Хочу, готов, вынужден.

Намедни на одной из сессий зашел разговор, как отличить реальную помощь и спасательство. То есть когда мы реально помогаем, а когда это не более чем игра, чтобы потом выставить претензию. Да и в целом, как не надорваться в этой помощи и как понять, где мы тратим ресурс, помогая, а где получаем.

Что такое спасательство? Это типичное «причинение добра», когда помощь оказывается из-за желания помочь без учёта реальной необходимости в этом и желания «спасаемого». Когда мы помогаем лишь для того, чтобы закрыть внутреннюю тревогу или справиться с внутренними противоречиями.

В противоположность, реальная помощь начинается с вопроса, нужна ли она и в какой форме. И готовностью принять отказ, даже если «спасалка» сильно зудит. Исключение - когда человек не может ответить по объективным причинам. Например, когда потерял сознание и требуется вызвать скорую помочь.

Со стороны отличить спасательство от помощи не так уж и сложно. А вот изнутри процесса, в силу нашей субъективности, это может быть весьма нетривиальной задачей, и «влететь» в спасательство можно довольно легко, как бы нам не казалось обратное.

В своей практике я предлагаю клиентам соотнести их действия со следующими позициями:
• как я хочу помочь,
• как я готов помочь,
• как я вынужден помогать.
А так же посмотреть, насколько интенсивно расходуется внутренний ресурс и какова эмоциональная вовлечённость в сам процесс.

В первом случае, когда мы помогаем с позиции «Хочу» важно понимать, что за этим «Хочу» стоит, то есть какую конкретно собственную потребность мы так закрываем. И что сам факт принятия помощи является для нас вознаграждением и ответной услугой. Более того, важно спросить разрешения помочь и убедиться в том, что человека это устраивает. Вот так просто: здоровый эгоизм и уважение к силе и границам другого. Ресурсы тут не тратятся или траться не существенно. А иногда эти действия и восполняют ресурс. Например, когда мы помогаем из любопытства или чтобы скоротать время.

В случае же, когда нам не понятны истоки нашего «Хочу», мы интенсивно расходуем наши ресурсы или чрезмерно вовлечены в процесс, стоит задуматься, а не превращаемся ли мы в Спасателя.

Хочу, готов, вынужден.

Чуть сложнее с позицией «Готов». Как бы неприятно это не звучало, но эта позиция имеет жесткие условия и продиктовано уже полученной выгодой. Согласитесь, близким мы готовы помочь в большей степени, чем знакомым и уж тем более посторонним. Сюда же относится готовность помогать из своих нравственных ценностей: в данном случае мы подтверждаем их правильность. То есть тут имеется определённая эмоциональная вовлечённость. Также в данном случае важно осознавать, что мы пытаемся сохранить, совершая определённые действия. Это наше вознаграждение за помощь.

Любые действия из данной позиции в силу эмоциональной вовлечённости требует ещё более деликатного уважения к границам того, кому мы собираемся помочь, дабы не навредить своими действиями. Важно именно помогать, а не выполнять действия за другого.

Ресурс расходуется интенсивно, но не сверх того, что мы можем потратить.

Тут главным сигналом, что мы проваливаемся в спасательство, может служить чрезмерное эмоциональное напряжение, читай недостаток свободных внутренних ресурсов и жёсткое нарушения баланса «брать-давать».

Третья позиция «Вынужден» очень сложна для нормального осознавания, так как требует довольно большого эмоционального вовлечения, больших ресурсов, жёсткого выхода из зоны комфорта и иногда жёсткого нарушения личностных границ. То есть того же, что и спасательство. Так же в силу стресса нормальному осознанию процесса мешают психологические защиты. Например, отрицание и рационализация. Разница между такой помощью и спасательством заключается в том, что в первом случае есть чёткое понимание, какой результат принесёт наша помощь. И что мы таким образом пытаемся для себя сохранить. Можно сказать, что это предельный случай позиции «Готов» с жёстким нарушением баланса «брать-давать», где мы добровольно и осознано отдаём значительную часть себя и так же добровольно и осознанно несём риски, к которым ведут наши действия. Без гарантий что-то получить взамен.

В противовес, «вынужденное» спасательство эгоцентрично и направлено на сиюминутное разрешение ситуации без учёта дальнейших последствий и укрепления достигнутых результатов. Более того, «жертвенность» Спасателя обязательно подчёркивается. Внутренний ресурс тут практически не расходуется, а скорее наоборот, восполняется за счёт «спасаемого».

Как правило, даже поверхностное сопоставление своих действий с вышеописанными позициями помогает осознать, где мы всё-таки помогаем, а где занимаемся спасательством. Это, в свою очередь, открывает дверь не только к пониманию своих внутренних конфликтов, проработав которые, можно качественно улучшить свои отношения с близкими и с самим собой.

#психология #помощь #спасательство

Комментарии

Комментариев нет.