порт

Красногорский порт. Фото 2010
Красногорский порт. Фото 2010

Многие из нас уверены, что вся портовая инфраструктура Южного Сахалина досталась нам от японцев. Пирсы, причалы, ковши - всё японское. Так оно и есть, на самом деле - от Бошняково на севере до Горнозаводска на юге. Так, но за одним исключением. В Красногорске порт был построен нами на ровном месте и с нуля и, опять же, в отличие от всех портов обоих побережий, наш порт был "внутренним", то есть не в открытом море. От Чинная Красногорску не досталось ни бетонных причалов, как в Невельске и Корсакове, ни "ковшей", как в Томари или Ильинском ни волнорезов, ни брекватеров-пирсов. Ни-че-го.
причалы в устье реки (японское фото)
причалы в устье реки (японское фото)

Хотя сами японцы считали, что порт в Чиннае таки был, о чём свидетельствуют подписи под видовыми фото и открытками того времени. Но это, конечно же был не порт - это был банальный причал вдоль левого берега устья мимо рыбзавода до моста через реку Фур из деревянных свай, куда швартовались мелкие рыболовные шхуны, кунгасы и лодки. Местами эти сваи можно обнаружить и сегодня.
причал рыбзавода, 1950-е
причал рыбзавода, 1950-е
Но приморский город не может существовать без порта, тем более, что перевозить было что - работало несколько угольных шахт, леспромхоз, а главное - приступили к строительству Лесотарного комбината, обещавшего завалить бочкотарой не только весь Дальний Восток страны, но и плавучие заводы-плавбазы, снабжавшие морепродукцией полмира.
параллельное строительство Лесотарного комбината и порта (через реку), начало 1950-х
параллельное строительство Лесотарного комбината и порта (через реку), начало 1950-х
Начали с обустройства пирса и брекватера, углубив фарватер к причальной стенке будущего порта. Грандиозные работы развернулись по обе стороны устья, обеспечив причаливание судов для выгрузки оборудования быстро растущему комбинату на Лесотарновской стороне и укрепление южной части устья бетоном.
сооружение бетонного пирса в устье
сооружение бетонного пирса в устье
Вскоре было официально объявлено об открытии Красногорского "портпункта", где развернулись масштабные работы по обустройству портовой инфраструктуры, обеспечение портофлота собственными плавсредствами - плашкоутами и катерами-буксирами для доставки материалов на суда, стоящие на рейде.
над проходной надпись - "Красногорский морской портовый пункт"
над проходной надпись - "Красногорский морской портовый пункт"

Порт считался незамерзающим, но устье и река в зиму естественным образом прятались под лёд, с которым беспроблемно справлялся собственный буксир-ледокол.
зимняя панорама северной части порта, 1977 год
зимняя панорама северной части порта, 1977 год
Фарватер для движения судов был выполнен идеально - во внутреннюю акваторию порта заходили и причаливали довольно значительные по водоизмещению корабли.
Порт ещё строился, но к причалу уже швартовались суда довольно приличного тоннажа.
Порт ещё строился, но к причалу уже швартовались суда довольно приличного тоннажа.
В 1963 году портпункт приобрёл новый статус. Отныне это - "Красногорский морской торговый порт".
И действительно. Красногорску было чем торговать. До середины 1960-х непрерывным потоком красногорский бесценный уголь расходился по кочегаркам побережья и сопредельных островов. Лес-кругляк снабжал работой не только лесотарников, но и японских товарищей. Последние рассчитывались болоньевыми плащами и шариковыми авторучками, ну а про бочку я уже говорил.
За пару десятков лет причальная стенка Красногорского порта выросла до рекордных (по Сахалину) 601 метра, а небо разрезали острые стрелы трёх портальных "Ganz"-ов. Здание управления порта могло украсить не только центральную площадь Красногорска, но и Южно-Сахалинска.
управление порта
управление порта
Но... сначала "закончился" уголь. Потом лес. Однако, включился реверс, и то и другое стали завозить - порт ещё как-то работал. Потом пришла "перестройка" и никому не нужной стала бочка. И вдруг оказалось, что никому особо и порт не нужен вместе с портовиками, кранами и управлением.
Но я уверен - так будет не всегда.
Наш порт обязательно ждёт второе рождение. Скорее всего, это не будет очумевший от грохота и пыли монстр, а маленький, уютный внутренний порт, обслуживающий не очень бюджетные яхты и небольшие туристические лайнеры, чередуясь с аккуратными контейнеровозами, развозящими по миру произведенные в Красногорске смартфоны.

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • 17 сен 2023 22:51
    :-)
  • Комментарий удалён.
  • 18 сен 2023 01:00
    Верим и ждем , что порт приобретет второе рождение, на рейд встанут большие корабли и лайнеры🛳️по реке будут сновать трудяги-буксиры и плашкоуты,гудя в свои корабельные гудилки
  • 18 сен 2023 01:02
    Обнимаем тебя сотню раз, городок просоленный насквозь,
    Городок, что нам дорог всегда - тихий, мирный, родной КРАСНОГОРСК
  • 18 сен 2023 01:10
    Фотография
  • Комментарий удалён.
  • 18 сен 2023 11:03
    Великолепный фотоочерк! Будущие жители Красногорска оценят его, когда там будет воздвигнут порт сродни гавани Нью-Йорка!
  • Комментарий удалён.
  • 3 окт 2023 15:29
    Сергей не спорю большой молодец всё очень интересно у меня есть одно воспоминания (со слов моего отца) в устье был возведенный Японцами бетонный причал с южной стороны...
  • 3 окт 2023 15:34
    Позже (до моего рождения) решили значительно углубить устье большой плавучий земснаряд зашёл с моря и причал разрушился новый возводили уже сами
  • 28 апр 2024 16:13
    Ты прав.Я работал в гидрострое на кране и мы вытаскивали японские сваи вибропогружателем и затем погрукжали наши советские.Также когда делали карман со стороны моторного цеха я вытаскивал из реки япрнские деревянные сваи.
  • 29 апр 2024 00:20
    интересная история
  • 30 апр 2024 17:27
    Спасибо за историческое повествование о жизни порта! Очень жаль, что все кануло в Лету...