Что такое скликивание, как его определить и как с ним бороться

Скликивание бюджета, или кликфрод (англ. click fraud – мошенничество с кликами) – это умышленная трата чужого рекламного бюджета. Мошенники могут сами или с помощью ботов массово переходить по вашим объявлениям, расходуя бюджет и не давая настоящим клиентам увидеть рекламу.

Как правило, так поступают недобросовестные конкуренты. По оценкам, только за 2022 год убытки от скликивания во всем мире могут достигнуть 87 миллиардов долларов США! Как вычислить такое поведение и как его остановить – рассказываем ниже.
Что такое скликивание, как его определить и как с ним бороться

Признаки скликивания

Обнаружили хотя бы один из следующих признаков? Вероятно, вы столкнулись с кликфродом.
1. Быстрый расход бюджета. Раньше дневного бюджета хватало на весь день, а теперь он откручивается за пару часов – это очень подозрительно.
2. Резкий рост числа кликов. Особенно без каких-либо причин. Не забывайте, что рост переходов из-за сезонных эффектов и оптимизации рекламы обычно умеренный и постепенный.
3. Слишком высокий CTR. В каждой тематике своя средняя кликабельность – как правило, не выше 10%. Если каждый десятый пользователь хочет купить ваш товар – это отлично, если каждый второй – подозрительно.
4. Падение коэффициента конверсий. Целевая аудитория совершает заказы примерно с одинаковой частотой. Боты или недобросовестные конкуренты ничего не покупают – коэффициент конверсий падает.
5. Рост процента отказов. Мошенникам нечего делать на вашем сайте, поэтому они покидают его в первые десять секунд. Такой визит считается отказом и повышает соответствующий коэффициент.
6. Переходы с похожими параметрами. В отчетах Яндекс.Метрики или Google Analytics может появиться чрезмерно много слишком похожих визитов: один и тот же браузер, одно и то же устройство, похожие IP и т. д. Такие посещения, скорее всего, выполняют боты.
7. Местоположение не как в геотаргетинге. Переходы из регионов, в которых не должно быть показов рекламы, – еще один «красный флаг».
Не паникуйте! Скликиванию может подвергнуться любой рекламодатель. В ваших силах противостоять мошенникам.

Что делать

Когда кликфрод обнаружен, нужно действовать незамедлительно. Вот что может помочь:

Обратиться в поддержку
В Яндекс.Директ и Google Ads есть встроенные алгоритмы защиты от скликивания. Если они не сработали, площадки все равно могут вам помочь – в том числе вернуть нечестно потраченные деньги. Например, в Яндекс.Справке есть
целый раздел, посвященный кликфроду. В нем также перечислены рабочие ситуации, которые можно по ошибке принять за мошенничество. Аналогичная ссылка для Google Ads.

К сожалению, реальных кейсов с возвратом бюджета на других площадках найти не удалось. Тем не менее оставить жалобу в поддержку в любом случае стоит. Не забудьте приложить список подозрительных IP или других параметров недобросовестных визитов.

Подключить защитный сервис
Существуют инструменты для защиты от кликфрода, например BotFAQtor, Clickfraud, ClickFrog. Они подключаются к сайту и рекламному кабинету компании. Затем анализируют поведение каждого посетителя, чтобы определить, бот это, злоумышленник или потенциальный клиент.

Обнаружив мошенника, сервис автоматически прекращает показывать ему рекламу. Блокировка может происходить только по IP – либо по идентификатору пользователя, что более надежно. Все подобные инструменты платные.

Блокировать вредоносные IP
В Яндексе и Google можно самостоятельно остановить показы рекламы подозрительным IP-адресам. В Яндекс.Директ отключение показов находится в «Дополнительных настройках» на странице параметров кампании:
Что такое скликивание, как его определить и как с ним бороться - 922213909120
Обратите внимание: заблокировать можно только 25 IP-адресов. При этом в следующий раз мошенники могут зайти с других. Во многих интернет-сетях IP-адреса меняются и у обычных пользователей. Поэтому лучше воспринимать этот способ защиты от кликфрода как временный.

Исключать некачественные площадки
Иногда владельцы сайтов, размещающих у себя рекламу, могут сами заниматься кликфродом. Это приносит им нечестный доход и повышает показатель кликабельности, создавая ложное впечатление эффективности их площадки.

Показывая рекламу, например, в рекламной сети Яндекса, регулярно проверяйте отчет по площадкам. Если какие-либо сайты показывают слишком высокий CTR, но конверсий с них в Яндекс.Метрике нет, добавляйте их в список запрещенных. Сделать это можно в тех же «Дополнительных настройках»:
Что такое скликивание, как его определить и как с ним бороться - 922213924224
Использовать ретаргетинг
Ретаргетинг предполагает показы пользователям, чье поведение на сайте подтвердило заинтересованность в продукте. Например, только тем, кто скачал лид-магнит или добавил товар в корзину. Таким образом, рекламу точно не увидят боты и мошенники.

Загружайте в рекламные кабинеты списки потенциальных клиентов или создавайте на их основе сегменты Яндекс.Аудиторий. Недостаток этого подхода в том, что ретаргетинг не может быть единственным элементом рекламной стратегии. Он не охватывает новую аудиторию и самые верхние уровни воронки продаж. Кроме того, список для ретаргетинга можно собрать только после продолжительной рекламы с обычным таргетингом.

Всегда устанавливать дневной бюджет
Этот совет не спасет от скликивания вообще – но поможет существенно сократить ущерб от него. Если дневные траты не ограничены, злоумышленники могут «слить» месячный бюджет за полдня.

Чтобы этого не случилось, разделите общий бюджет кампании на число дней ее работы и установите дневное ограничение. Такая функция есть на всех крупных рекламных платформах.
Настройка дневного бюджета в Одноклассниках
Настройка дневного бюджета в Одноклассниках

Итог

Скликивание рекламы – коварный вид мошенничества, потому что его легко не заметить. Проверяйте рекламную статистику по чек-листу из этой статьи, чтобы вовремя обнаружить подозрительную динамику.

Если вы показываете много рекламы в конкурентной нише и уже сталкивались с кликфродом, подумайте о подключении специального защитного сервиса. Если вас пока не скликивали, достаточно просто сохранять бдительность.

Успешной рекламы!

#Общие_вопросы #Рекламный_кабинет #Продвижение_бренда

Комментарии

  • 2 сен 2022 15:04
    Понятно. Только почему-то возмущаються что никому ничего не отправляли. Я отправляю заявку только в тех случаях когда людей интересует моё творчество, когда они задают вопросы.
  • 3 сен 2022 19:14
  • 3 сен 2022 19:14
  • 5 сен 2022 17:26
    Счас я вам триста рублей буду платить! Если я установил сумму 100₽ за три дня показа моего поста так будьте любезны этому соответствовать!!!
  • 5 сен 2022 17:34
    Добрый день! Вы указали бюджет на день 100 рублей, за три дня получается 300
  • 7 сен 2022 10:29
    Подскажите, а что творится с поддержкой одноклассников вашей? Вы не в состоянии решить проблему с подтягиванием ссылки на группу в публикации на стене через знак @ ? Прошу обратить внимание, с 29 АВГУСТА! И "кормите" отписками, что наши специалисты предоставят ответ, потом не предоставив его закрываете просто по-тихому чат. ЭТО КАК!???? У вас, наверное, задача состоит в закрытии и открытии новых обращений? Как это понимать. Скрины, естественно, прикрепляю, полюбуйтесь на этот беспредел.
    ФотографияФотография
  • 7 сен 2022 10:46
    Здравствуйте! Увы, не все вопросы можно решить в короткий срок. Разработчики работают над устранением неполадки. Как только появятся новости, поддержка сразу же вам их сообщит
  • 7 сен 2022 16:05
    А зачем вы закрыли беседу? Значит будем ждать в данной беседе. Если вопрос не решен, на каком основании закрываете чат?
  • 7 сен 2022 17:22
    Марина, судя по вашему скриншоту, сейчас у службы поддержки нет ответа на ваш вопрос. Но как только он появится, вам обязательно напишут
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 17 ноя 2023 22:46
    Это радует Вот это я понимаю!