Вася, на машину.

Дай машину. Скажи "Я даю машину". Положи машину на стул. Скажи, что ты сделал? "Я положил машину на стул". Возьми машину со стула и положи на шкаф. Что ты сделал? "Я положил машину на шкаф". Молодец, Вася, поиграл.
Эм.
Упражнение. Задание. Действия с предметом. Комментирование действий с предметом. Исполнение команд. Работа по инструкции. Дрессировка.
НЕигра.
Выполнить бессмысленное действие, пусть даже и с игрушкой, без включения этого действия в СЮЖЕТ, - НЕ игра, хоть тресни.
И я сейчас не буду рассуждать оценочными категориями "хорошо/плохо", "лучше/хуже" и не буду тереть с позиции ведущего вида деятельности дошкольника бла-бла-бла. Или что игра, мол, "интереснее". Имхо, интереснее игра становится, или если ребенок играет САМ (естественно, коли он умеет играть), или если ПЕДАГОГ преподносит игру интересно. И хороший педагог даже просто рисование палочек в тетради может сделать интересным. Но это сказ несколько другой.
Я ща чисто о терминологии.
СЮЖЕТ - вот что является главным и неотъемлемым признаком, основой игры. И это не обязательно сложные ролевые сюжеты, тарантиновщина и тарковщина. Даже крошечный элемент может перевоплотить действие по команде в игру, создав сюжетное ядро. Персонаж. Роли. Сценарий. Фантазия.
"Посади куклу на диван" - не игра, хоть там трижды кукла.
"Кукла устала. Кукла села на диван" - игра.
Сюжет может быть фантастическим, а может и вполне реальным, воссоздающим обычные бытовые действия людей. Можно играть в полеты инопланетян, а можно итить с игрушечной тележкой в "магазин" и расплачиваться листьями за воображаемые товары.
Действие должно иметь смысл, цель. Не вашу дидактическую педагогическую цель, которую заложили вы, взрослые (ну я ж хочу, чтобы ребенок употребил личное окончание и автоматизировал Л, а еще предлог тута, ага). Это ВЫ хотите, это у ВАС цель, а для ребенка просто взять и положить по вашей команде куклу на диван - бессмысленная хрень. Ну тока за награду, плюшку - тогда еще ладно, но это тупо внешний мотив, это все равно не про игру.
В самом действии как таковом - смысла нет, если это действие не в контексте сюжета. А "кукла устала и пошла отдохнуть" - еще какой смысл. И завязка (кукла устала), и акт, и развязка (сидит, отдыхает, всё зашибись). Ща еще супа ей намутим из воображаемых продуктов, которые мы давеча за листья купили. Комментировать промеж этого происходящее и произносить произносимое, предлоги всякие там и личные окончания, автоматизации - пожалста, хоть обговоритесь. И хоть тонну дидактической пользы во все это затолкайте, пока там ваша кукла живет своей кукольной жистью.
Манипулирование игрушкой - не игра.
Действие любым предметом или даже вовсе без предмета, но в соответствии с хоть элементарнейшим сюжетом, - игра.
#проигру_болтушка
ПС. При написании этого поста ни один Вася не пострадал.

Комментарии

Комментариев нет.