Так почему Александра II называют Царь-Освободитель?

Четыре века прошло с тех пор, когда на русский престол взошла династия Романовых. Царствование Александра II занимает особое место, поскольку непревзойдёнными останутся его два подвига:
освобождение миллионов русских крестьян от крепостной зависимости и освобождение миллионов славян от оманского ига на Балканах.
Эти события столь значимы, что Александр II вошёл в мировую историю как Царь-освободитель.
Действительно, с помощью Александра II Болгария изменила свою судьбу. Благодаря победе России над османской империей после пяти веков прерванной государственности Болгария возвратилась в Европу. Общеизвестно, что война1877-1878 годов уникальна. Современники называли её освободительной и великой: война на земле другого государства отстаивала свободу другого народа, и на помощь единоверцам в едином духовном порыве поднялась вся Россия. «В столь великую историческую эпоху самосознания народа во главе его стоял Царь-Освободитель, особенно дорогой русскому сердцу. Он своими деяниями доказал всему свету, что сохранил в себе святость звания человека» (Л.М. Чичагов)
Как человек, Александр II с горечью воспринимал трагические
события на Балканах и с болью принимал решение о войне с Турцией. «…Я выражал вам надежды на мирный исход политических дел на востоке. Я желал донельзя щадить дорогую русскую кровь; но старания мои не увенчались успехом». 12 апреля 1877 года были разорваны
дипломатические отношения с Турцией и подписан манифест об объявлении войны. Командование русскими армиями на Балканах и Кавказе Александр II поручил своим братьям. Но если Александр не был ни полководцем, ни главнокомандующим, почему история чтит
именно его как освободителя славянских народов? Ответ вызывает удивление, затем восхищение и, наконец, чувство глубокого уважения. Нигде в мире, никогда прежде и никогда после войны 1877-1878 годов глава государства не выступал на фронте в роли брата милосердия. Нигде в мире в мире никогда прежде глава государства не приводил на
поле боя представителей своей семьи.Обязан ли был император лично присутствовать на фронте? Вовсе нет. К началу войны у Александра II был убедительный политический вес. Благодаря социальным и политическим реформам русский император был известен во всем мире – своим влиянием на историю собственного народа и историю
человеческой цивилизации. Ему не нужна была слава: «Задача его была не стать во главе победоносной армии и руководить её действиями, чтобы приобрести лавры военачальника или насладиться собственною славою…» (Л.М.Чичагов) Появление на фронте императора не было случайным. С точки зрения политической это –
набат, это тактический шаг ради увеличения шансов на позитивную реакцию общества, без которой никакая победа невозможна. Цель была достигнута – поддержка оказалась ошеломляющей, духовный подъем всех слоёв общества превзошел ожидания. Достаточно
взглянуть на перечень полков, принимавших участие в освобождении Болгарии. Мы увидим солдат со всей России, из самых её отдалённых уголков: Азовский и Архангельский, Брянский и Владимирский, Казанский и Костромской, Курский и Московский, Пензенский и Пермский, Суздальский и Псковский, Якутский и Ярославский и многие другие. Рядовые воины, вдохновлённые примером царя, шли на фронт целыми деревнями. «За други своя» отправились сражаться известные в России семьи: отец и сын Скобелевы, отец и сын Адлерберги, братья Шуваловы, братья Верещагины, братья Столетовы, брат и сестра Карцевы, братья Ганецкие, братья Святополк-Мирские, братья Леоновы и многие другие. Александр II принял непосредственное участие в войне в качестве брата милосердия. «…Император считал своим царственным долгом заботу о жертвах войны, о страждущих воинах.
Раненных и больных. Он хотел находиться среди них, «братом милосердия», как выражался он сам о своём человеколюбивом подвиге» (С.С.Татищев). Но находясь в Болгарии, российский император руководил всей жизнью империи, согласовывая усилия России, для обеспечения армии, мобилизации общества и
принятия самых ответственных решений в ходе военной кампании. Не будучи главнокомандующим, Александр внимательно следил за развитием боевых действий, и в самые ответственные моменты все взгляды были обращены к нему. Неудачи и тяжелые потери не сломили его твёрдости. «Безуспешность атак на Плевну произвела на всех глубочайшее и удручающее впечатление. Видя, что окружающие упали духом, Император стал наоборот как бы бодрее и спокойнее, развлекал их беседами, утешал…» (Л.М. Чичагов). А в тот момент, когда решался вопрос об очередной атаке Плевны, вместо того, чтобы уйти подальше от линии фронта, Александр II «выразил желание приблизиться к крепости: окружающие смотрели со страхом и недоумением на Его Величество; после неудавшихся атак, произошедших тревог и неурядиц, было более чем рискованно – расположить Императорскую квартиру вблизи целой армии Османа-Паши» (Л.М. Чичагов). Александр II не покидал армию даже тогда, когда был болен: Плоншти, Бяла и Горном Студене. После трёх неудачных попыток овладения Плевной по высочайшему повелению императора был принят план блокады города. Длительная осада, ожесточённые бои под Телишем
и Горным Дубняком, пленение османа-паши завершили основную часть войны, и, только утвердив зимний переход через Балканы, государь в начале декабря покинул Болгарию. Провозглашённое Александром II служение братом милосердия соответствовало его мировоззрению. Будущий император ещё в детские и юношеские годы прошёл серьезную подготовку нравственного воспитания под влиянием
наставника В.А. Жуковского. И с точки зрения этических норм намерение присутствовать на Дунайском фронте братом милосердия выглядит естественно. Степень его служения вызывала восхищение у очевидцев. «Я часто и неустанно восхищаюсь государём, его
спокойствием, хотя и нравственно болеющим, но и неизменно твёрдым отношением к делу. Когда видишь его неустанно посещающим госпитали, входящим с такою заботливостью во все нужды несчастных, … так невольно проникаешься чувством беспредельной к нему любви, как к человеку…» (Князь В.А. Черкасский, уполномоченный Красного Креста) «Частые посещения раненых в Зимницких лазаретах
предпринимались Его Величеством всегда пешком и невзирая ни на какую неблагоприятную погоду. Жара, дождь, вихрь, подымающий целые ураганы на улицах, …всё это был ничто в глазах Монарха, который думал только об утешении раненых, им любимых, как только может любить отец своих детей. Даже сильнейшие дожди не
удерживали Императора дома; тогда он надевал непромокаемый плащ и шёл к своим страдальцам» (С.М.Чичагов). Следуя христианским заповедям, Александр II проявлял истинное милосердие и к пленным. «Каждый раз во время стоянки в Бяла, когда Государю приводили с разных сторон пленных турок по одиночке, он приказывал напоить и накормить их, и затем отпустить совершенно на свободу. В другой раз, когда разнёсся в Бяле слух, что в окрестностях бродят шайки башибузуков, Государь послал для отыскания их полуэскадрон из своего конвоя и взвод гвардейской свиты, строго–настрого приказав, если они встретят мирных турок, то ни в коем случае их не трогать»
(Церковный Вестник, 1877).
Александр II, не сломленный ни опасностями, ни неудачами, ни
болезнями; сумел объединить и вдохновить Августейшее семейство.
В конкретную высоконравственную ситуацию Александр II органично встраивал членов царской семьи: он привёл на войну самое дорогое, что есть у человека, своих детей. Александр II привёл и родных братьев; привёл и племянников. Именно это обстоятельство делает войну исключительным историческим явлением. Кто же из царской семьи участвовал в войне 1877-1878 годов? В доступной нам литературе мы обнаружили лишь скупые упоминания об отдельных членах царской фамилии. Поиск и обобщение информации позволили составить список.
Император Александр II
Сыновья императора Александра II
великий князь Александр Александрович
великий князь Владимир Александрович
великий князь Сергей Александрович
великий князь Алексей Александрович
великий князь Павел Александрович
Братья императора Александра II:
великий князь Николай Николаевич
великий князь Михаил Николаевич
Племянники императора Александра II
великий князь Константин Константинович
великий князь Николай Николаевич-младший
великий князь Сергей Николаевич
великий князь Николай Михайлович
герцог Сергей Максимилианович Лейхтенберский
герцог Николай Максимилианович Лейхтенберский
принц Александр Петрович Ольденбургский
принц Константин Петрович Ольденбургский
принц Александр Петрович Ольденбургский
принц Александр Беттенберг
Список действительно впечатляет…
Можно ли серьезно относиться к советской историографии, которая
подчёркивала негативные стороны присутствия на фронте как самого императора, так и членов его семьи? В литературе последнего времени появляются ссылки на архивные данные, меняющие представленную ранее трактовку событий на фронте. Если раньше нам внушалось, что члены семьи шли на фронт, только чтобы «украситься крестами», то теперь мы можем убедиться, что перспектива участия в войне имела
иные мотивы: Если раньше утверждалось, что великие князья находились в глубине тыла, где не подвергались никакой опасности, то объективные данные-иные. Например, великий князь Владимир Александрович, «желая поддержать хорошее настроение войск, сам пришел на батарею… Последовал залп…Генерал Трофимов предложил Его Высочеству на это время наблюдать за ходом боя
из какого-нибудь укрытия. Но Его Высочество не нашёл этого удобным… В эту минуту около Его высочества были смертельно ранены унтер-штад-мейстер Шищенков и переводчик Афанасьев».
Другой пример. Великий князь Константин Константинович за храбрость при личном применении зажигательного устройства против турецкого парохода на Дунае был награждён орденом св. Георгия IV степени. Великий князь Сергей Александрович во время разведки у деревни Кошево, попал под огонь турецких батарей, сумел не только вывести отряд из-под обстрела, но и собрать информацию
о дислокации противника. В то же время в соседней группе разведчиков у деревни Иван-Чифлик был убит другой племянник императора принц Сергей Максимилианович Лейхтенберский. Что же касается самого императора, то опасность подстерегала и его. 18 июня 1877 года турецкая бомба неожиданно взорвалась на его пути. Государь спросил первым делом, не ранен ли кто. Получив отрицательный ответ, дважды перекрестился.
Непосредственное присутствие Александра II на дунайском фронте определяло общий нравственный настрой, и никто из царской фамилии не соглашался покинуть расположение армии. Так, цесаревич предлагал брату Владимиру вернуться домой в связи с тяжелой беременностью жены и рождение сына, но тот отказался. Или вот свидетельство Татищева: «император предложил Цесаревичу сопровождать его в Петербург, сдав генерал-адъютанту Тотлебену начальство над вверенным ему отрядом. Но наследник не пожелал
оставить армию прежде окончания войны».
Деятельность Александра II на Балканах обусловлена глубоким пониманием личной ответственности перед Отечеством, и «поле брани» для Романовых стало «полем чести». Присутствие многочисленной императорской семьи на фронте – тот самый
исключительный момент истории, когда это уникальное явление стало опорой духа русской армии. Ощущение близости императора как помазанника Божия на земле совершенным образом отзывалось в душе каждого воина: в сознании подданных укреплялась сила
подлинной жертвенности «за други своя». На ордене св. Владимира выбиты слова: «ПОЛЬЗА, ЧЕСТЬ и СЛАВА». Эти категории человеческого достоинства неразрывно связаны с историей Дома Романовых на верность Отечеству в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Эта война оказалась одной из самых кровопролитных: 200 тысяч русских солдат и офицеров отдали жизнь «за други своя». Признательная Болгария высоко ценит подвиг русских братьев. По сей день в Болгарии раздается звон колоколов, подаренных русским императором болгарским храмам. Центральную часть столицы Болгарии украшают уникальные памятники: монумент «Царь-Освободителю» и собор святого благоверного князя Александра
Невского. Восемь населённых пунктов страны носят название «Александрово». В Болгарии нет ни одного города или села, где не было бы памятника или улицы или площади в честь русского царя. По различным данным, в Болгарии поставлено от 450 до 600 памятников русским освободителям. По случаю 25-летия окончания русско-турецкой войны в Болгарии была выпущена литография, дающая многогранную информацию о войне. В центре портрет Царя –Освободителя. Наверху Георгиевский крест и даты начала и окончания войны. Под портретом имена русских генералов и названия войсковых частей, участвовавших в войне. По углам -четыре медальона с рисунками домов – музеев Александра II в городах Плевен, Бяла, Горный Студень и Пордим. Основные военные действия, решившие победоносный исход войны, разворачивались в Плевенском округе. Именно здесь Александр II провёл большую часть своего пребывания в Болгарии. Здесь больше всего погибло солдат, и здесь расположены 2/3 всех памятников русским воинам, румынским солдатам и болгарским ополченцам. И спустя столетия признательная Болгария хранит память о братьях-освободителях: «за один только день (имеется ввиду 3 марта –национальный праздник Болгарии – День освобождения от османского ига) выставку в доме-музее «Царь –Освободитель Александр II посетили 2.5 тысячи». Русско-турецкая
война 1877-1878 годов не только изменила политическую карту мира, но и явилась историческим памятником духовности, высокой нравственности и милосердия. Низкий поклон людям, которые смогли в тяжелое время сберечь память о тех, кто отдал жизнь «за други своя».
Спасибо тем, кто восстановил в Петербурге триумфальную колонну
«Воинская слава». Памятник 12 октября 1886 года открывал лично император Александр III. Это – единственный памятник в России, где история сохранила благодарность династии Романовых за победу России в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. На плите, расположенной с восточной стороны гранитного основания памятника, поименно указаны члены Дома Романовых – участники войны 1877-1878 годов. Истинным приношением династии Романовых является обращение жителей города Плевна к Александру II от 2 декабря 1877 года; «Милостивейший Государь! Велико
твое благодеяние к нам; ты не только предпринял великую войну из любви и сострадания к нам, но и удостоил нашу убогую страну Твоим Царским посещением, подвергнув Себя всем тяжестям походной жизни…Болгары будут до конца мира благословлять Твоё великое имя и имя твоего Августейшего Дома».
Восстановлением памятника Александру II в Бутурлиновке история, надеемся, сохранит благодарность династии Дому Романовых за участие их в русско-турецкой войне 1877-1878 годов в освобождении Болгарии от османского ига. То было время единства царя и народа. Время Славы Русского Солдата и Русского Оружия. Время нового
Величия России. Возможно, и Бутурлиновцы
участвовали в той освободительной войне. Но эта забытая страница
требует самого серьёзного исследования от нас не равнодушных к своей истории, с увековечиванием имён победителей-земляков на
постаменте памятника Царю-Освободителю.
Журнал «Мир Божий» №19
(01.2013-12.20130)
Любовь Плугина
«Поле брани» на Балканах
стало «полем чести» для Дома Романовых
Литература
Л.М. Дневник пребывания Царя – Освободителя в Дунайской армии в 1877
году. СПб: 1995 Репринтное издание 1887 г.
Татищев С.С. Император
Александр II Его жизнь и царствование. В 2 т. СПб.: Издание Суворина
А.С. 1903.
Князь Черкасский, его статьи, его речи и
воспоминания о нём, М., 1879.
Крылов –Толстикович А., Барковец О. Великий
князь Владимир Александрович. СПб., 2010

Так почему Александра II называют Царь-Освободитель? - 857051057159
Так почему Александра II называют Царь-Освободитель? - 857051056903
Так почему Александра II называют Царь-Освободитель? - 857051056647
Так почему Александра II называют Царь-Освободитель? - 857051056391
Так почему Александра II называют Царь-Освободитель? - 857051074823

Комментарии

  • 3 авг 2017 21:12
    В российской монументальной скульптуре времени её расцвета 1880-1900 гг. был создан образ православного императора, вдохновлённый византийской традицией-власть находится в союзе с Богом и ответственна перед ним. При каждом из трёх последних российских императоров перед зодчими ставились новые творческие задачи. Характер монументального искусства определяется типом власти в той или иной стране:"...история нашего отечества говорит о том, что российская власть всегда уделяла внимание монументальному искусству.  В старой России, проходя мимо статуи, скажем царя-миротворца люди осеняли себя крестным знамением. Потому в России фигура царя - это олицетворение власти от Господа, и русский император, русский царь -защитник веры.