Загадка одного портрета

В 1809 году художник Орест Кипренский написал парадный портрет бравого гусара.
Эффектная поза и задумчивое выражение лица выдают в нем человека неординарного.
Но кто же он?
Спор на эту тему не прекращается до сих пор.

Загадка одного портрета - 858507924584
Орест Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова.
1809 год. Русский музей. Санкт- Петербург.
............... Знаменитый русский портретист профессор живописи Российской Академии художеств Орест Адамович Кипренский 27 февраля 1809 года был откомандирован в Москву, в помощь скульптору Ивану Петровичу Мартосу для работы над созданием памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.В этот период он написал и несколько портретов: графа и графини Ростопчиных, воспитанника пажеского корпуса Александра Челищева, автопортрет и др
Загадка одного портрета - 858507967080
Изображение Давыдова стало одной из лучших работ художника, которая особо выделяется среди других портретных произведений мастера.

В 1812 году заряд мужских портретов, в числе которых был портрет Давыдова, Оресту Кипренскому было присвоено звание академика.
Долгое время считалось, что на портрете изображен будущий герой Отечественной войны 1812 года поэт Денис Васильевич Давыдов.
Однако в 1940 году сотрудница Государственной Третьяковской галереи искусствовед Эсфирь Николаевна Ацаркина обнаружила запись в
реестре произведений Ореста Кипренского, которая гласила:
«Портрет Ев.В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целый рост картина. Писана в 1809 году в Москве».
Ацаркина высказала предположение, что «Ев.В. Давыдов» - это родной брат Дениса Васильевича, Евгений. Позже стало ясно, что это не соответствует действительности, так как Евгений Васильевич был кавалергардом, а не лейб-гусаром. И тогда его место занял кузен Дениса Васильевича, Евграф Владимирович Давыдов.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЭТА

Спустя десять лет после опубликования открытия Ацаркиной московский искусствовед Владислав Мстиславович Зименко опроверг ее утверждение относительно портрета Кипренского. Он доказал, что в реестре много ошибок, и вернул картине прежнее название - «Портрет Дениса Давыдова». Историк- архивист Марина Викторовна Черкашина, также возмущенная переименованием известной работы Кипренского, разыскала правнука Дениса Давыдова. В своей публикации, озаглавленной строчкой из стихотворения Дениса Давыдова «Но не сорвать венка со славного чела...» она отстаивает их общую точку зрения по этому вопросу: офицер на портрете - не кто иной, как Денис Давыдов.

Ветеран Великой Отечественной войны Лев Денисович Давыдов приводит аргументы в защиту своего прадеда. В частности, он предоставляет выдержку из письма сына Давыдова, Николая Денисовича, конференц- секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву, которая опровергает мнение Э.Н. Ацаркиной:
«Милостивый государь, Петр Федорович! Позвольте мне Вас просить разрешить снять фотографию с портрета моего отца Дениса Давыдова, рисованного Кипренским и находящегося в Академии по №70. В семействе нашем копии с этого портрета не имеется, и мы были бы крайне обязаны, если бы Вы разрешили снять фотографию, а впоследствии снять копию масляными красками. 28 февраля 1874 года».

ДОВОДЫ ПРОТИВНИКОВ
Марина Черкашина с энтузиазмом боролась за возврат портрету истинной, по ее мнению, атрибуции. Проводились различные исследования, полемика искусствоведов развернулась в прессе и на радио. Доводы их противников звучали следующим образом:
-во- первых, мундир, в который одет изображенный на картине гусар, принадлежит штаб-офицеру, а как раз Евграф Давыдов был полковником, в то время как Денис имел обер-офицерский чин ротмистра.
-Во-вторых, Евграфу в 1809 году исполнилось уже 34 года, свою военную карьеру он начал раньше Дениса и успел прославиться в сражениях с наполеоновской армией. А 25-летний поручик Денис Давыдов с февраля 1807 года только числился в лейб-гвардии Гусарском полку, фактически служа адъютантом князя П.И. Багратиона, его ратные подвиги были еще впереди.
-И наконец, Денис в 1809 году находился в Молдавской армии, которой командовал Багратион, а Евграф в это время был ближе к столицам.

АРГУМЕНТ ДОУ
Позднее Дениса Давыдова написал английский художник Джордж Доу.
По приглашению императора Александра I он работал в Санкт-Петербурге над картинами для Военной галереи Зимнего дворца в 1819-1829 гг.
Загадка одного портрета - 858507987304
Джордж Доу. Денис Васильевич Давыдов.
1828год. Эрмитаж. Санкт- Петербург.
................... Многим кажется, что Доу и Кипренский писали одного и того же человека, другие сомневаются. Однако в Русском музее работа Кипренского называется «Портрет Е.Г. Давыдова». Дискуссия искусствоведов продолжается, но зрителям, пожалуй, важнее тот образ гусара, героя и франта, поэта и философа, который так точно создал русский художник.

Денис Васильевич Давыдов родился 16 июля 1784 года в Москве в семье офицера суворовской армии Василия Денисовича Давыдова. В 17 лет он поступил на службу в Гвардейский кавалергардский полк, откуда за сочинение «возмутительных стихов» отчислен в армейский Белорусский гусарский полк.
Разудалая гусарская жизнь пришлась по нраву молодому поэту. Здесь он написал свои первые стихи, посвященные армейской жизни и гусарскому братству, благодаря которым обрел популярность среди друзей.
Давыдов в чине поручика лейб-гвардии Гусарского полка в 1806-1807 годах находился в Пруссии, где участвовал в сражениях с армией Наполеона.
После того как Давыдов стал адъютантом Петра Ивановича Багратиона, он пребывал с ним сначала в Финляндии, а затем в Молдавии и на Балканах вплоть до 1810 года. Но по-настоящему прославила Дениса Давыдова Отечественная война 1812 года. Он первым выступил с предложением о создании партизанских отрядов, и первый успешно воплотил его.
Ради бога, трубку дай-Эскадрон гусар летучих
СПРАВКА:
Евграф Владимирович Давыдов поступил на военную службу в шестнадцатилетнем возрасте, вахмистром в лейб-гвардии Конный полк. Спустя шесть лет он в чине корнета поступил в лейб-гвардии Гусар¬ский полк и прослужил там до 1813 года. В 1803 году, в возрасте 25 лет был произведен в полковники. Он принимал участие в знаменитой битве при Аустерлице и за свои первые ратные подвиги был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. Затем он сражался в войне четвертой коалиции в 1807 году и возвратился в Санкт-Петербург только после подписания Тильзитского мирного договора. В сражении под Лейпцигом был ранен осколком гранаты в правую ногу и контужен ядром в голову, но остался в строю.

Комментарии

Комментариев нет.