Как не выгореть в делах

Эмоциональное выгорание - штука неприятная и может коснуться каждого из нас: достаточно периодической эмоциональной перегрузки. Причём не стоит думать, что выгорание случается только там, где есть взаимодействие с людьми. Это далеко не так. Шанс выгореть, если вы одинокий фрилансер, такой же, как и у менеджера в крупной компании. Разница лишь в том, какие факторы будут превалировать в каждом конкретном случае. У кого это непонимание смысла работы, у кого несовпадение ожиданий по уровню вознаграждения, у кого тупик в развитии. И наличие или отсутствие контакта с людьми, его качества может играть как роль катализатора выгорания, так и быть ингибитором. Но обо всём по порядку.

И так, основные факторы, которые важно учитывать для профилактики выгорания:
1. Понимание структуры работы
2. Организация рабочего места
3. Понимание и принятие смысла работы
4. Вознаграждение за труд, соответствующее ожиданиям
5. Коллектив
6. Организация отдыха
7. Наличие котиков

Понимание структуры работы.

Что это значит? Прежде всего понимание, как и зачем ставиться конкретная задача. Это требуется для того, чтобы знать, с чего начать, на что обратить внимание и как расставить акценты. Примером неверных акцентов для меня всегда был и остаётся типичный малый бизнес, точнее подход к его организации: когда все деньги тратятся на красивый офис и дорогое кресло руководителя, а главная экономия стоится на покупке поддержанного оборудования, отсутствия рекламы и минимальной оплаты труда сотрудников.

Какие шаги нужно совершить для выполнения задачи и какие есть критерии их выполнения – это требуется для того, чтобы не хвататься сразу и быть последователи. Это позволит, во-первых, разобраться что за чем следует и что без чего невозможно сделать, а во-вторых, оптимизировать рабочий процесс. В противном случае можно проделать ненужную работу, которую придётся переделывать, тратя время и силы. Пример предельно простой: инструкция при сборке мебели. Лучше изучить до сборки, чем в середине процесса, когда полка не будет вставать на своё место. Ну или готовка, когда внезапно выясняется, что закончился сахар или не хватает масла для жарки. Понятно, что в более сложных задачах и последствия будут более ощутимые.

Понимание временных и материальных затрат – тут, думаю, очевидно. Как пример неправильного распределения ресурсов – частные недострои из 90хх, когда внезапно кончались деньги или наступала зима. Так и стояли потом эти голодные остовы.


Организация рабочего места

Как ни странно, но далеко не везде и не всегда мы заботимся о своём рабочем месте. Между тем комфорт и удобство рабочего места – очень важный аспект не только душевного равновесия, но и эффективности.

Что чаще всего не так? Как правило, разные мелочи, которые медленно, но верно раскачивают наше душевное спокойствие. Грязь, нестабильный интернет, шум, духота, плохой свет – те вещи, на которые многие не обращают внимание, потому как по началу они не сильно отвлекают от рабочего процесса.

Между тем всё это может сильно снижать эффективность и увеличивать усталость. Поэтому важно обеспечивать порядок на рабочем месте. Также важно качество инструментов, если таковые используются. Не стоит на них экономить, но и избыточное качество тоже может не потребоваться. Например, при открытии кофейни можно начать с простой, но надёжной кофемолки и такой же кофемашины без избыточных функций. Хотя при работе с графикой в любом случае потребуется и мощный компьютер, и качественный монитор.

Как пример, при открытии своего кабинета у меня был такой минимум: хорошая звукоизоляция в обе стороны, по возможности отдельный вход, две комнаты, стабильный интернет, удобный диван и кресло. Особо важным был первый критерий: чтобы не отвлекаться на шум и чтобы клиент точно понимал, что его никто посторонний не услышит, так как работаю в основном очно. А вот при выборе студии звукозаписи я опирался, прежде всего, на хорошее оборудование: на нём работать приятней и быстрее.

Таким образом, организовывая рабочее место, мы должны учитывать как личное удобство, так и наши рабочие задачи. Это будет на прямую сказываться не только на нашей эффективности, но и нашем самочувствии, как ментальном, так и физическом. Вроде бы банальная истина, но люди склонны её игнорировать.


Понимание и принятие смысла работы

Тут важно разделять свой личный смысл и смысл общий. Очень здорово, когда мы понимаем оба этих смысла. И совсем плохо, когда эти смыслы не понятны или отсутствуют.

Личный смысл – это о том, что получаем лично мы. И тут смыслы могут простираться от высоких филантропических до чисто шкурных. Как правило, это некий баланс того и другого. И это хорошо. Так как любая работа должна оплачиваться, но смысл её не должен ограничиваться лишь увеличением личного капитала. Например, моя работа сочетает в себе помощь людям (а мне нравиться помогать людям) и относительно небольшую нагрузку в плане времени с необходимым мне достатком. Если этот баланс нарушается, работа мне становиться мне в тягость.

Кстати, опосредованно такой баланс смыслов сохраняет мою эффективность как специалиста: я никогда не возьму в работу клиента, если не работаю с его проблемой.

Общий смысл – это то, что наша деятельность даёт миру в целом. Ну или хотя бы в рамках компании или предприятия, на котором мы трудимся. Например, я знаю замечательный пример, когда молодого инженера, вчерашнего студента, провели через весь цикл производства, от технического задания до конечных испытаний и вывода изделия в серию. Он чётко понял, почему важны сроки, какой смысл несёт именно его часть работы и сколько он тормозит людей на самом деле, если срывает сроки. Плюс, он ощутил себя частью очень большой команды. Как результат – легче перенести стрессы и необходимые переработки.

И обратная картина: когда непонятен смысл работы и ощущаешься себя бессмысленным винтиком такой же бессмысленной машины. Тут всего пару шагов до выгорания и депрессии.

Вознаграждение за труд, соответствующее ожиданиям

Тема на первый взгляд простая, а на второй – имеет много нюансов, так как наши ожидания сильно зависят от того, насколько адекватно мы воспринимаем свои навыки и знаем рынок по нашей профессии.

Мало понимать, какое вознаграждение нас устроит в денежном эквиваленте. Важно его привязать к конкретному результату и трудозатратам. Иногда стоит понять приемлемые для себя альтернативные формы вознаграждения: например, при невысоком окладе компания может закрывать потребности в жилье и транспорте.

Немаловажной, а порой и центральной является и нравственная сторона вопроса. В случае, когда приходится идти против своих ценностей, может случиться так, что никакие материальные ценности не будут закрывать это противоречие, что будет приводить к выгоранию.

Также к нематериальному вознаграждению относится профессиональные интересы. То есть, если мы трудимся в интересной для нас сфере, это может компенсировать некоторое несоответствие ожидаемые доходов с реальными. Но не стоит думать, что нравственная сторона может полностью скомпенсировать слабую материальную сторону. Это опасная иллюзия, которая может привести не только к выгоранию, но и разочарованию в профессии.

Так же стоит понимать периодичность и постоянство дохода. Условия периодичности и постоянства. Например, если мы работаем на себя, может случаться так, особенно на старте, что доход будет минимальный и даже около нулевой. Тут стоит заранее позаботиться о том, как переживать подобные периоды и какие оценки проводить для корректировки дальнейших действий.

Хорошей практикой может служить выстраивание ожиданий по пессимистичному сценарию, а всё, что сверху, воспринимать как премию. То есть следовать народной мудрости и не делить шкуру неубитого медведя. Вроде простая истина, но которую часто игнорируют, воспринимая премиальную часть заработной платы как само разумеющееся. Если мы говорим про собственное дело, то тут шкурой медведя будет пример успешного и старого игрока на рынке. Например, многие начинающие психологи сильно удивляются, что на старте у них нет такого же количества клиентов, как у их коллег, которые на рынке уже лет десять.


Коллектив

Очень важный элемент в выстраивании эффективного и здорового процесса. Тут важно понимать, что если вы работаете в коллективе, то всегда будет иметь место так называемая групповая динамика: перманентное изменение структуры участников и их взаимодействия. Простым языком: отношения между членами команды будет постоянно меняться. Где-то будет накапливаться недопонимание, где-то - раздражение. И тут очень важно уметь всё это преодолевать, быть готовыми попрощаться с некоторыми членами команды, если они так и не смогут стать частью этой команды. Или, что ещё хуже, будут на ней паразитировать.

Не менее важно выстраивать нормальные границы с коллегами и уметь говорить им «Нет» при необходимости и четко понимать свою роль в коллективе. Особенно это важно на руководящих позициях. Это поможет эмоционально не распыляться и не вступать в психологические игры. Вообще полезно знать свой коллектив, дабы не выстраивать неоправданных ожиданий и потом не разочаровываться.

Отдельно хотелось отметить, что если мы сами набираем команду, то лучше делать это по принципу «команда под идею, а не идея под команду». Это позволит, во-первых, избежать ненужных компромиссов и споров не по делу. А во-вторых, подобрать компетентных специалистов.


Отдых

Как бы странно ни звучало, но правильно организованный отдых – половина успеха. Причём как отдых после работы, так и во время неё.

Отдых в процессе работы включает в себя небольшие и регулярные, примерно раз в час, передышки. Примерно минут по десять. Прежде всего это нужно для того, чтобы дать «отдохнуть» нашему вниманию и концентрации. Кому-то может показать, что так теряется много времени, но по факту за счёт таких передышек повышается производительность.

Также это бывает полезно, чтобы освежить взгляд на текущую задачу. Важно тут то, что в эти десять минут мы не занимаемся работой, а наш фокус перенаправлен на что-то расслабляющее: чашка кофе, небольшая разминка, короткая прогулка вокруг офиса.

Конечно же, обед. Неспешный и с отдыхом. Часто сталкиваюсь с тем, что обеденное время сокращают до получаса или вообще совмещают его с рабочим процессом. К чему это приведёт? Ну как минимум, к накоплению усталости. В долгосрочной перспективе – к снижению производительности, ошибкам и выгоранию.

Отдых после работы – это не просто лежание на диване или занятие любимым делом. Это полное переключение с работы на остальную жизнь. Пока мы остаемся на работе, даже ментально, мы не отдыхаем. Поэтому без острой необходимости все-таки лучше работу оставлять на работе.

Также не стоит пренебрегать выходными. Желательно организовывать себе два выходных подряд. Это связанно с тем, что за один мы редко успеваем отдохнуть из-за необходимости решать бытовые вопросы. К тому же для полноценного отдыха тоже нужна энергия, которую мы копим в первый выходной.

Что же касается отпуска, то его продолжительность должна быть не менее двух недель, а лучше полноценный месяц. Это то минимальное время, когда мы восстанавливаемся от стресса. И, конечно, если нет на то острой необходимости, от рабочих процессов лучше дистанцироваться.


Как видно, профилактика эмоционального выгорания есть не что иное, как качественная организация рабочего процесса с охватом всевозможных аспектов: от простого осмысления того, что мы делаем, до организации отдыха. Может показаться, что всё это требует большого количества сил и времени. На самом деле сложно может быть только в начале, так как некоторые моменты требуют выхода из зоны комфорта и выработку некоторых навыков. В последствие же для подобной профилактики нужно будет только вносить необходимые правки с учётом изменения обстановки и контекста.

В завершение хочется добавить, что всё вышеописанное – это не просто теория, но и мой собственный подход к организации рабочего процесса. Потому надеюсь, что для кого этот опыт окажется полезным, и он сможет его применить с учётом собственных целей и особенностей.

#психология #выгорание #профилактикавыгорания #организациярабочегоместа

Комментарии

Комментариев нет.