В старинном парке Сада Души сверкают алыми ягодами Боярышники. Боярышник по латыни "Кратэгус" (Crataégus). Латинское название происходит от греческого слова "кратас" («cratas») - сильный, крепкий. Действительно, у Боярышника очень твердая древесина, он стоек к неблагоприятным условиям и живет до 300 лет. В большинстве европейских стран это растение называют «колючка». Русское же название отразило красоту этого дерева, связав его с созвучными словами - «Боярин», «Боярышня», предположительно из-за красивого и яркого внешнего вида. Ягоды Боярышника такого же пурпурно красного цвета, как одежды бояр (это был отличительный признак принадлежности к данному сословию). Народные названия: барыня-дерево, боярышня, боярка, майский кустарник, дерево девственности, сердечная ягода, глод, колючка дикая, петушиная шпора, ястребиные когти, хлебница (муку из сушёных ягод Боярышника добавляли в тесто для хлеба с фруктовым привкусом) и др. Боярышник издавна на Руси был символом девственности, целомудрия, семьи и счастливого брака. Происхождение Боярышника старинные легенды объясняют по-разному. Славилась когда-то на Руси своими добрыми делами одна боярыня — помогала всем, как умела. Кому лечением, кому советом. Состарилась боярыня, но очень не хотелось ей умирать, мечтала всегда помогать людям, да и они ее любили. Пошли к колдунье с поклоном, и та превратила старушку в красивый кустарник. Назвали его в честь доброй боярыни – Боярышник. В другой легенде рассказывается о происхождении колючек Боярышника. Однажды маленькая птичка пеночка спешила к своему гнезду, чтобы покормить птенчиков, но вдруг над ней нависла зловещая тень ястреба. Испугалась пеночка, заметалась из стороны в сторону и укрылась в зарослях ближайшего куста. Камнем упал рядом пернатый хищник, чтобы схватить ее. Но куст по просьбе пеночки вмиг покрылся острыми колючками, и ястреб улетел, испугавшись шипов. Поэтому пеночки, коноплянки и другие маленькие птахи часто вьют гнезда в зарослях Боярышника. Есть старинное русское предание о происхождении слов «боярышня», «барышня». Жила в деревне красавица. Белое лицо ее зарей облито, а строгие очи ярче зелени незрелого Боярышника. И ценила она превыше всего верность, чистоту и взаимность. Сельчане часто встречали ее в венке из Боярышника: весной - с белыми цветами, а по осени - с красными ягодами. На беду увидел однажды красавицу внук Чингисхана, будущий Бату-хан. И так она ему приглянулась, что решил он покорить ее сердце. Но напрасно он заманивал ее в богатую юрту, предлагал разные сокровища — девушка все равно отвечала отказом, так как любила другого. И тогда Бату воровски выследил девушку, настиг, и уже хотел было овладеть ею, но она прижалась спиной к деревцу Боярышника, выхватила кинжал и сказала: «Если ты притронешься ко мне — я лучше убью себя, но твоей не стану никогда!» И когда даже эти слова не остановили Бату, она ударила себя в грудь кинжалом и пала на куст Боярышника. Никто не помнит имени молодой красавицы, но с тех пор в ее честь молодых девушек на Руси стали величать боярышнями, барышнями. В интересной древнерусской легенде Боярышник связан с именем князя Олега. В рукописи придворного византийского летописца описан поход русичей. Их сравнительно небольшое войско под предводительством князя Олега осадило столицу Византийской империи Константинополь и, благодаря доблести и воинской хитрости, они вынудили византийцев признать поражение и заплатить отступные. В стан Олега император направил послов с дарами и обильными угощениями. Но, следуя знаменитому принципу византийской дипломатии - “Если победу не добыть в сражении, её можно отобрать за столом” и еда и вино были отравлены. Однако, в течение нескольких дней, пока шли переговоры, мудрые русичи не притронулись к заморским угощениям. Император решил, что настало время нанести внезапный удар по, как он полагал, обессилившим от голода русским воинам. Каково же было его изумление, когда вместо доклада о разгроме противника, пришло донесение об очередной победе русов. На этот раз Олег потребовал более высокие отступные, причем – из рук самого кесаря. Император выполнил все условия Олега, который и на этот раз не сел за стол, отказался от пищи. И воскликнул Кесарь: «В чём сила твоих воинов, князь, что за магия?» Олег усмехнулся и передал царю гроздь крупных алых ягод. Император взял в руки ветку и тут же выронил, уколовшись об острые шипы. «Боярышник – вот наша сила, - рассмеялся Олег. - Бойся, Кесарь, не того, что видишь, а того, что скрыто от глаз». Отношение к Боярышнику в народе было двояким. С одной стороны, согласно старинным поверьям, Боярышник (как и бузина) заклятое дерево — в него превратилась ведьма. Утверждали, что его нельзя пилить или ломать, иначе такого человека будут ждать неприятности, болезни, смерть родных или падеж скота, бедность. Долгое время его считали символом несчастья и смерти еще и потому что, согласно легенде, терновый венец Христа был сплетен из ветвей Боярышника. С другой стороны, так же с древних времён существовало поверье, что благодаря колючим шипам он способен защитить человека от злых духов, являлся мощным оберегом. Например, верили, что молния никогда не попадет в дерево Боярышника, потому что еще во время путешествия с младенцем по Египту дева Мария уснула под его кроной. Из Боярышника делали всевозможные талисманы. Собранный в Вербное воскресенье или на Вознесение, Боярышник хранили в доме как защиту от молнии. Многими славянскими народами было принято высаживать Боярышник вокруг усадьбы. Верили, что такой колючий барьер убережет от проникновения зла, а невинным девушкам поможет сохранить целомудрие вплоть до замужества; сохранит крепость и честь семьи, брачных уз, убережет женщину от вожделений мужчин. Ветки Боярышника на окнах и дверях дома отгоняли от него нечистую силу, их клали на порог загона для скота для того, чтобы не дать войти туда ведьмам. Буряты, чтобы отогнать нечисть, вызывающую болезни, размахивали ветвями Боярышника над колыбелями больных детей. Интересно, что со времен Петра I, Боярышник, из-за целебных свойств, стали выращивать в созданных по его приказу, аптекарских садах, а крестьяне были обязаны собирать ягоды Боярышника в качестве повинности. Кстати, Боярышник очень плодовит: отдельные деревца дают до 75 кг плодов. #СадДуши #БотаническийсадТверь #БотСадТвГУ #ПоддержиСад фото Марии Кочеровой
Ботанический сад ТвГУ - Тверь
Рубиновые бусы - легенды о Боярышнике!
В старинном парке Сада Души сверкают алыми ягодами Боярышники. Боярышник по латыни "Кратэгус" (Crataégus). Латинское название происходит от греческого слова "кратас" («cratas») - сильный, крепкий. Действительно, у Боярышника очень твердая древесина, он стоек к неблагоприятным условиям и живет до 300 лет.
В большинстве европейских стран это растение называют «колючка». Русское же название отразило красоту этого дерева, связав его с созвучными словами - «Боярин», «Боярышня», предположительно из-за красивого и яркого внешнего вида. Ягоды Боярышника такого же пурпурно красного цвета, как одежды бояр (это был отличительный признак принадлежности к данному сословию).
Народные названия: барыня-дерево, боярышня, боярка, майский кустарник, дерево девственности, сердечная ягода, глод, колючка дикая, петушиная шпора, ястребиные когти, хлебница (муку из сушёных ягод Боярышника добавляли в тесто для хлеба с фруктовым привкусом) и др.
Боярышник издавна на Руси был символом девственности, целомудрия, семьи и счастливого брака.
Происхождение Боярышника старинные легенды объясняют по-разному. Славилась когда-то на Руси своими добрыми делами одна боярыня — помогала всем, как умела. Кому лечением, кому советом. Состарилась боярыня, но очень не хотелось ей умирать, мечтала всегда помогать людям, да и они ее любили. Пошли к колдунье с поклоном, и та превратила старушку в красивый кустарник. Назвали его в честь доброй боярыни – Боярышник.
В другой легенде рассказывается о происхождении колючек Боярышника. Однажды маленькая птичка пеночка спешила к своему гнезду, чтобы покормить птенчиков, но вдруг над ней нависла зловещая тень ястреба. Испугалась пеночка, заметалась из стороны в сторону и укрылась в зарослях ближайшего куста. Камнем упал рядом пернатый хищник, чтобы схватить ее. Но куст по просьбе пеночки вмиг покрылся острыми колючками, и ястреб улетел, испугавшись шипов. Поэтому пеночки, коноплянки и другие маленькие птахи часто вьют гнезда в зарослях Боярышника.
Есть старинное русское предание о происхождении слов «боярышня», «барышня». Жила в деревне красавица. Белое лицо ее зарей облито, а строгие очи ярче зелени незрелого Боярышника. И ценила она превыше всего верность, чистоту и взаимность. Сельчане часто встречали ее в венке из Боярышника: весной - с белыми цветами, а по осени - с красными ягодами. На беду увидел однажды красавицу внук Чингисхана, будущий Бату-хан. И так она ему приглянулась, что решил он покорить ее сердце. Но напрасно он заманивал ее в богатую юрту, предлагал разные сокровища — девушка все равно отвечала отказом, так как любила другого. И тогда Бату воровски выследил девушку, настиг, и уже хотел было овладеть ею, но она прижалась спиной к деревцу Боярышника, выхватила кинжал и сказала: «Если ты притронешься ко мне — я лучше убью себя, но твоей не стану никогда!» И когда даже эти слова не остановили Бату, она ударила себя в грудь кинжалом и пала на куст Боярышника.
Никто не помнит имени молодой красавицы, но с тех пор в ее честь молодых девушек на Руси стали величать боярышнями, барышнями.
В интересной древнерусской легенде Боярышник связан с именем князя Олега. В рукописи придворного византийского летописца описан поход русичей. Их сравнительно небольшое войско под предводительством князя Олега осадило столицу Византийской империи Константинополь и, благодаря доблести и воинской хитрости, они вынудили византийцев признать поражение и заплатить отступные. В стан Олега император направил послов с дарами и обильными угощениями. Но, следуя знаменитому принципу византийской дипломатии - “Если победу не добыть в сражении, её можно отобрать за столом” и еда и вино были отравлены. Однако, в течение нескольких дней, пока шли переговоры, мудрые русичи не притронулись к заморским угощениям. Император решил, что настало время нанести внезапный удар по, как он полагал, обессилившим от голода русским воинам. Каково же было его изумление, когда вместо доклада о разгроме противника, пришло донесение об очередной победе русов. На этот раз Олег потребовал более высокие отступные, причем – из рук самого кесаря. Император выполнил все условия Олега, который и на этот раз не сел за стол, отказался от пищи. И воскликнул Кесарь: «В чём сила твоих воинов, князь, что за магия?» Олег усмехнулся и передал царю гроздь крупных алых ягод. Император взял в руки ветку и тут же выронил, уколовшись об острые шипы. «Боярышник – вот наша сила, - рассмеялся Олег. - Бойся, Кесарь, не того, что видишь, а того, что скрыто от глаз».
Отношение к Боярышнику в народе было двояким. С одной стороны, согласно старинным поверьям, Боярышник (как и бузина) заклятое дерево — в него превратилась ведьма. Утверждали, что его нельзя пилить или ломать, иначе такого человека будут ждать неприятности, болезни, смерть родных или падеж скота, бедность. Долгое время его считали символом несчастья и смерти еще и потому что, согласно легенде, терновый венец Христа был сплетен из ветвей Боярышника.
С другой стороны, так же с древних времён существовало поверье, что благодаря колючим шипам он способен защитить человека от злых духов, являлся мощным оберегом. Например, верили, что молния никогда не попадет в дерево Боярышника, потому что еще во время путешествия с младенцем по Египту дева Мария уснула под его кроной.
Из Боярышника делали всевозможные талисманы. Собранный в Вербное воскресенье или на Вознесение, Боярышник хранили в доме как защиту от молнии. Многими славянскими народами было принято высаживать Боярышник вокруг усадьбы. Верили, что такой колючий барьер убережет от проникновения зла, а невинным девушкам поможет сохранить целомудрие вплоть до замужества; сохранит крепость и честь семьи, брачных уз, убережет женщину от вожделений мужчин. Ветки Боярышника на окнах и дверях дома отгоняли от него нечистую силу, их клали на порог загона для скота для того, чтобы не дать войти туда ведьмам. Буряты, чтобы отогнать нечисть, вызывающую болезни, размахивали ветвями Боярышника над колыбелями больных детей.
Интересно, что со времен Петра I, Боярышник, из-за целебных свойств, стали выращивать в созданных по его приказу, аптекарских садах, а крестьяне были обязаны собирать ягоды Боярышника в качестве повинности. Кстати, Боярышник очень плодовит: отдельные деревца дают до 75 кг плодов.
#СадДуши #БотаническийсадТверь #БотСадТвГУ #ПоддержиСад
фото Марии Кочеровой