ЗАВЕРШЕНИЕ СЛУЖЕНИЯ В ПАЛЕСТИНЕ (начало) [3.

9]
Вступление
Этот период служения Иисуса длился около шести месяцев, с октября по апрель. Как и в течение предыдущих шести месяцев, Иисус странствовал. Мы встречаем Его сначала в Иерусалиме; в районе Иудеи; вновь в Иерусалиме; в Перее; в Вифании; вновь в Перее и снова в Вифании; еще раз в Перее; и, наконец, в окрестностях Иерусалима.
СОБЫТИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ (Ин. 7:10 – 10:20)
Праздник кущей (Ин. 7:10-44)
«Иудеи же искали Его на празднике» (стих 11). Простые люди жаждали удовлетворить свое любопытство, увидев, как Он творит чудеса. Они, возможно, считали, что не стоило идти к Нему в Галилею, но, поскольку Он пришел в Иерусалим, они с нетерпением хотели Его увидеть. Иудеи же сказали: «Где Он?» Они искали Его с презрением и неуважением. Им следовало бы радоваться празднику, как возможности послужить Богу, но вместо этого они радовались возможности подвергнуть гонениям Иисуса.
Отношение людей к Иисусу было очень разным (стих 12). Некоторые говорили: «Он добр». Это было истиной, но это была далеко не вся истина о Нем, поскольку Он был Сыном Божиим. И сейчас есть много людей, которые не думают о Христе плохо; они о Нем хорошо говорят, но не удостаивают Его своим послушанием. А другие говорили: «нет, Он обольщает народ». Если бы это было так, Он, конечно, был бы плохим человеком. Он проповедовал здравое учение, которое невозможно было оспорить; Его чудеса были настоящими, и их нельзя было опровергнуть. Однако они не говорили об Иисусе много из страха перед начальниками иудейскими (стих 13). По справедливости, против Него ничего нельзя было сказать, поэтому они вообще воздерживались от того, чтобы что-то о Нем говорить.
Иисус учил в храме (Ин. 7:14-52)
Его миссия заключалась в том, чтобы проповедовать благую весть о Его грядущем Царстве, и Он делал это при любой возможности, как это и произошло в данном случае. Его беседу можно здесь представить в четырех частях:
• Его учение. Он – Бог (стих 16). Он не говорил о Себе, так как не искал личной славы (стих 18).
• Обвинения, которые против Него выдвигались из-за исцеления расслабленного (стих 23).
• Место, откуда Он пришел и куда направлялся (стихи 25-31).
• Его приглашение (стихи 37-39). Оно было очень общим… «кто жаждет, иди ко Мне и пей».
Его беседа произвела на многих очень сильное впечатление (стих 40), тогда как другие настроились против Него (стих 44).
Женщина, взятая в прелюбодеянии (Ин. 8:1-11)
Фарисеи спросили Иисуса, как надо поступить с этой женщиной (стихи 4-5). Они ссылались на ту часть закона Моисеева, которая записана в Книге Левит 20:10. «Ты что скажешь?» «Ты, который называешься учителем от Бога, отменяющим старые законы и вводящим новые, что Ты скажешь в данном случае?» Если бы они задали этот вопрос искренне, со смиренным желанием узнать Его волю, это было бы вполне похвально, но «говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» (стих 6). Если бы Он сказал, что ей надлежит умереть, они могли бы обвинить Его в том, что Он претендует на власть, которой обладали только римские правители. Однако если бы Он сказал, что ее следует освободить, они бы могли обвинить Его в несоблюдении закона Моисеева.
Для ответа на их вопрос Иисус использует метод, о котором говорится в стихах 6-9. Сначала Он проигнорировал вопрос, так как Он, «наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания». Когда они продолжали настаивать на ответе, Он сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Они, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних».
В стихах 9-11 мы видим, как поступил с этой женщиной Иисус. Он сказал ей: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Иисус спросил об этом, вовсе не желая получить информацию, а для ее собственного воодушевления и спокойствия. Она отвечала Иисусу: «Никто, Господи». Она говорила с Христом уважительно, называя Его «Господи». Иисус поучал ее: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Иными словами, «Если они не осуждают тебя на побитие камнями, то и я не осуждаю».
Иисус заявляет о том, что Он Сын Божий (Ин. 8:12-59)
Во-первых, Он заявляет, что Он «свет миру» (стих 12; сравните Мф. 5:14-16) Затем Он утверждает, что Он предшественник Авраама: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (стих 59).
Исцеление человека, рожденного слепым (Ин. 9:1-41)
Состояние этого человека было очень прискорбным: он не только был слепым, но слепым от рождения. Разговор между Христом и Его учениками начинается с их вопроса: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (стих 2). Задавая этот вопрос, они были немилосердно придирчивы; более того, они были излишне придирчивы. В стихе 3 Иисус отвечает им, показывая, что:
• бедствия не всегда приходят, как наказание за грех,
• иногда их целью является прославление Бога и явление Его чудных дел.
Иисус обосновывает Свою собственную готовность помочь и исцелить его.
В стихах 6-7 рассказывается о том, как Он исцелил слепого. Сначала была приготовлена глазная мазь. Иисус мог бы исцелить его одними словами, как Он делал в других случаях, но Он решил это сделать иначе, вероятно, чтобы показать, что Он не ограничивается одним только методом. Затем он помазал слепому глаза и дал указание: «Пойди, умойся в купальне Силоам». Не то чтобы это омовение было необходимо для исцеления, но Иисус тем самым проверял его послушание. Пациент «…пошел и умылся, и пришел зрячим».
В стихах 15-41 мы читаем, как фарисеи исследуют эту ситуацию. Следовало бы ожидать, что такое чудо, какое Христос сотворил над слепым, окончательно решило бы вопрос о Его божественности и заставило бы замолчать всех противников, но оно, однако, имело обратное действие. Фарисеи допросили человека, который до этого был слепым, об исцелении. Они не верили, что человек тот был слепым от рождения (стих 18). Они опросили и его родителей (стихи 20-21). Родители ответили только то, что они могли сказать безопасно для себя (стихи 20-21). И вновь фарисеи в стихах 24-34 опросили того человека. Он держится той истины, которую они пытались опровергнуть (стих 25). Они хотели расстроить свидетельства ненужным и чрезмерным расспрашиванием (стих 26). Исцеленный человек укоряет их за упрямое неверие (стих 27). Они насмехаются над этим человеком за его привязанность к Христу (стихи 28-29). Он удивляется их упрямому неверию (стих 30). Он яростно спорит с ними (стихи 31-33). Он утверждает несомненную истину, что Бог слышит только богобоязненных людей. Он прославляет чудеса, которые сотворил Христос, и делает вывод, что, если бы этот человек не был от Бога, Он бы ничего не смог сделать. Фарисеи, которые не могли ни ответить на его аргументы, ни вытерпеть их, попытались завершить дискуссию, заявив, что он проявляет дерзость в том, что их учит.
Обратите внимание в стихах 35-38 на ту чуткую заботу, которую проявил к этому человеку Господь. Господь проверяет его веру: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Несчастный человек жаждал узнать о Господе больше, чтобы уверовать в Него. Тогда Иисус милостиво открывает Себя ему, то, что Он есть Сын Божий, в Которого ему и следует уверовать. Несчастный, но благодарный исцеленный человек тогда в радости говорит: «Верую, Господи».
Добрый пастырь. (Ин. 10:1-18)
В стихах 1 и 9 мы видим Христа, как дверь к овцам, и, в стихе 11 как доброго пастыря. Он говорит, что коварный умысел вора – убить, украсть и погубить, но благодатная цель пастыря состоит в том, что он «полагает жизнь свою за овец».
Иисус дает два примера заботы Пастыря:
1. Он знает всех овец в стаде, и они Его тоже знают. Он также знает тех, кто позже станет Его овцами. Здесь Он имел в виду несчастных язычников. «И они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».
2. Он отдает Себя за Своих овец. Это еще одно доказательство того, что Он и есть пастырь Добрый. Он провозглашает Свою цель умереть за Свое стадо. Он снимает оскорбление, что наносит смерть на кресте, которая для многих была камнем преткновения, четырьмя вещами:
а) Он положил Свою жизнь за овец Своих, так как это было условием любви к Нему Его Отца. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою…».
б) Он отдал Свою жизнь, чтобы вновь ее обрести… «чтобы опять принять ее».
в) Он абсолютно добровольно пошел на Свои страдания и смерть.
г) Он сделал это по прямому повелению и распоряжению Своего Отца… «Сию заповедь получил Я от Отца Моего».
СОБЫТИЯ В СЕЛЬСКИХ ОБЛАСТЯХ ИУДЕИ (Лк. 10:1-13:17)
Миссия семидесяти
В этом тексте описана более обширная миссия, чем первая миссия двенадцати (Мф. 10:5-6). Здесь учеников было семьдесят, число, которое для иудеев имело символический смысл. Именно такое число старейшин было выбрано руководить народом в пустыне в помощь Моисею (Чис. 11:16-17, 24, 25). Именно таким было также число членов синедриона, верховного совета иудеев.
Им было поручено проповедовать весть о том, что «Приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10:9). Если вы в него не войдете, ваши грехи вам не простятся и осуждение ваше будет нестерпимо.
В стихе 17 мы видим радостный отчет, который представили Иисусу семьдесят учеников после своего возвращения. «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем…» Но Иисус умерил их радость, сказав: «однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются…» Не радуйтесь этому, как своей заслуге и утверждению вашей миссии. «Но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Радуйтесь, потому что вы – избранники и слуги Божии. Обо всех последователях Иисуса Христа в Библии сказано, что они «наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8:17). Таким образом, у них есть «…наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах» (1 Пет. 1:4).
Самарянин (Лк. 10:25-37)
Поводом для этой истории послужил вопрос «А кто мой ближний?» Сцена представляет собой дорогу из Иерусалима в Иерихон, которая была печально известна своими опасностями. Иерусалим находится приблизительно на высоте 762 метров над уровнем моря, а Иерихон – 251 метра ниже уровня моря, так что на расстоянии 32 километров эта дорога на целый километр спускается вниз. Это была дорога узких каменистых ущелий, неожиданных поворотов, что делало путешественников легкой добычей для разбойников. Даже в V веке, пишет Иероним, она все еще называлась «красным, или кровавым путем». Поэтому, когда Иисус рассказал эту историю, Он говорил о том, что постоянно происходило на этой дороге из Иерусалима в Иерихон.
Давайте посмотрим на персонажей:
1. Путешественник. Он рисковал, отправившись в путь по этой дороге один, поскольку люди редко путешествовали по этой дороге в одиночку, если они имели при себе товары или ценности.
2. Священник. Он «…шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо». Он, несомненно, помнил, что тот, кто прикоснется к мертвому телу, будет нечистым семь дней (Чис. 19:11), а священник не был уверен, был тот человек мертвым или нет. Если бы он к нему прикоснулся, он бы потерял свою очередь на служение в храме, поэтому он решил не рисковать. Он был таким человеком, который ставит соблюдение ритуалов превыше проявления любви к ближнему. Храм и храмовые ритуалы для него были важнее человеческой боли.
3. Левит. Он также «прошел мимо». Он, очевидно, подошел ближе, чем священник, потому что он «подошел и посмотрел». Разбойники обычно использовали ловушки. Кто-нибудь из них обычно играл роль раненого человека, а, когда прохожий останавливался, чтобы помочь, другие на него набрасывались и схватывали. Поэтому кажется, что девиз левита был «в первую очередь безопасность». Он не решился рискнуть и помочь этому человеку.
4. Самарянин. Иудеи могли бы посчитать его еретиком, но в его сердце была любовь Божия, поскольку он «сжалился». Он действием подтвердил свою заботу об этом раненом человеке.
Урок, который Иисус преподал законникам, дан в стихах 36-37. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник отвечал: «Оказавший ему милость».
Иисус в гостях у Марии и Марфы (Лк. 10:38-42)
В этом рассказе показано, что две сестры проявляют противоположные позиции и привязанности.
• Мария. Она «села у ног Иисуса и слушала слово Его».
• Марфа. Она «заботилась о большом угощении». В стихе 41 Иисус укоряет Марфу: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом». В стихе 42 Он хвалит Марию: «А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
Урок, который мы можем извлечь из примера Марфы, состоит в том, что заботы мира сего могут быть опасными, даже если они кажутся вполне обоснованными и похвальными. Из примера Марии мы понимаем, что нужно правильно расставлять приоритеты (Мф. 6:19-20, 33; Кол. 3:2).
Образец молитвы и призыв молиться (Лк. 11:1-13)
Понаблюдав за тем, как Иисус молился, один из учеников попросил Его научить их молиться. Это вполне распространенная озабоченность, которая в то или иное время возникает у всех христиан. В ответ следует образцовая молитва, в которой Иисус показывает, какое должно быть содержание и приоритеты в наших молитвах Богу. Иисус никогда не имел в виду, что эту молитву будут заучивать наизусть и повторять много раз точно в таком виде, как Он ее дал. Напротив, Он действительно учил их, «как» надо молиться. Эта молитва была дана нам, как образец, чтобы мы использовали его для выражения в молитве наших мыслей.
Дав им эту молитву, Иисус учит, что в молитве нужно быть постоянным. Иисус наставляет нас продолжать просить, искать Бога и стучать в наших молитвах к Нему.
Иисуса обвиняют в том, что Он в союзе с веельзевулом (Лк. 11:14-26)
Когда враги Иисуса не сумели противостоять Ему честными способами, они прибегли к клевете. Они заявили, что Его власть над бесами есть результат того, что Он состоит в союзе с князем бесовским. Они приписывали Его власть не Богу, а сатане. Иисус дал им двойной и сокрушительный ответ: «Всякое Царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет». Ни одно Царство, если в нем идет гражданская война, не устоит. Если князь бесовский использует свою власть, чтобы побеждать своих собственных агентов, он сам в этом случае побежден. Иисус продолжал: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их?» Во времена Иисуса в Палестине было очень много заклинателей. «Поэтому, осуждая Меня, вы осуждаете и себя самих».
Иисус обличает фарисеев и законников (Лк. 11:37-54)
Фарисеи и законники постоянно испытывали Иисуса, критикуя каждый Его шаг. Здесь Иисус обличает лицемерие фарисеев. Они были виновны в том, что придавали чрезмерное значение внешним обрядам своей религии (напоказ), при этом игнорируя внутренние, более важные, духовные аспекты, такие как любовь, справедливость и милость.
Он также обличал и законников за их лицемерие. Они строго требовали, чтобы другие скрупулезно соблюдали все традиции, которые были трудоемкими и тяжкими, тогда как сами они буквально палец о палец не ударили в этих трудах.
Различные учения (Лк. 12:1-59)
В этом разделе Писания Иисус наставляет учеников по следующим вопросам:
• Лицемерие – Стихи 1-3
• Беспокойство о мирском – Стихи 6-7, 22-34
• Алчность – Стихи 13-21
• Необходимость бодрствовать – Стихи 35-40
• Верные и неверные рабы – Стихи 41-48
• Его приближающиеся страдания – Стихи 49-59
Иисус исцеляет в день субботний и защищает Себя (Лк. 13:10-17)
Одно из самых частых обвинений фарисеев против Иисуса было то, что Он творил чудеса в субботу. Когда Он исцелил в субботу женщину, страдавшую от своего недуга восемнадцать лет и Его за это укоряли, Иисус пристыдил их за лицемерие. Они не видели ничего дурного в том, чтобы отвязать в субботу своего осла и напоить его, однако они осуждали Иисуса за то, что Он в субботу сделал благое дело. И, поскольку фарисеям указали их место, толпа возрадовалась.

Комментарии

Комментариев нет.