Дай машину. Скажи "Я даю машину". Положи машину на стул. Скажи, что ты сделал? "Я положил машину на стул". Возьми машину со стула и положи на шкаф. Что ты сделал? "Я положил машину на шкаф". Молодец, Вася, поиграл. Эм. Упражнение. Задание. Действия с предметом. Комментирование действий с предметом. Исполнение команд. Работа по инструкции. Дрессировка. НЕигра. Выполнить бессмысленное действие, пусть даже и с игрушкой, без включения этого действия в СЮЖЕТ, - НЕ игра, хоть тресни. И я сейчас не буду рассуждать оценочными категориями "хорошо/плохо", "лучше/хуже" и не буду тереть с позиции ведущего вида деятельности дошкольника бла-бла-бла. Или что игра, мол, "интереснее". Имхо, интереснее игра становится, или если ребенок играет САМ (естественно, коли он умеет играть), или если ПЕДАГОГ преподносит игру интересно. И хороший педагог даже просто рисование палочек в тетради может сделать интересным. Но это сказ несколько другой. Я ща чисто о терминологии. СЮЖЕТ - вот что является главным и неотъемлемым признаком, основой игры. И это не обязательно сложные ролевые сюжеты, тарантиновщина и тарковщина. Даже крошечный элемент может перевоплотить действие по команде в игру, создав сюжетное ядро. Персонаж. Роли. Сценарий. Фантазия. "Посади куклу на диван" - не игра, хоть там трижды кукла. "Кукла устала. Кукла села на диван" - игра. Сюжет может быть фантастическим, а может и вполне реальным, воссоздающим обычные бытовые действия людей. Можно играть в полеты инопланетян, а можно итить с игрушечной тележкой в "магазин" и расплачиваться листьями за воображаемые товары. Действие должно иметь смысл, цель. Не вашу дидактическую педагогическую цель, которую заложили вы, взрослые (ну я ж хочу, чтобы ребенок употребил личное окончание и автоматизировал Л, а еще предлог тута, ага). Это ВЫ хотите, это у ВАС цель, а для ребенка просто взять и положить по вашей команде куклу на диван - бессмысленная хрень. Ну тока за награду, плюшку - тогда еще ладно, но это тупо внешний мотив, это все равно не про игру. В самом действии как таковом - смысла нет, если это действие не в контексте сюжета. А "кукла устала и пошла отдохнуть" - еще какой смысл. И завязка (кукла устала), и акт, и развязка (сидит, отдыхает, всё зашибись). Ща еще супа ей намутим из воображаемых продуктов, которые мы давеча за листья купили. Комментировать промеж этого происходящее и произносить произносимое, предлоги всякие там и личные окончания, автоматизации - пожалста, хоть обговоритесь. И хоть тонну дидактической пользы во все это затолкайте, пока там ваша кукла живет своей кукольной жистью. Манипулирование игрушкой - не игра. Действие любым предметом или даже вовсе без предмета, но в соответствии с хоть элементарнейшим сюжетом, - игра. #проигру_болтушка ПС. При написании этого поста ни один Вася не пострадал.
Логопед Юлия Орлова. Болтушка.
Вася, на машину.
Дай машину. Скажи "Я даю машину". Положи машину на стул. Скажи, что ты сделал? "Я положил машину на стул". Возьми машину со стула и положи на шкаф. Что ты сделал? "Я положил машину на шкаф". Молодец, Вася, поиграл.
Эм.
Упражнение. Задание. Действия с предметом. Комментирование действий с предметом. Исполнение команд. Работа по инструкции. Дрессировка.
НЕигра.
Выполнить бессмысленное действие, пусть даже и с игрушкой, без включения этого действия в СЮЖЕТ, - НЕ игра, хоть тресни.
И я сейчас не буду рассуждать оценочными категориями "хорошо/плохо", "лучше/хуже" и не буду тереть с позиции ведущего вида деятельности дошкольника бла-бла-бла. Или что игра, мол, "интереснее". Имхо, интереснее игра становится, или если ребенок играет САМ (естественно, коли он умеет играть), или если ПЕДАГОГ преподносит игру интересно. И хороший педагог даже просто рисование палочек в тетради может сделать интересным. Но это сказ несколько другой.
Я ща чисто о терминологии.
СЮЖЕТ - вот что является главным и неотъемлемым признаком, основой игры. И это не обязательно сложные ролевые сюжеты, тарантиновщина и тарковщина. Даже крошечный элемент может перевоплотить действие по команде в игру, создав сюжетное ядро. Персонаж. Роли. Сценарий. Фантазия.
"Посади куклу на диван" - не игра, хоть там трижды кукла.
"Кукла устала. Кукла села на диван" - игра.
Сюжет может быть фантастическим, а может и вполне реальным, воссоздающим обычные бытовые действия людей. Можно играть в полеты инопланетян, а можно итить с игрушечной тележкой в "магазин" и расплачиваться листьями за воображаемые товары.
Действие должно иметь смысл, цель. Не вашу дидактическую педагогическую цель, которую заложили вы, взрослые (ну я ж хочу, чтобы ребенок употребил личное окончание и автоматизировал Л, а еще предлог тута, ага). Это ВЫ хотите, это у ВАС цель, а для ребенка просто взять и положить по вашей команде куклу на диван - бессмысленная хрень. Ну тока за награду, плюшку - тогда еще ладно, но это тупо внешний мотив, это все равно не про игру.
В самом действии как таковом - смысла нет, если это действие не в контексте сюжета. А "кукла устала и пошла отдохнуть" - еще какой смысл. И завязка (кукла устала), и акт, и развязка (сидит, отдыхает, всё зашибись). Ща еще супа ей намутим из воображаемых продуктов, которые мы давеча за листья купили. Комментировать промеж этого происходящее и произносить произносимое, предлоги всякие там и личные окончания, автоматизации - пожалста, хоть обговоритесь. И хоть тонну дидактической пользы во все это затолкайте, пока там ваша кукла живет своей кукольной жистью.
Манипулирование игрушкой - не игра.
Действие любым предметом или даже вовсе без предмета, но в соответствии с хоть элементарнейшим сюжетом, - игра.
#проигру_болтушка
ПС. При написании этого поста ни один Вася не пострадал.