= ОТКРОВЕНИЕ: СОХРАНИТЬ СПОСОБНОСТЬ ЧЕТКО ВИДЕТЬ [48/68] =

(Откровение 15:1-8)
В моей жизни в Австралии был один настолько напряженный период, что мои глаза утратили способность фокусировать. Когда я переводил взгляд, у меня все расплывалось перед глазами. Водить автомобиль в таком состоянии было опасно. Врачи долго обследовали меня, пытаясь найти всевозможные отклонения от нормы, начиная от косоглазия и кончая опухолью головного мозга. В конце концов, они поставили мне диагноз: усталость. Но пока длилась моя болезнь, она вызывала беспокойство. Неспособность четко видеть пугает.
Но тот стресс, который мне пришлось пережить в Австралии, нельзя сравнить со стрессом, который пережили ранние христиане. Как же им, должно быть, было трудно фокусироваться на Боге и на том, что действительно имело значение! Одна из целей написания Откровения заключалась в том, чтобы помочь подвергавшимся постоянным нападкам христианам сохранить правильную ориентацию - и в дни Иоанна, и сегодня.
Главы 15 и 16, рассказывающие о семи чашах гнева, вносят свой вклад в это дело. Глава 15, самая короткая глава в этой книге, знакомит с чашами, а глава 16 описывает, как эти чаши были вылиты. Главу 15 мы будем изучать в этом уроке, а главе 16 посвятим три последующих урока.
Павел обращал свой призыв к каждому христианину, когда говорил, что мы должны “смотреть не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно” (2 Кор. 4:18). В Отк. 15 мы встречаем три “невидимые” вещи, которые нам с вами надо четко видеть.
ЧЕТКО ВИДЕТЬ БОЖЬИ ПЛАНЫ
Глава начинается такими словами:
“И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия” (Отк. 15:1).
Первое “знамение”, которое увидел Иоанн, была женщина, одетая в солнце (12:1), вторым был большой красный дракон (12:3). А это “иное знамение”, третье и последнее в этой книге. Первое знамение было знаком божественной цели; второе было знаком противоборства сатаны; третье же - знамение конечной победы.
Знамение, которое увидел Иоанн, было таким: “семь ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия” (ст. 1).
Это третий и последний цикл семи наказаний: первый - это семь печатей (главы 4—7); второй - это семь труб (главы 8—11). Третий цикл назван в 15:1 “семью язвами”.
“Язвы” напоминают нам десять казней египетских, которые, по словам Рисса, суть “заочный курс из десяти уроков, целью которого было показать фараону, кто на самом деле руководил представлением”. Чтобы в полной мере оценить значение Отк. 15 и 16, вам необходимо вспомнить то время, когда израильтяне бежали из Египта, потому что в этих главах, как отмечает Кэрд, мы имеем дело с “более полным и систематическим использованием типологии Исхода, чем в любой другой части книги Иоанна”. Образ “язв” уже использовался ранее в Откровении (9:20; 11:6), но эти язвы уникальны. Они называются “последними”.
Позже в этой главе язвы будут названы “семью золотыми чашами, наполненными гневом Бога” (15:7). Три цикла суда параллельны в некоторых моментах, но в них есть и логическое развитие, которое можно выразить следующим образом:
Цикл 1 — печати сняты: откровение.
Цикл 2 — трубы протрубили: предупреждение.
Цикл 3 — чаши гнева вылиты: кара.
Между трубами и чашами существует тесная взаимосвязь, но также очевидно и значительное различие: действие труб распространялось только на одну треть земли (8:7-12; 9:15, 18), в то время как действие чаш не ограничивалось. Никаких оговорок; гнев Бога вылился полностью.
В нашем следующем уроке мы попытаемся разобраться со значением этого различия. А сейчас давайте сосредоточимся на двух уроках, которые можно извлечь из нашего текста: (1) у Бога есть план; (2) Бог осуществляет Свой план.
Это очень важно помнить: в любой момент времени, независимо от того, понятна нам Божья цель или нет, мы можем быть уверены, что у Бога есть план для нашей жизни и что Его цели осуществляются. “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8:28).
Чтобы сохранить правильную ориентацию в жизни, надо четко видеть Божий план.
ЧЕТКО ВИДЕТЬ БОЖЬЮ СИЛУ
“И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои” (Отк. 15:2-4).
Так как ангелы с язвами появляются уже в первом стихе, можно было бы предположить, что они тут же и начнут изливать эти бедствия. Но, вместо этого, перед нами сначала предстает сцена поклонения (ст. 2-4). Поклонение было непременной частью каждого из трех циклов: главы 4 и 5 подготавливали нас к семи печатям, и в них мы находим две органичные сцены поклонения (4:8-11; 5:8-14); в разделе о семи трубах до того, как ангелам (8:2) было дано разрешение трубить (8:6, 7), к небесам вознеслись молитвы святых (8:3, 4). Нам постоянно напоминается о связи между поклонением и осуществлением Божьих планов и целей! Некоторые считают, что богослужение - это пустая трата времени, что “мы должны делать что-то практическое для решения проблем мира”. Откровение учит нас, что одно из самых важных дел, которое мы можем “сделать” для решения проблем мира, - это поклонение Богу!
Некоторые авторы убеждены, что видение небесного поклонения в главе 15 является кульминацией видений суда в конце главы 14 и представляет всех спасенных пред престолом Бога после судного дня. Я считаю, что это видение относится к абсолютно новому разделу, описывающему верных христиан, которые умерли в дни Иоанна:
(1) видение - это часть подготовки к новому разделу: выливают семь чаш гнева;
(2) барьер в виде моря по-прежнему существовал (4:6; 15:2), тогда как в конце времени, как мы знаем, “моря уже не будет” (21:1);
(3) когда певцы говорили о людях, которые убоятся Бога, и народах, которые придут поклониться пред Богом, они употребляли будущее время (15:4).
Хронология, однако, не является вопросом исключительной важности. Важно то, что стихи описывают сцену победы.
Иоанн сказал: “И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем” (ст. 2). В 4:6 мы видели “пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу”. Мы отмечали, что присутствие моря может указывать на неприступную природу Бога, особенно, пока мы находимся во плоти. В главе 15 добавляется новая деталь: стеклянное море, “смешанное с огнем”. Огонь, возможно, указывает на “огненное искушение” (1 Пет. 4:12), через которое прошли победители, или же на Божий яростный гнев, который должен был вот-вот пролиться (см. Отк. 16:8, 9).
Те, кого увидел Иоанн, “стояли на этом стеклянном море” (ст. 2). В Современном Переводе “они стояли у моря”. Греческий предлог, переведенный “на” или “у”, обычно означает “на (чем-то)”, но может переводиться и “до пределов чего-либо” или “около”. Если в данном случае он обозначает “у” или “около”, то это параллель с израильтянами, победно стоявшими на восточном побережье Красного моря. Если же мы примем значение “на”, то здесь указание на то, что барьер в виде моря не помешал им: они победоносно шли в святое присутствие Божье.
Самое главное - кто стоял там: “победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его” (ст. 2). Зверь обратил против них свою ярость; их заставляли поклоняться его образу; к ним были применены экономические санкции; но они остались верными до смерти. И вот они стояли, победившие! В одном из описаний мученичества можно прочесть: “Заря их победы взошла, и они из темницы выходили в амфитеатр счастливыми и невозмутимыми, как если бы они шли на небеса” (Барклей).
Победившие стояли, “держа гусли Божии” (ст. 2). Мы уже дважды в книге встречались с символизмом гуслей (5:8; 14:2); это третий и последний раз. К этому времени вам должно быть уже ясно, что это не гусли в буквальном смысле. Как пишет Питерс, “буквализм” в главах 15 и 16 “безнадежен”: “Как можно было собрать гнев Бога в чашу и вылить его на солнце?” Лэдд подчеркивает, что гусли “являются выражением хвалы и поклонения Богу”. Саммерс также считает, что гусли - это “символ восхваления”. Пламмер называет их символом “небесных напевов”.
В стихе 3 сказано, о чем был небесный напев победителей: “И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца” (ст. 3). Лэдд делает такое наблюдение: “С точки зрения грамматики, может показаться, что речь идет о двух песнях: одной о Моисее и другой об Агнце. С точки зрения контекста, идея заключается в том, что победители пели песнь победы, которую святые и Ветхого, и Нового Завета знали, как петь, потому что и те и другие пели об избавлении, полученном от одного Бога”.
“Песнь Моисея” изначально пели после того, как дети Израиля оказались в безопасности на восточном берегу Красного моря: “И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию, и говорили: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его... Ты ведешь милостию Твоею народ сей, который Ты избавил; сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей»” (Исх. 14:31—15:13).
Впоследствии эту песню пели по субботам на вечерних богослужениях в синагогах. Ее образный строй был запечатлен в сознании каждого благочестивого иудея.
В 15:3 имена Моисея и Агнца соединены в песне победы, потому что оба они вели Божий народ к безопасности. Раввины называли Моисея и Мессию “первым избавителем и последним Избавителем”. Как некогда спасшиеся от фараона пели песню победы, так теперь и спасшиеся от кесаря пели свою победную песню: на земле у них не было покоя; теперь они обрели его. На земле их настигали трагедии; теперь они торжествовали. На земле они только вздыхали; а теперь они пели.
Наверное, самое главное в их победной песни является то, что в фокусе ее внимания находится Господь. Они пели не о пережитых ими проблемах, а о проявленной Богом силе; не о том, чего достигли они, а о том, что совершил Господь. В гимне нет местоимений первого лица (“мы”, “нас”, “наш”) - только местоимения третьего лица, относящиеся к Богу: “Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои” (ст. 3, 4).
Лэдд назвал это “одним из наиболее трогательных проявлений веры во всей библейской литературе”. “Эта песня является источником цитат для многих частей Ветхого Завета, но Иоанн составил их вместе таким образом, что они зазвучали ликующим гимном христианского оптимизма”, - писал Кэрд. Гимн выражал три убеждения. Он выражал веру в то, что Бог сделал в прошлом (ст. 3). Он выражал уверенность относительно того, что Бог делал в настоящем (ст. 3). Он выражал надежду на то, что Бог сделает в будущем: “Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ...Все народы придут и поклонятся пред Тобою...” (ст. 4).
Некоторые попытались использовать фразу “все народы” как доказательство всеобщего спасения, но в Библии четко сказано, что спасены будут не все (Мф. 7:13, 14). Данная фраза может указывать здесь на тот факт, что люди от всех народов придут к Господу (см. Отк. 5:9; 7:9). С другой стороны, она может указывать на тот факт, что в судный день все люди преклонят колени и “исповедают, что Господь Иисус Христос” (Фил. 2:10, 11). И в том, и в другом случае эти слова подчеркивают: придет день, когда люди признают, что поклоняться следует только Богу - не императору, никому и ничему другому.
Обратите внимание на слово “свят”: “ибо Ты един свят”. Святость Бога тесно связана с Его справедливостью: “...Как Бог Святости, Он не терпит греха (Ис. 59:1, 2). Это часть Его естества. Поэтому тот факт, что грех должен быть наказан, не является произвольным повелением Бога, а вытекает логически из Его абсолютной Святости и природы самого греха!” (Д. Ропер).
Вывод, который я сделал бы из этой песни, состоит в том, что, подобно небесному хору, мы должны сфокусировать свое внимание на Боге, а не на самих себе. Если мы не будем осторожны, то в центре нашего богослужения окажемся мы сами: что мы сделали, чего мы не сделали, что мы должны делать, чего мы не должны делать, что мы планируем сделать. Все это не так уж плохо; нас надо побуждать “к любви и добрым делам” (Евр. 10:24). Однако постоянная диета из “наших собственных” достижений может духовно истощить и подавить нас. Лучше если мы сосредоточимся на том, что мы не можем сделать - что может сделать только Бог!
Некогда царь Иосафат выразил ту уверенность, которая необходима и нам: “Господи, Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя” (2 Пар. 20:6). Когда мы входим в присутствие Господа, пусть в фокусе нашего внимания будет Его сила: что Он сделал, что Он делает и что Он пообещал сделать!
ЧЕТКО ВИДЕТЬ БОЖЬЮ ПОДГОТОВКУ
“И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облечённые в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. И одно из четырёх животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов” (Отк. 15:5-8).
В стихе 5 возобновляется тема, заявленная в стихе 1. Продолжая использовать символизм Исхода, Иоанн говорит, что увидел как бы копию скинии, которая была сооружена у горы Синай. Скиния пустыни была названа “скинией свидетельства” (Исх. 38:30; см. также Деян. 7:44), потому что в ней находились скрижали с десятью заповедями. Эти скрижали были, по словам Найлса, “свидетельством Божьей бескомпромиссной требовательности и неподкупной справедливости”.
Присутствие слов “храм” и “скиния” рядом в одном предложении немного сбивает с толку. Мы обычно думаем о храме и скинии, как об отдельных строениях: храм заменил скинию в дни Соломона. В оригинале слово, переведенное “храм”, - наос. Оно означает священную часть храма или скинии. В контексте наос, скорее всего, означает святое святых скинии, помещение, в котором находился ковчег завета с двумя каменными табличками. На протяжении иудейской эры святое святых было местом, где Бог обещал по-особому встречаться со Своим народом.
Святилище открылось для того, чтобы оттуда могли выйти небесные вестники: “И вышли из храма [дословно, священного места] семь ангелов, имеющие семь язв” (ст. 6). Таким образом подчеркивалось, что они вышли от присутствия Бога - чтобы выполнить Его поручение.
Ангелы описываются, как “облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами” (ст. 6). Как правило, Откровение не дает описания внешнего вида ангелов. Этим описанием здесь, по-видимому, подчеркивается то, что они посланники Бога: Бог свят и чист, и поэтому они в “чистой и светлой льняной одежде”. Ранее мы видели Иисуса в царских одеждах, “облеченным в подир и по персям опоясанным золотым поясом” (1:13); эти семеро были одеты подобным же образом.
“Когда во время кризиса президент [Соединенных Штатов] вызывает к себе кабинет министров... то при выходе их после совещания все так и едят их глазами. Что они скажут? Что будет дальше?” - пишет МакГигган. Такое же напряжение, должно быть, испытывал сначала Иоанн, а затем и его читатели, желая поскорее узнать цель прихода ангелов. Им не нужно было долго думать. “И одно из четырех животных дало семи ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков” (ст. 7).
Вспомните четырех животных из видения престола, описанного в главе 4. Они находятся “посреди престола и вокруг престола” (4:6) - в непосредственной близости от Вседержителя. Получить чаши из их рук - все равно, что получить задание от самого Бога.
Греческое слово “чаши” (“фиалы”) означает неглубокие сосуды, похожие на храмовую утварь; из них было легко выливать содержимое. Единственный другой случай, когда мы встречаемся с золотыми чашами в Откровении - это видение престола, когда “двадцать четыре старца... имели золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых” (5:8). Возможно, здесь также имеется связь между молитвой и исполнением Божьих намерений.
В подготовительной сцене есть одна еще одна, последняя, подробность, и при том важная: “И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов” (ст. 8).
Мы читаем об этой сцене в Исх. 40:34, 35, после окончания сооружения древней скинии: “И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию”.
Так и в этом видении Божья слава наполнила небесную скинию, и никто не мог войти в нее до тех пор, пока не были вылиты чаши гнева.
Иногда случается видеть магазин с вывеской на дверях: “Закрыто на учет”. В таком случае мы знаем, что нет смысла пытаться попасть туда, пока сотрудники не закончат свое дело. По сути, можно сказать, что на скинии в видении была вывеска “Закрыто на суд”. Пока наказание Божье не падет на нераскаявшихся, никто - ни люди, ни ангелы - не сможет войти в Его присутствие. Время милости прошло, нет возврата ко дню, когда можно было еще что-то сделать, и ничто не может остановить гнева Господня.
Более подробно мы обсудим это в следующем уроке. А пока обратите внимание на этапы подготовки к тому моменту, когда чаши гнева будут вылиты:
(1) Святое Святых было открыто.
(2) Ангелам были даны особые одежды.
(3) Ангелы вышли из скинии.
(4) Чаши были подготовлены.
(5) Животное передало чаши ангелам.
(6) Дым наполнил скинию.
Я подчеркиваю эти подготовительные этапы, чтобы проиллюстрировать важный принцип: во все времена Бог или вершит справедливость или готовится совершить справедливость. Иногда, когда кажется, что Бог ничего не делает, Он просто готовится сделать что-то. Когда наступит подходящее время, Он начнет действовать - и ничто не остановит Его.
“...Как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»” (1 Кор. 2:9). Постарайтесь увидеть четко Божью подготовку. Держитесь своей веры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К этому времени должно быть уже абсолютно ясно, что Откровение было написано не для того, чтобы проинформировать нас об Иране, Ираке, современном Израиле или США, арабах, европейском Общем рынке или войне на Ближнем Востоке. Оно было написано, чтобы утешить и укрепить детей Божьих во времена кризиса. Христиане в первые века нуждались в истинах, о которых сказано в главе 15; нуждаемся в них и мы:
(1) У Бога есть план.
(2) У Бога есть сила, чтобы осуществить Свой план.
(3) Бог осуществляет Свой план - независимо от того, видим мы это или нет.
Если эти принципы всегда будут в фокусе вашего внимания, вы сможете преодолеть любые жизненные трудности!
> https://ok.ru/cerkovhrista/topic/155956067074174 > https://ok.ru/cerkovhrista/topic/155972113432702 #Откровение #ВсеПроповеди

Комментарии

Комментариев нет.