Навязанное восприятие

Навязанное восприятие
Как-то на одной из сессий зашла речь о том, как мы воспринимаем и оцениваем то или иное событие, что влияет на наш выбор. И почему порой наши выборы приводят к разочарованию.

Поразмышляв над этим, я пришёл к двум выводам:

наши выборы и оценки определяются нашим опытом;
там, где его не хватает, мы ориентируемся на знакомые атрибуты и готовые решения.
Соответственно, при ограниченном опыте на наше восприятие можно влиять, подкидывая нужные атрибуты и показывая готовые решения в формате «как есть» (то есть без объяснения принципов и подходов). Так работает реклама, особенно в формате продакт-плейсмента: мы постоянно видим бренд, к которому искусственно прикрепляется атрибут. Например, думаю, у многих утренний кофе легко вызовет ассоциацию с успешным деловым человеком. Правда, этот кофе обязательно должен готовить крутой бариста из супер специального зерна. Чем круче бариста и дороже зерно, тем успешней бизнесмены, которые его пьют. А вот если вы его варите дома – это уже про другое. И никто не объяснит, почему это именно так. Понятно, что при нужном опыте мы сразу увидим, какие атрибуты отражают суть потребности, а какие нет. Бизнес и успех в нём – это не про кофе, а про труд и риски. А красивые кроссовки, какие бы брендовые они ни были, сами по себе не влияют на нашу фигуру.

С учётом того, что в современном обществе существует постоянный дефицит времени и при этом принято «успевать жить», мы для экономии времени готовы поглощать готовые формы, не сильно задумываясь, насколько они соответствуют нашим устремлениям и истинным желаниям. Причём это не только про какие-то материальные вещи. Это также может быть выбор профессии и образа жизни. Даже выбор партнёра может происходить просто по знакомым атрибутам, без учёта реальных потребностей. Всё это и приводит к тому, что мы постоянно находимся во фрустрации, накапливая усталость и раздражение при внешней успешности. Успешность, к слову, тоже всего лишь атрибут. Причём сам по себе он не несёт какого-либо смысла.

Так же стоит помнить, что опыт – это тоже готовая форма. И тут может сработать тот же механизм, что и при его отсутствии. А именно выбор по привычным атрибутам. И в случае каких-либо серьёзных дел это может привести к трагедии. Например, пренебрежение техникой безопасности. Тут есть ложный атрибут безопасности: опыт говорит, что всё в порядке, хотя это совершенно не так и рано или поздно произойдёт несчастный случай.

Как же сделать свои выборы более осознанными, а восприятие более аутентичным? Первое, что приходит в голову – это расширять опыт. Причём принимать во внимание не только позитивный опыт, но и негативный. Последнее нужно хотя бы для того, чтобы понимать, что универсальных решений нет, как нет идеальных людей. Что любое дело будет содержать не только увлекательные и интересные задачи, но также будет наполнено рутиной и неприятными моментами.

Второе – это лучше научиться понимать свои потребности, научиться заглядывать дальше первоначального импульса. Кстати, на эту тему у меня есть хороший тезис:

За каждым иррациональным желанием лежит рациональная потребность.

Разбирая своё желание по кирпичикам, мы вполне можем вполне докопаться до истинной потребности. Например, за покупкой дорого автомобиля может стоять не потребность в комфорте добираться из точки А в точку Б, а желание выделиться или стать «своим» в определённом круге. То есть потребность избежать одиночества.
Навязанное восприятие
Понять свои потребности можно по-разному. Начиная с простых вопросов зачем и почему мы хотим то, что хотим, заканчивая анализом, на что мы опираемся в своём выборе способа удовлетворения потребности.

В примере с автомобилем, если человеку нужен именно транспорт, он будет смотреть прежде всего на технические моменты, такие как двигатель, удобство обслуживания и тому подобное. А во втором случае – на престиж автомобиля или насколько он выделяется. И тут, если четко понимать, почему хочется купить автомобиль, выбор уже будет проходить по нужным атрибутам, а не по навязанным. И появится возможность выйти за рамки опыта. Например, обратив внимание на пусть и неизвестные нам бренды, но более соответствующие нашим потребностям и финансам. Ну или выбрать более подходящую модель любимого автомобильного бренда.

Так же очень полезным бывает соприкасаться с разными гранями одного и того явления, то есть расширяя свой опыт как бы в глубину. Тут у меня есть хороший пример уже из мира музыки. В своё время, для того, чтобы понять, какую музыку я хочу играть, я учил композиции из разных жанров. От блюза и фанка до различных жанров метала. А чтобы понять, какая именно гитара и звук мне нужен, я использовал любую возможность поиграть на различных гитарах и покрутить какой-нибудь очередной гитарный усилитель. Причём я никогда не смотрел ни на бренд, ни на цену. Так же я всегда интересовался мнением коллег по цеху, даже если не разделял их музыкальных вкусов. Как результат, я смог найти и свой инструмент, и свой звук.

И, конечно, этот подход я использую в своей основной профессии. Хоть основой моей психологической практики является трансактный анализ, я с удовольствием общаюсь с представителями других направлений и пробую их наработки, даже если сильно сомневаюсь в их работоспособности.

Всё выше сказанное можно применить и при оценке событий. Не стоит полностью полагаться на готовые интерпретации и на свой опыт. Это может привести к тому, что мы будем искать подтверждение нужной точки зрения, избегая информации, которая может привнести сомнения в уже выстроенную позицию. Такое происходит потому, что мы по возможности пытаемся избегать фрустрации и, следовательно, будем выбирать уже известную нам информацию (все те же готовые формы и атрибуты).

Это не значит, что не стоит вырабатывать своей точки зрения. Наоборот, очень даже стоит. Но желательно, чтобы она была гибкой, так как возможно, мы чего не знаем. В противном случае нам будет легко навязать определённую интерпретацию событий. В эпоху рекомендательных систем это можно наблюдать довольно часто, так как алгоритмы стараются нам показывать однотипную информацию как по содержанию, так и по эмоциональному окрасу.

Да и в целом можно сказать, что пассивность и непритязательность в получении информации сильно сужает нашу способность к объективной оценке различных событий и ситуаций.

Так на что же опираться при оценке событий в нашей жизни, чтобы эта оценка отвечала нашим потребностям и была максимально объективной? К сожалению, я пока не придумал какого-то универсального рецепта и пока просто опираюсь на свои нравственные ценности и принцип неосуждения. То есть я, насколько возможно, стараюсь понять мотивацию всех субъектов события в контексте этого события и его последствий. Далее я сопоставляю полученный результат со своими ценностями и опытом и формирую уже свою субъективную оценку на это событие.

Хочется верить, что такой подход позволяет сохранять крепкие и доверительные отношения с людьми и избегать ненужных действий и навязанных оценок.

Комментарии

  • 26 апр 00:53
    Как же сделать свои выборы более осознанными, а восприятие более аутентичным? Первое, что приходит в голову – это расширять опыт. ------- после этого необходим список того как именно расширить опыт.
  • 26 апр 00:58
    Понять всех.... я долго понимала людей и пришла к выводу, что это меня ослабляет, я начинаю их оправдывать в духе ну дурах ну эгоист ну вот такой человек, что ж с ним теперь делать............ а теперь я заматерела и разговор у меня короткий = ))))))))) смотрю на сына идет тем же путем - всех старается понять.
  • 26 апр 12:15
    Понять - это не принять или оправдать. Это понять причины их поведения и реакций.
  • 26 апр 18:34
    за пониманием идет оправдание потому что в большинстве случаев это дурость и как злиться на человека котооый просто не понимает что он делает...