эта ведущая деятельность? Многими почему-то этот термин воспринимается как "то, чем ребенок больше всего занимается/хочет заниматься", хотя вышеупомянутые мужчины говорили вообще не об этом. А что в деятельности энтой происходит развитие индивида на данном возрастном этапе. Прямо внутри. Играет ребенок такой - а в это время у него психические процессы формируются, двигательная сфера и вообще личность. То есть сама по себе свободная детская игра уже дидактична по определению.
И это не про интерес.
Интересно ребенку может быть вообще всякое разное, но не факт, что любая игра, которую ему предлагают извне. И мультики могут быть интересны, и беседа. И порассматривать муравьев. И потискать кошку.
Вот дали условному Васе машинку, грят, - положи на стул. Дали куклу. Положи под стул, - грят. А теперь, мол, Вася, возьми машинку правой рукой, куклу левой, обернись вокруг себя три раза по часовой стрелке и скажи "Ла". А теперь трижды против часовой, встань на синий квадрат и скажи "Ра". Будем с тобой звуки дифференцировать таким хитровыипанным способом, промеж этого решая стопицот других задач.
Игра это? Нет, не игра. Это задание, упражнение.
Может быть Васе это интересно? Ну если нравится педагог, если прикольные игрушки и вообще по окончании процедуры посулили плюшку - то почему бы и нет.
Но мы сейчас о терминах. Всё это попрыгай и посигай, хлопни-топни, - не игра.
Игра же, как мы уже выяснили ранее (будь то самостоятельная игра ребенка как деятельность или же дидактическая, организованная педагогом), - имеет СЮЖЕТ. И в самом наличии сюжета и есть дитячий интерес.
Дали вы Васе машинку и грите - Вася, кароч вот машина, вот дорога, поехали. Едем-едем, фигакс, - и колесо спустило. Чо делать?! Чо делать?! И берете такие раскручиваете сюжет дальше, промеж этого (вам же надо дофига всякого логопедического туда понатолкать) и насосом колесо качаете, и свистите, и эвакуатор по болтфону вызываете, и ругаетесь-охаете, и машину в автосервис оттараниваете, и шиномонтаж ей организуете. С кучей всяких разных задач. А Вася-то - играет, ему интересно, у него триллер целый развернулся, завязка - интрига - действие - развязка. Проблема, которую надо решать. Мотив.
ВНУТРИ игры мотив-то, а не снаружи в виде плюшки.
Понимаете разницу?
Вот положил Вася машинку на стул. И чо? Вы-то свои задачи отрабатываете, а самому-то Васе это нафига, а главное зачем? Евонный мотив какой? Потому что тетя сказала? Ну это тете надо, а Васе кагбэ не надо ни машинки туда-сюда просто так перекладывать, ни зубы чистить, ни сельдерей грызть. Я слушаюсь тетю, потому что ТАК НАДО. Васиного интереса, мотива, цели и логики в просто механическом действии с машинкой нет.
Андестенд?
ПС. Я снова сейчас не про "лучше/хуже" и вообще без оценочных суждений. Разные задания и виды работы имеют место быть на занятии, и результативность #ихняя зависит в первую очередь от педагога, от его личности. Но это уже совсем другой сказ))))))
#проигру_болтушка

Комментарии

Комментариев нет.