= ОТКРОВЕНИЕ: ГОСПОДИ, ОТКРОЙ НАМ ГЛАЗА!

[45/68] =
(Откровение 14:1-5)
Царя сирийского выводил из себя пророк Елисей, который предвосхищал все его действия против Израиля. Поэтому царь “послал... коней, и колесницы, и много войска”, чтобы найти Елисея. И они “пришли ночью, и окружили город”, в котором он жил (4 Цар. 6:14). Ранним утром следующего дня слуга Елисея вышел и увидел, что “войско вокруг города, и кони, и колесницы”. Он бросился назад с криком: “Увы! Господин мой, что нам делать?” (4 Цар. 6:15).
Пророк ответил: “Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними” (ст. 16). Ясно, слуга был озадачен. Врагов сотни, а их всего двое! Но Елисей стал молиться: “Господи! Открой ему глаза, чтоб он увидел”. И тотчас же глаза слуги открылись, и “он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея” (ст. 17).
В Отк. 12 и 13 мы познакомились с дьявольской троицей: драконом, зверем и лжепророком. Иоанн нарисовал яркую, даже пугающую картину их мощи и влияния. Он подчеркнул, что “дивилась вся земля, следя за зверем [весь мир... последовал за зверем; Современный Перевод]” (13:3). Он привел скандирование толпы: “Кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним?” (ст. 4). Он отметил, что зверю была дана власть “вести войну со святыми и победить их” (ст. 7). Трудно читать главу 13 и не слышать при этом криков притесняемых христиан, не видеть крови мучеников, текущей по всей земле.
Если бы я жил в дни Иоанна, я бы, наверно, был как слуга Елисея: видел бы только явную безграничную силу врага. Представляю, как бы я закричал: “Увы! Что нам делать?” Мне бы понадобилось то же особое зрение, какое Елисей дал своему слуге: “Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними”. Целью Отк. 14 было передать эту же способность видеть читателям Иоанна.
Утешение главы 14 нужно и сегодня. Когда нас подавляет окружающее зло, нашим глазам необходимо открыться к тем божественным источникам силы, которые дает Бог. Нам все так же нужно понимать, что “тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними”.
Глава 14 естественным образом делится на три части, каждая из которых начинается словами “и взглянул я” (“и увидел я”). Иоанн хотел, чтобы его читатели увидели то, что видел он. Он хотел, чтобы их глаза открылись к тому, что Бог уготовил Своему народу, - а также к тому, что Он припас для их притеснителей. В этом уроке мы изучим первую часть. Оставшиеся две части будут рассмотрены в следующих уроках.
ГОСПОДИ, ОТКРОЙ НАМ ГЛАЗА НА НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПОБЕДЫ
Дракон, должно быть, ликовал оттого, что земля была во власти зверя, как это описано в главе 13. Земля погрузилась во мрак, и человеческие сердца наполнило зло. Люди шли по земле, как не имеющие разума роботы, повинующиеся всем приказаниям зверя. Однако в начале главы 14 как луч небесного света вдруг озаряет вершины окружающих долину гор. Над тьмой появляется торжествующий Агнец в окружении Своего народа!
“И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах” (Отк. 14:1).
Героев этой сцены мы уже встречали в Откровении. Агнец - это, конечно же, Иисус Христос. В главе 5 о Нем говорилось, как об Агнце, достойном открыть книгу с семью печатями. В конце главы 7 великое множество народа стояло перед Агнцем и престолом, воспевая хвалу. Агнец также упоминается в главах 6, 12 и 13.
Со ста сорока четырьмя тысячами мы познакомились в первой части главы 7 и высказали предположение, что они олицетворяют Божий народ. На лбу у них была печать, которая указывала, что они будут защищены, когда начнут дуть гибельные ветры. В 14:1 мы видим, как они победно стоят с Иисусом на горе Сион. Повторением символического числа 144 тысячи в главе 14 подчеркивается, что, какими бы грозными ни казались два зверя в главе 13, когда настанет победа, все верные будут с Иисусом. Ни один не погибнет!
В главе 7 говорилось, что на лбу у 144 тысяч была печать, а в главе 14 читаем, что “имя Отца Его написано на [их] челах” (ст. 1). Печать и имя - это не две разные вещи, а разные аспекты одного и того же: печать подчеркивает защиту, а имя указывает на принадлежность. В главе 3 Иисус обещал всем “побеждающим”: “И напишу на нем имя Бога Моего... и имя Мое новое” (ст. 12). В главе 14 показано исполнение этого обещания. Когда Бог дает обещание, на него можно рассчитывать.
Если героев отрывка 14:1-5 мы встречали и прежде, то сцена перед нами уже другая: они стоят “на горе Сионе”. Изучая Откровение, мы видели много символов, имеющих особое значение для тех, кто знает Ветхий Завет. Но ни один ветхозаветный образ так не насыщен смыслом, как образ горы Сион.
Сионом называлась возвышенность на северо-востоке Иерусалима, которую Давид захватил после того, как стал царем всего Израиля. Позже она была выбрана Давидом для сооружения храма. В иудейском сознании гора Сион была самым святым местом в мире - местом, где Бог встречался со Своим народом. В более поздних ветхозаветных писаниях гора Сион стала символом надежды. С Сиона должно было прийти спасение (см. Пс. 13:7). С Сионом ассоциировался Искупитель (см. Ис. 59:20).
Символ этот был подхвачен новозаветными писателями. В Пс. 2 сказано, что Бог помажет Мессию на царство “над Сионом, святою горою” (ст. 6; в Современном Переводе “на святой горе Сионе”). В Новом Завете псалом 2 цитируется вдохновенными проповедниками как исполненный - когда Иисус воскрес из мертвых и вознесся к Богу, воссев по правую руку Его (Деян. 13:32-37). Автор книги “Послание к евреям” говорит своим читателям, что они приступили не к сотрясающейся горе Синай, «но... к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:22, 23). В этом месте говорится о Божьем царстве, которое имеет как небесный, так и земной аспекты. В земном понимании это церковь, а в небесном - то, что мы обычно называем небесами. Последняя часть отрывка подробно говорит об обитателях этого царства, каковыми являются как ангелы, так и люди. Некоторые люди все еще жили на земле, а некоторые уже умерли.
Обратите внимание, что в этом отрывке “гора Сион” отождествляется с “небесным Иерусалимом”. Ранее в Откровении Иисус говорил об “имени града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего” (3:12). В главе 21 мы прочтем об этом новом “святом городе Иерусалиме” (см. ст. 2 и 10).
Должно быть вполне очевидно, что Сион в главе 14 - не “земное место”, а “духовная реальность”. Многие премилленарии считают, что Сион - это “земное место тысячелетнего царства... но сама сцена передает восхваление перед небесным престолом” (Маунс). Именно там Бог и должен пребывать со Своим народом. Именно там место победы!
Исследователи расходятся в вопросе о том, где в видении расположена “гора Сион” - на земле или на небе. И если она на небе, символизирует она только верных христиан в дни Иоанна или же всех верных христиан, имеющих небесные благословления в вечности. Я считаю, что это видение всех искупленных на небесах. Когда мы изучали главу 7, то сначала видели спасенных в образе 144 тысяч на земле, а затем - как бесчисленное множество на небесах перед Агнцем и престолом. Здесь 144 тысячи стоят перед Агнцем и престолом, поэтому представляется, что это, в общем, та же сцена, что и в главе 7, где изображено бесчисленное множество людей. Однако суть видения не в вопросах “когда” и “где”, а в вопросе “что”: 144 тысячи были победителями. Святой Дух говорил читателям Иоанна: “Не бойтесь зверя! Если вы верны, то вы победите!”
Не закрываем ли мы глаза на эту великую истину? Что касается меня, то со мной такое случается, а видя беспокойство моих братьев и сестер, боюсь, что и с другими тоже. Нам следует напоминать себе такие замечательные отрывки, как вот эти:
“Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа...” (1 Пар. 29:11).
“...Победа - от Господа” (Прит. 21:31).
“...Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом” (1 Кор. 15:57)!
ГОСПОДИ, ОТКРОЙ НАМ ГЛАЗА НА ЦЕННОСТЬ ВОСХВАЛЕНИЯ
Что же делали эти 144 тысячи, когда стояли на горе Сион? Вспоминали перенесенные трудности? Определяли, кто больше всех выстрадал? Нет, они торжествовали, они пели песнь победы. Иоанн пишет:
“И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли” (Отк. 14:2, 3).
Иоанн услышал мощный хор - настолько мощный, что его можно было сравнить с шумом разбивающихся волн или раскатами грома, и такой мелодичный, как сладостная музыка искусных гуслистов. На самом деле апостол не слышал ни волн, ни грома, ни гуслей; это все были лишь средства, с помощью которых он пытался описать великолепие пения. Я слыхивал хоры, состоящие из нескольких сотен певцов, и у меня мурашки пробегали по телу от их мощи и красоты. А если представить 144000 голосов, слитых воедино в славословии?
Свою песню хор исполнял “пред престолом и пред четырьмя животными и старцами” (ст. 3). Мы возвратились к сцене с престолом, описанной в главе 4, и снова оказались в присутствии Отца.
Песня, которую пели 144 тысячи, называлась “новая песнь”. Слова “новая песнь” часто употреблялись в Ветхом Завете, когда речь шла о восхвалении Господа (Пс. 32:3; 95:2; 149:1) и особенно о восхвалении за избавление и победу (Пс. 39:1-3; 143:9-11). Прочтите, например, Пс. 97:1, где Давид пишет: “Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса, Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу”. Все песни были “новыми”, потому что каждая победа была неповторимой.
Изучая главу 5, мы слышали, как четыре существа и двадцать четыре старца пели “новую песнь” хвалы Агнцу, в которой были такие слова: “Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему...” (ст. 9, 10). У меня не возникает никаких сомнений в том, что у “новой песни”, которую пели 144 тысячи, была та же тема. Они победили “кровию Агнца” (12:11)!
Нам не приводятся точные слова “новой песни” из главы 14, зато нам говорится, что “никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч” (ст. 3). Никто не мог “научиться” песне победы кроме тех, кто испытал победу. Как сказал Дэниэл Рассел: “Чтобы суметь что-то выразить, нужно прежде испытать это на себе”. Майер Перлман расширил эту мысль: “Чтобы суметь точно выразить истину, мы должны сначала испытать ее на себе”.
Иногда я бываю на концертах, где талантливые дети заученно исполняют песни, которые стали знаменитыми благодаря великим артистам. Они подражают интонациям голоса первых певцов, а нередко и их движениям. Меня поражает то, что зачастую это песни о любви, о разбитом сердце и крайнем отчаянии. Мне нравятся эти концерты, но ведь совершенно ясно, что юные исполнители совсем не знают, о чем поют. Они выучили слова и мелодию, но не “научились песне”. Они не смогут “научиться” этим песням, пока не испытают те чувства, которые они выражают.
144 тысячи были “искуплены от земли” (ст. 3). Они были спасены кровью Иисуса. Они пережили великую скорбь. Они победоносно стоят рядом с Агнцем. Они знают, что такое победа. Никто другой этого не знает. Поэтому никто другой не может научиться их “новой песне”.
Прежде чем мы перейдем к следующим стихам, нам важно понять, что 144 тысячи праздновали свою победу, воспевая хвалу Богу. Некоторые считают богослужение тратой времен, но 144 тысячи так не думали. Их благодарственные слова возносились к Богу на крыльях песни. Перлман в одной из своих работ пишет: “Рассказывают об одной матери-гречанке, которая увидела своего ребенка на краю пропасти. Если ей закричать - [ребенок] может испугаться и упасть в бездну. Тогда она запела знакомый гимн и приманила малыша к себе”. Хвалебные песни естественным образом приближают нас к нашему Создателю. Восхваление возвышает наши сердца и укрепляет нас.
ГОСПОДИ, ОТКРОЙ НАМ ГЛАЗА НА ВАЖНОСТЬ ХАРАКТЕРА
Однажды я присутствовал при наборе в хор колледжа. Студенты пришли с партитурами в руках. Некоторые даже привели своих аккомпаниаторов. Многие старались найти уединенное место, чтобы потренироваться до того, как подойдет их очередь прослушиваться. Наконец, для хора отобрали только тех, кто продемонстрировал свое знание музыки и определенный уровень музыкальных способностей. Однако что касается грандиозного хора из главы 14, никто не спрашивал, могут ли они петь или какое формальное музыкальное образование они получили; вопрос заключался в том, какие они люди. Иоанн говорит:
“Это те, которые не осквернились женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим” (Отк. 14:4, 5).
Одна парахристианская группа пытается доказать, что 144 тысячи - это буквальное число. Они, например, говорят, что 144 тысячи составляют духовную элиту и что только они отправятся на небеса. По их словам, остальные верные должны будут удовлетвориться обновленной землей. Если они воспринимают число 144000 буквально, тогда, чтобы быть последовательными, надо воспринимать буквально и остальной символизм. Согласно главе 7, все 144 тысячи были иудеями, а в соответствии с главой 14 все 144 тысячи были мужчинами, не познавшими женщин: 144 тысячи иудеев-девственников! Эти условия исключают почти всех моих знакомых - даже руководителей тех религиозных групп, которые настаивают на буквальном значении этого числа.
Цель стихов 4 и 5 не в том, чтобы дать описание сверхсвятых. Скорее, их цель - дать представление о свойствах характера, которые необходимы для достижения победы над зверем.
Верные
Первое свойство выражено такими словами: “Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники” (ст. 4).
Удивительно, но целый ряд исследователей воспринимает слова Иоанна буквально, настаивая на том, что Иоанн считал безбрачие более богоугодным, чем пребывание в браке. Такое убеждение возникло позже, а в ранней церкви его не было. Это предсказывал Павел (1 Тим. 4:3), и позже эта мысль привела к возникновению мужских и женских монастырей. С первых и до последних страниц Библии брак считается святым и благословенным. Когда у Адама не было жены, Бог сказал: “Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника” (Быт. 2:18). Павел сравнивал отношения между церковью и Христом с отношениями между невестой и женихом (Еф. 5:22-33). Павел действительно один раз написал: “Учитывая все нынешние горести, лучше оставаться человеку одиноким” (1 Кор. 7:26, Современный Перевод). Однако это был особый совет для определенной ситуации, а не полное осуждение брака. Руководители Господней церкви должны быть женатыми (1 Тим. 3:2; Тит. 1:6). Автор Послания к евреям сказал: “Брак у всех да будет честен” (Евр. 13:4).
Взятые в контексте, первые слова стиха 4 прежде всего говорят о духовной чистоте. В Ветхом Завете об Израиле говорится, как о Божьей невесте, и неверность с ее стороны названа блудом (см. Иер. 3:6; Ос. 4:12). Тот же образ используется и в Новом Завете по отношению к церкви. Павел говорил членам церкви: “Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою” (2 Кор. 11:2). Иаков называл неверных христиан “прелюбодеями” (Иак. 4:4). В главе, которую мы сейчас изучаем, говорится, что уступка дьявольским козням называется “блудом” (Отк. 14:8).
Некоторые авторы задаются вопросом, почему в 14:4 дается образ целомудренного мужчины, тогда как обычно о церкви говорится, как о женщине (невеста Христова в 1 Коринфянам и Ефесянам, женщина в Отк. 12). Ответ мы находим в стихе 8, который указывает на великий город Вавилон. В главе 17 Вавилон изображен блудницей, женщиной-проституткой, главная цель жизни которой состоит в том, чтобы соблазнять мужчин. В Отк. 14:4 подчеркивается, что 144 тысячи проигнорировали призыв блудницы. Проще говоря, они не преклонили колена перед образом кесаря. Они остались верными своему Господу!
Немного ранее я сказал, что первые слова стиха 4 прежде всего говорят о духовной чистоте. Учитывая разврат, связанный с языческими культами, можно сказать, что если христианин совершал духовное прелюбодеяние, участвуя в поклонении императору, то, скорее всего, он совершал также и физическое прелюбодение. Стих 4 подчеркивает, что победившие были верны Господу во всем. Только “чистые сердцем [и жизнью]... Бога узрят” (см. Мф. 5:8).
Следующие за Иисусом
В первой части стиха 4 свойство характера, необходимое для завоевания победы, выражено в отрицательной форме: 144 тысячи не осквернились. В следующей части стиха дается положительное определение: “Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел” (ст. 4).
При посещении древнего Эфеса нашей туристической группе показали развалины публичного дома в центре города. Примерно в полусотне метров от него некая предприимчивая проститутка вырезала на мощенной мрамором дороге свой отпечаток ноги, указывающий на то место, где она занималась своим бизнесом. Рядом с этим отпечатком в камне были выбиты слова: “Следуй за мной”. В первой части стиха 14:4 подчеркивается, что победившие не пошли за “великой блудницей” (17:1); теперь же нам говорится, что они последовали за Иисусом.
Пожалуй, ни один из призывов Иисуса не был таким требовательным, как этот: “Следуй за Мною”. Последовать за Иисусом означало порвать связь с прошлым и поставить Его превыше всего остального. Иисус по-прежнему говорит: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8:34; см. ст. 35-37). 144 тысячи откликнулись на призыв Христа и последовали за Ним, куда бы Он ни пошел - на страдания и даже на смерть.
Я предвижу протест: “Но ведь Господь не ждет от нас такой преданности”. Вы уверены? Петр писал: “Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1 Пет. 2:21). Дэвид Берджес рассказывает: “Однажды вечером в одной деревушке бельгийского Конго, где работал миссионер, обращенный в христианство туземец молился: «Господи Иисусе, Ты игла, а я нитка!» [Миссионер] спросил человека, что тот подразумевал под этими словами. Оказалось, что в тот день туземец был в миссионерской школе и видел, как девушки что-то шили. Больше всего его заинтересовало то, что нить всегда следовала за иглой. Вот так и он хотел следовать за Иисусом, куда бы Он ни повел”.
Нам с вами нужно следовать за Иисусом, куда бы Он ни повел нас. Сто сорок четыре тысячи были готовы идти за Агнцем до самой смерти, и поэтому им было позволено следовать за Ним до пьедестала почета на вершине горы Сион!
Первенцы
Очень может быть, что 144 тысячи пошли за Агнцем “долиною смертной тени” (Пс. 22:4), но они не вменили победу себе в заслугу. Они понимали, что “искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу” (ст. 4) - искуплены кровью Иисуса (Деян. 20:28; 1 Кор. 6:19, 20; Еф. 1:7; 1 Пет. 1:18, 19).
“Первенцы” - интересное слово, имеющее особый смысл для тех, кто изучал Ветхий Завет. Первоначально это слово означало первые плоды урожая, приносимые в жертву Богу (см. Современный Перевод, где оно переводится словами “первая часть жатвы”). Первое ясное упоминание об этом находится в Исх. 23:19: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога своего”. Однако со временем этим словом стали чаще обозначать самую отборную часть урожая. В этом смысле это употреблялось по отношению к верным Израиля (Иер. 2:3) и к верным христианам (Иак. 1:18). Римская империя, может, и считала христиан вовсе никчемными, но в Божьих глазах они были самыми лучшими, самыми отборными!
Непорочные
Если вы сравниваете свою жизнь с теми качествами, которыми обладали 144 тысячи, то у вас, возможно, возникло чувство неполноценности. Если так, то последняя характеристика добьет вас: “И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим” (ст. 5). В устах нет лжи? Непорочны? Так и хочется закричать: “Тогда незачем даже и пытаться, потому что нам никогда не стать совершенными!” “Непорочный” не означает “совершенный” или “безгрешный”. Сам Иоанн сказал: “Если говорим, что не имеем греха, - обманываем сами себя, и истины нет в нас” (1 Ин. 1:8). “Непорочными” в Божьих глазах нас делает кровь Иисуса, которая смывает наши грехи (1 Ин. 1:7). Павел писал христианам в Колоссах, что Христос “ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить нас святыми и непорочными и неповинными пред Собою” (Кол. 1:22).
Однако это слово подразумевает, что мы будем прилагать все усилия, чтобы стать как можно лучше. Греческое слово, переведенное как “непорочный”, употреблялось по отношению к тому, что было пригодно для жертвоприношения (см. Лев. 22:20). Павел призывал каждого из нас: “Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего...” (Рим. 12:1, 2).
Иллюстрацией непорочности 144 тысяч является то, что “в устах их нет лукавства”. Господь всегда ценит правдивость (Пс. 31:2; Ис. 53:9; Соф. 3:13; 1 Пет. 2:22; Отк. 22:15), но в дни Иоанна искушение солгать, вероятно, было исключительно сильным. Когда от христианина требовали назвать кесаря Господом, легко можно было рассудить таким образом: “Конечно же, Бог не хочет, чтобы я умирал. Ведь на моем иждивении жена и дети. Если я обману римских начальников, то по-прежнему смогу жить как христианин, поклоняться как христианин, служить как христианин. Конечно же, Бог не хочет, чтобы я умирал”. Возможно, именно такое искушение заставило Святого Духа провозгласить: “...Всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая” (21:8; см. также 21:27). Лживые уста никогда не смогут воспеть песнь победы!
Стихи 4 и 5 открывают перед нами характер спасенных, говорят о том, какими христианами мы должны быть. Надеюсь, эти стихи не лишают вас мужества, а напротив, заставляют стать лучше. Вот что пишет Мак-Гигган: “В Британском музее в Лондоне есть статуя Аполлона. Аполлон является великолепным образцом мужской красоты. Как-то пронаблюдали за людьми, которые входили в зал и смотрели на статую. Мужчины входили неуклюжей походкой и ссутулившись, а выходили, расправив плечи и подтянувшись. Может быть, если бы мы постоянно видели перед собой образец того, какими нам следует быть, то мы бы становились прямее и лучше, чем были прежде”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как я говорил ранее, каждая из трех частей главы 14 начинается со слов “и увидел я” или “и взглянул я”. При изучении главы меня поразило то, что Иоанн должен был не только глядеть на каждое из видений, но еще и глядеть вверх. В первой части ему нужно было поднять глаза к вершине горы Сион (ст. 1), во второй части - взглянуть на небо, чтобы увидеть трех ангелов, говоривших громкими голосами (ст. 6, 7), в третьей части - посмотреть на облако, на котором сидел Сын Человеческий (ст. 14). В этом может для нас заключаться урок: когда мы бываем подавлены тем, что происходит вокруг нас, может быть, нам нужно поднять глаза и увидеть, что происходит над нами.
Псалмопевец писал: “Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей... Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек” (Пс. 120:1-8).
Кто-то сказал: “Если вокруг все смотрится плохо, посмотри вверх”.
> https://ok.ru/cerkovhrista/topic/155940074258558 > https://ok.ru/cerkovhrista/topic/155947398365310 #Откровение #ВсеПроповеди

Комментарии