Путь и потребность

На одной из сессий мы с клиентом рассуждали над тем, как обрести свой путь и цель. И эта тема оказалась близка с некоторой стороны с явлением, которое Виктор Франкл называл потенциализмом. Если совсем вкратце, то люди часто пытаются реализовывать не то, что хотят, а то, что могут. То есть определяют свой жизненный путь не из своих потребностей и устремлений, а из того, что могут здесь и сейчас.

Понятно, что такой подход не всегда оправдан и может вести к тому, что человек всю жизнь занимается не тем, чем хотел бы. Более того, довольно часто от этого страдают дети, когда родители хотят задействовать их, детей, потенциал «на максимум».

Почему же так происходит и как понять, когда стоит реализовывать свой потенциал, а когда это будет не более чем потеря времени и ресурсов?

И так, почему так происходит.

Тут в голову приходит несколько независимых друг от друга причин:

• Быстрое удовольствие (более простой путь);

• Избегания фрустрации;

• Ожидания социума.

Быстрое удовольствие – это удовольствие здесь и сейчас. Зачастую человек выбирает действие, результат которого он увидит сразу. А если это ещё и принесёт удовольствие, то такое действие быстро закрепится как приоритетное. Поэтому, например, человек может предпочесть алкоголь походу к психологу. В разрезе же вопроса статьи человек будет рассуждать примерно так: зачем вкладываться в дело (например обучаться), которое требует много времени и ресурса, да ещё и не гарантирует результат. Как правило, такое рассуждение идет из Внутреннего Ребёнка, так как он не может рассуждать сложными категориями и для которого удовольствие является всегда приоритетным.

Например, в музыкальной среде я часто наблюдал такую картину: человек, умея играть, скажем, на гитаре, которая далась ему довольно легко, хочет освоить барабаны, игра на которых от него требует совсем других навыков, но не может их освоить с наскока и довольно быстро отказывается от затеи. В итоге он возвращается к гитаре как к более простому пути, тем самым уже отказываясь и от своих устремлений.

Я думаю, каждый в своей жизни делал похожий выбор. И не всегда этот выбор был в нужную сторону. Поэтому важно понимать о чём наша потребность: о сиюминутном удовольствии или это вклад во что-то большее.
Это ж поможет обойти и вторую причину – избегание фрустрации. Фрустрация в двух словах – это негативное переживание при невозможности удовлетворить текущую потребности. Понятно, что мы не любим переживать подобные чувства. Более того, мы можем не уметь это делать. Более подробно я рассмотрел это механизм в статье «Чем может помешать талант». И уже в разрезе этой проблемы важно понимать, зачем мы выбираем тот или иной путь. Понимать, какие сложности и препятствия нам встретятся на этом пути и как мы будем их преодолевать.

Как тут не вспомнить студентов медицинских ВУЗов, которые забирают документы после первой практике или ищут более «чистую» специализацию. Или когда человек в отношениях сталкивается с привычками и бытовым укладом партнёра, которые идут в разрез с его собственными взглядами.

Понятно, что не всегда возможно оценить всё то, что свалится нам на плечи при определенном выборе. Но это скорее повод всё хорошо обдумать и взвесить, нежели отказаться от цели. Например, если пара хочет усыновить сложного в плане здоровья ребёнка, было бы очень верным решением плотно ознакомится с особенностями таких детей, а не ограничиваться единичными встречами. Это поможет понять с чем они смогут справиться, а что всё же станет непосильной ношей.

Вообще, данный подход позволит лучше понять, насколько путь, который мы выбираем, соответствует нашим потребностям и ресурсам. Ведь не всегда самый очевидный путь – самый подходящий. И тут очень помогает замена вопроса «Почему я это выбираю?» на «Зачем я это выбираю?». То есть не что я получу в результате выбора, а что я хочу получить в результате выбора на самом деле. Это понимание даст силы и мотивацию преодолевать фрустрацию и не боятся трудностей, ведь путь осилит идущий.

И последнее – ожидания социума. И это может быть не просто причиной, а довольно существенным препятствием при выборе своего пути. И это препятствие может создаваться годами, начиная с детства, когда ребёнка отдают во всевозможные кружки, где он показывает приемлемые результаты и выставляют определённые цели, по достижении которых он получает любовь и признание. Причём у ребёнка не часто интересуются, насколько ему это интересно и хочется самому. К подобному результату приводит и обесценивание интересов ребёнка. Частая история, когда ребёнок хочет стать, например, физиком, а ему говорят, что он не потянет. Да, возможно, ему будет непросто, но это не значит, что не получится. Но не каждый родитель готов пройти с ребёнком такой путь. Ведь есть путь проще. Правда, проще исключительно для родителя.

Важно отметить, что это так же работает и в обратную сторону, когда ребенок отказывается от занятий, мотивируя это, например, скукой. Хотя причина совсем другая, и ребёнок просто пока не может справиться с возникающей фрустрацией. Например, мальчишке нравиться балет, но он боится, что над ним будут смеяться. К сожалению, родители не всегда готовы вникать в суть проблемы и просто идут на поводу у ребёнка.

Подобные механизмы приводят к тому, что человек обесценивает собственные потребности и ценности и подменяет их более «подходящими» к текущей среде. То есть выбирает путь, который гарантировано одобрит ближайшее окружение, а не тот, который соответствует его потребностям и устремлениям.

Как итог.

Исходя из выше сказанного, получается, что, выбирая путь неважно в чём: в профессии ли, в отношениях ли, в чём-либо еще, важно исходить в первую очередь из своих ценностей, потребностей и устремлений. Это позволит понять суть того пути, на который мы хотим встать. И уже после этого нам откроется выбор форм, из которых мы сможем выбрать подходящую конкретно нам в плане ценностей, навыков и наших ресурсов. Коротко:

Не путь определяет потребности, а потребности – путь.


#психология #путь #потребности

Комментарии

  • 26 апр 11:24
    Читая подобные рассказы о детях и о людях я все больше прихожу к выводу о том что мы рождаемся либо сильными либо слабыми. Наблюдая за детьми заметила, что они как бы уже готовые... у них уже есть свой характер. Да люди могут меняться, но это же исключение, а не правило. Конечно с развитием психологии в прикладном плане все должно улучшиться, но когда и на сколько... Дивергентов мало... может это и правильно, но хотелось бы что бы их было больше.