Семейный бюджет и личные границы

Вы когда-нибудь задумывались о том, что деньги могут быть не только мерой труда, но и мерой личностных границ? На такую мысль меня подтолкнула моя психологическая практика, когда так или иначе всплывал вопрос распределения денег в семье. По мере набора разных случаев появилась довольно интересная корреляция между способом распределения бюджета внутри семьи и взаимодействии супругов между собой. Но обо всём по порядку.

Обычно я рассматриваю три типовых модели распределения бюджета:

1. Деньги аккумулируются у одного из супругов.

2. У каждого из супругов отдельный бюджет. Совместные траты ситуативные.

3. У каждого из супругов отдельный бюджет плюс имеется общий семейный бюджет на семейные траты, который складывается пропорционально возможностям.

Первая модель может иметь множество вариантов. Перечислять их особого смысла нет. Выделю лишь общую черту: один из супругов полностью контролирует или может в любой момент полностью проконтролировать расходы другого. А свои расходы контролирует лишь он сам. То есть мы имеем дело с попыткой доминирования одного над другим, и деньги тут являются одним из инструментов контроля. Часто основным.

Это классические эмоционально-зависимые отношения, где контролирующий супруг выступает Родителем, а ведомый – Ребёнком. Причём в зависимости от того, какой это Родитель (например заботливый, контролирующий или карающий) и какой Ребёнок, то есть какой именно механизм контроля используется для контроля, можно сделать выводы о внутренних конфликтах. В любом случае будет ясно, где, как и почему нарушаются личностные границы каждого из супругов. Вариантов тут превеликое множество, и в каждой паре они носят индивидуальные черты.

Главное, важно понимать, что нарушение границ тут перманентное и может создавать хронические очаги эмоционального напряжения. Что, в свою очередь, может уже выливаться во вполне осязаемые проблемы в близости. А если кто-то из супругов привык вытеснять негативные переживания, то и в проблемы со здоровьем.

Вторая модель также может говорить об эмоционально-зависимых отношениях, но может быть и нормой. Например, в начале совместного проживания, когда ещё просто нет необходимости в совместном бюджете. В целом же такое распределение говорит о проблемах близости и, возможно, базовом недоверии одного или обоих супругов. То есть как бы сохраняется возможность «быстрого» побега из отношений – делить то нечего. Ситуативно же совместный бюджет появляется там, где без него никак. Например, при крупных покупках вроде квартиры или автомобиля и тратах на детей. Хотя и тут я сталкивался с чётким распределением трат. По большому счёту это такой же контроль супруга, но «наоборот». Если в случае первой модели создаётся некоторая зависимость и беспомощность, то в данном случае контроль создаётся через угрозу исчезнуть или оттолкнуть.

Тут главным препятствием к искренним и открытым отношениям является перманентная борьба за своё «Я» и свою независимость. Часто имеется страх потерять себя в другом или избегание душевной боли. Например, вследствие негативного опыта отношений в прошлом.
Семейный бюджет и личные границы

Третья модель в психологической практике встречается редко, так как в основном описывает здоровые отношения, когда имеется взаимоуважение к личностным границам и понимание, что каждый имеет право на личное частное пространство.

Так же такая модель сильно расширяет поле эмоционального взаимодействия. Например, супруги могут делать другому сюрпризы и подарки в рамках своих личных бюджетов и без оглядки на бюджет семейный, не опасаясь осуждения со стороны своей второй половины. То же касается и расходов на себя. Хотя бы в рамках хобби и личных предпочтений. Например, в среде музыкантов я часто сталкивался с ситуацией, когда человек хотел и мог без ущерба для бюджета купить гитару, но отказывался из-за «неодобрения» супруги. Или когда девушка не могла купить себе понравившуюся сумочку, потому что её муж считал, что у неё их и так достаточно.

То есть при таком распределении бюджета намного легче понять, где заканчивается человек и начинается семья, и где заканчивается семья и начинается супруг как отдельная личность.

В данной модели есть исключение, когда общую семейную часть формирует только один из супругов, если такой вариант проходит по формуле «твои деньги – это наши деньги, а мои – это мои». То есть, по сути, это просто вариант модели один.

Также хотелось бы отдельно рассмотреть случай, когда один из супругов не работает. В общем и целом ситуация не такая уж и редкая и имеет множество вариаций. И если в случае первых двух моделей представить подобное не сложно, то вот вариант, который описывался бы третьей моделью, может быть не очевиден и имеет ряд важных нюансов.

Утрированно такие отношения будут выглядеть следующим образом: один из супругов, тот, который приносит деньги в семью, делит из на три части. Первая – его личная, вторая – семейный бюджет, третий – личная часть второй половины. Тут всё просто и очевидно. А теперь нюансы. Первый нюанс: отдавая часть денег в личное пользования своей второй половине, он полностью отказывается от контроля её трат, вне зависимости от ситуации. Причём добровольно, осознано, без сожалений, с полным отчуждением этих средств. Нюанс два: всё, на что тратится семейный бюджет – это «совместно нажитое» и в случае чего делиться пополам, вне зависимости от причин, по которым придётся это делить. Нюанс три: вторая половина вкладывается в семейный бюджет другим эквивалентом, например, трудом по дому. Добровольно и без принуждения. Если есть элемент принуждения – см. модель один.

Возможно, такой вариант покажется несколько сложным, но на деле от легко реализуем. Хотя бы потому, что любые здоровые отношения строятся на балансе «брать – давать», а его выстраивать можно по-разному.

Как итог.

На практике я часто предлагаю поразмыслить о том, как распределяется в семье бюджет и какую функцию это распределение несёт. Как в итоге распределяется ответственность, кто её избегает, а кто берёт лишнего. Как в итоге всё это сказывается на семье. Как правило, это приводит к интересным выводам и позволяет по-новому взглянуть на свою семейную систему. Ведь, как известно, дьявол – в деталях. Я бы даже сказал – в мелочах.

#психология #отношения #семья #бюджет

Комментарии

Комментариев нет.