Урок №203 Акыда

(Исламское вероубеждение).
Путь саляфов.
Написал ‘АбдуЛлах ибн Салих аль-‘Убейлян.
С комментариями уважаемого шейха Салиха ибн Фаузана ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузана.
46-ое правило. «Ахлю-с-сунна уаль-джама’а предостерегают верующих от искушений, сбивающих с прямого пути».
Всевышний Аллах сказал: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: "Мы уверовали"?». [Сура аль-А‘нкабут, аят 2].
Шейх уль-Ислям ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Сообщается со слов Хузейфы ибн аль-Йамана (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сердца будут подвергаться искушениям, одному за другим, подобно тростниковой циновке, которую плетут, присоединяя стебель к стеблю, и в том сердце, которое погрузится в них, появится чёрная точка.
Что же касается сердца, которое сочтёт их неприятными для себя, то в нём появится белая точка. И через некоторое время возникнут два вида сердец: одни будут белыми и подобными гладкому камню, и ни одно искушение не повредит такому сердцу, пока существуют небеса и земля, другие же будут чёрными и окрашенными в пепельный (асваду мурбадд) цвет, подобно перевёрнутому кувшину, и такое сердце не будет знать одобряемого Шариатом или отвергать порицаемого, а будет только погружаться в свои желания”. [Муслим, 144].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил то, как искушения приходят к сердцу друг за другом, с тростниковой циновкой, которую плетут, присоединяя стебель к стеблю. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разделил сердца на две группы согласно их реакции на искушения.
Во-первых, сердце, которое впитывает в себя эти искушения, подобно тому, как губка впитывает в себя воду. На таком сердце ставится черная точка.
И оно продолжает впитывать в себя эти искушения до тех пор, пока не становится черным и не переворачивается. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “...подобно перевёрнутому кувшину...”. Когда же сердце становится черным и перевернутым, то приходят к нему две губительные и опасные болезни.
Первая болезнь заключается в том, что сердце теряет способность различать между одобряемым и порицаемым. Сердце не знает об одобряемом и перестает порицать порицаемое. В итоге эта болезнь может настолько поразить сердце, что оно станет считать одобряемое порицаемым, а порицаемое — одобряемым, станет считать сунну нововведением, а нововведение — сунной.
Вторая болезнь заключается в том, что сердце сделает страсть судьей над тем, с чем пришел пророк (мир ему и благословение Аллаха). Сердце начнет следовать за своей страстью и подчиняться ей.
Что же касается белого сердца, то в нем сияет свет веры и блещет её лампада. Если к такому сердцу подступают искушения, оно отвергает их.
Искушения становятся причиной болезни сердца! Это — искушения страстей (шахауатов) и искушения сомнений (шубухатов). Это — искушения отклонений и заблуждений. Это — искушения ослушаний и нововведений. Это — искушения беззакония и невежества. Страсти (шахауаты) приводят к испорченности намерений и желаний людей. А сомнения (шубухаты) приводят к испорченности знаний и убеждений.
Сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, разделили сердца на четыре группы, как об этом сообщается от Хузейфы ибн аль-Йамана:
“Сердца делятся на четыре группы.
Первое — сердце свободное, а в нем блещет светоч. Это и есть сердце верующего!
Второе — сердце, покрытое оболочкой, то есть сердце неверующего.
Третье — перевернутое сердце, то есть сердце лицемера, который сначала узнал, а затем стал отрицать, сначала видел, а затем ослеп.
Четвертое — сердце, на которое действуют два вещества: вещество веры (имана) и вещество лицемерия (нифакъа). И состояние сердца зависит от того, что в нём будет преобладать”. [Передал ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 6/168. Шейх аль-Альбани назвал сообщение от Хузейфы достоверным, когда делал тахкык на книгу “аль-Иман” ибн Теймийи. 1/106].
1 — “Свободное сердце” — оно свободно от всего, кроме Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Оно свободно и защищено от всего, кроме истины. А в нем блещет светоч! Это — лампада веры (имана)! Такое сердце свободно от всяких сомнений лжи и отклоняющих сомнений. Светоч в нём блещет посредством света знания и веры.
2 — “Сердце, покрытое оболочкой” — то есть сердце неверующего. Ведь, сердце неверующего покрыто оболочками и слоями, сквозь которые не проникает свет знания и веры. Как сказали иудеи: “Сердца наши покрыты завесой”. [Сура аль-Бакара, аят 88].
Всевышний Аллах покрыл их сердца этими слоями в качестве наказания за то, что они отвергли истину и возвеличились над её принятием. На сердцах их оболочки, в ушах — глухота, а в глазах — слепота. Всевышний Аллах сказал об этом: “Когда ты прочел Коран, Мы воздвигли между тобой и теми, кто не верит в Последнюю жизнь, невидимую завесу. Мы набросили на их сердца покрывала, дабы они не могли понять его (Коран), и лишили их уши слуха”.
[Сура аль-Исра, аяты 45-46].
3 — “Перевернутое сердце” — то есть сердце лицемера. Всевышний Аллах сказал: “Почему вы разошлись во мнениях относительно лицемеров на две группы? Аллах отбросил их назад за то, что они приобрели”. [Сура ан-Ниса, аят 88].
Всевышний Аллах вернул их обратно, ко лжи, в которой они пребывали, за то, что они приобрели. Это — худшее из сердце и самое мерзкое из них! Ведь, оно считает ложь истиной и дружит с приспешниками лжи. Оно считает истину ложью и враждует с последователями истины.
4 — “Сердце, на которое действуют два вещества” — то есть сердце, в котором еще не укрепилась вера (иман). В таком сердце еще не сияет светоч веры. Оно еще пока не может освободить себя для чистой истины, с которой Всевышний Аллах послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). Иногда, такое сердце может быть ближе к неверию, чем к вере, а иногда ближе к вере, чем к неверию. Состояние такого сердца зависит от того, что в нём преобладает». [См. «Игъасат аль-Ляхфан», 1/13 и далее].
Также ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Под словом “фитна” в Книге Аллаха подразумевается испытание. Испытание может быть двух видов: испытание, которое сбило человека, а также испытание, от которого человек спасся. Что касается первого вида испытаний, то Аллах сказал: “Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение (фитна)”. [Сура аль-Анфаль, аят 39].
А также: “Безусловно, они уже впали в искушение (фитна)”. [Сура ат-Тауба, аят 49].
Что же касается второго вида испытаний, то Аллах сказал Мусе (мир ему): “Мы подвергли тебя тяжелому испытанию”. [Сура Та Ха, аят 40].
Также иногда слово “фитна” указывает на эти оба вида испытаний. Например, Всевышний Аллах говорит: “Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению (фитне) только за то, что они скажут: "Мы уверовали"? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов”. [Сура аль-‘Анкабут, аяты 1-3].
А также слова Мусы (мир ему): “Воистину, это является всего лишь Твоим искушением, посредством которого Ты вводишь в заблуждение, кого пожелаешь, и ведешь прямым путем, кого пожелаешь”. [Сура аль-А‘раф, аят 155].
Слово “фитна” иногда применяется еще в более широком смысле. Например, в словах Всевышнего: “Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением (фитной)”. [Сура ат-Тагъабун, аят 15].
Мукъатиль сказал: “Они являются искушением и тем, что отвлекает от Последней жизни”. Ибн ‘Аббас сказал: “Посему не подчиняйтесь им в ослушании Аллаха”. И сказал аз-Заджадж: “Всевышний Аллах сообщил, что имущество и дети являются тем, что может искусить людей. Это касается всех детей. Ведь, человек очарован своим ребенком так, что даже может по причине ребенка ослушаться Аллаха, совершить запретное, попасть в великие грехи, если только Аллах не убережет его от этого”.
Об этом свидетельствует то, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), как он, однажды, совершал хутбу, и пришли к нему аль-Хасан и аль-Хусейн, на которых были красные рубахи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спустился, взял их на руки и посадил на минбар, а затем сказал: “Правдив Аллах, Который сказал: "Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением (фитной)". Я увидел этих двух мальчиков и не смог удержаться”.
[Ахмад, 5/354; ат-Тирмизи, 3774 и др.].
Сказал ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах): “Пусть никто из вас не говорит: "О, Аллах, я прибегаю к Тебе от искушения (фитны)". Ведь, среди вас нет такого, у кого не было бы искушения (фитны), так как Аллах сказал: "Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением (фитной)". Посему тот, кто прибегает к Аллаху за защитой, пусть прибегает за защитой от таких искушений, которые ввергают человека в заблуждение”.
[Передал ибн Джарир в своем тафсире, 13/475].
Также Всевышний Аллах сказал: “Мы сделали одних из вас искушением (фитной) для других”. [Сура аль-Фуркан, аят 20].
Это касается всех творений! Всевышний Аллах испытал одних из них посредством других. Всевышний Аллах испытал посланников теми, к кому послал их. Ведь, посланники должны были призывать их к истине, терпеть обиды с их стороны, переносить трудности, связанные с донесением божественного послания. В то же время, Всевышний Аллах испытал посланниками тех, к кому Он послал этих посланников. Они должны были подчиняться этим посланникам, помогать им, верить им. Всевышний Аллах испытал ученых невеждами. Будут ли ученые их обучать, давать им советы, проявлять терпение в обучении их? В то же время, Всевышний Аллах испытал невежд учеными.
Будут ли они подчиняться им и следовать за ними? Всевышний Аллах испытал царей подданными, а подданных — царями. Всевышний Аллах испытал богатых бедными, а бедных — богатыми. Всевышний Аллах испытал слабых сильными, а сильных — слабыми. Всевышний Аллах испытал владельцев рабов рабами, а рабов — их владельцами. Всевышний Аллах испытал мужа женой, а жену — мужем. Всевышний Аллах испытал мужчин женщинами, а женщин — мужчинами. Всевышний Аллах испытал верующих неверными, а неверных — верующими.
Например, бедный может говорить: “Почему же я не таков, как богатый?” А слабый скажет: “Почему же я не подобен сильному?” А тот, кого постигло горе, скажет: “Почему же я не подобен тому, кто живет в благополучии?” А неверующие говорят: “Мы не уверуем, пока не получим то, что получили посланники Аллаха”. [Сура аль-Ан‘ам, аят 124].
Мукъатиль сказал: “По поводу искушения многобожников бедными мухаджирами были ниспосланы аяты. Речь идет о таких мухаджирах, как Биляль, Хаббаб, Сухейб, Абу Зарр, ибн Мас‘уд, ‘Аммар. Неверующие курайшиты говорили: "Посмотрите на тех, кто последовал за Мухаммадом. Это — наши вольноотпущенники и самые презренные среди нас".
И тогда Аллах сказал: "Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: “Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты - Наилучший из милосердных”. Вы же насмехались над ними, пока не забыли Мое Напоминание. И вы смеялись над ними. Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими". [Сура аль-Мумминун, аяты 109-111].
Всевышний Аллах сообщил о том, что воздал им за терпение.
Как сказано в другом аяте: "Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение?". [Сура аль-Фуркан, аят 20].
Сказал аз-Заджадж: “"...проявите ли вы терпение?" — то есть "выдержите ли вы это испытание? Ведь, вы знаете, что уготовано терпеливым"”.
Всевышний Аллах объединил в аяте искушение (фитну) и терпение (сабр), то есть упомянул их вместе. А также в другом аяте: “Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение”. [Сура ан-Нахль, аят 110].
Посредством искушения (фитны) выясняется, кто был правдив, а кто лгал. Всевышний Аллах говорит: “Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов”. [Сура аль-‘Анкабут, аят 3].
Искушения (фитна) разделяет людей на правдивых и лжецов, на верующих и лицемеров, на благих и скверных. Кто проявляет терпение во время искушения, то искушение становится для такого милостью. А кто не терпит, тот погружается в еще более худшее искушение.
Искушение (фитна) непременно будет как в этой жизни, так и в Последней. Всевышний Аллах говорит: “В тот день они будут испытаны Огнем. Вкусите же ваше испытание, которое вы торопили”. [Сура аз-Зарийат, аяты 13-14]».
[См. «Игъасат аль-Ляхфан», 2/154 и далее].
Также ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Искушение (фитна) бывает двух видов. Во-первых, искушение путем сомнений (фитна аш-шубухат), и это худшее из искушений (фитн). Во-вторых, искушение путем страстей (фитна аш-шахауат). Может быть и так, что они обе объединились в одном человеке.
1 — “Искушение путем сомнений” — оно возникает из-за слабости понимания и малочисленности знания. Особенно, если к этому примешивается скверное намерение и страсть. В таком случае это будет величайшим искушением и большим бедствием. Таким человеком уже управляет страсть, а не верное руководство. И всё по причине слабости понимания и малочисленности знания о том, с чем Всевышний Аллах послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). О таких Аллах сказал: “Они следуют только предположениям и тому, чего желают души”. [Сура ан-Наджм, аят 23].
Всевышний Аллах также сообщил и о том, что последователи страсти отходят от пути Аллаха: “О Дауд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета”. [Сура Сод, аят 26].
Именно это искушение приводит к неверию (куфру) и лицемерию (нифакъу). Это — искушение лицемеров! Это — искушение приверженцев нововведений, в зависимости от степени их нововведений. Для них смешались такие понятия, как истина и ложь, прямой путь и заблуждение.
Ничего не может спасти тебя от этого искушения, кроме чистого (абсолютного) следования за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Необходимо сделать его судьей, как в великих вопросах религии, так и в простых. Необходимо сделать его судьей в явных делах и в скрытых, в убеждении и в деяниях.
Необходимо принимать от него истины веры и исламский шариат. Необходимо принимать от посланника (мир ему и благословение Аллаха) то, что он утвердил относительно Аллаха из атрибутов, действий и имен. Нужно также отрицать то, что он отрицает. Точно также необходимо принимать от посланника (мир ему и благословение Аллаха) постановления об обязательных молитвах, их временах и количестве.
Нужно принимать от него постановления о закяте, в каком количестве и кому его выплачивать. Необходимо принимать от него обязательность малого и большого омовений после полового осквернения, а также поста в месяц Рамадан. Нельзя делать его посланником только в каких-то делах религии, отвергая в других. Он (мир ему и благословение Аллаха) — посланник во всех вопросах. Община нуждается в нем в вопросах знаний и деяний. Не принимается ни от кого, кроме него. Весь прямой путь вращается вокруг его слов и действий. А всё, что выходит за эти рамки, является заблуждением.
Этот вид искушения иногда возникает по причине неправильного понимания, иногда по причине передачи ложных хадисов. Иногда оно (искушение) возникает по причине того, что истина осталась скрытой для человека. Иногда оно возникает по причине плохого намерения и страсти, за которой следует человек.
2 — “Искушение путем страстей” — Всевышний Аллах упомянул два вида искушений в Своих словах: “Они подобны тем, которые жили до вас. Они превосходили вас силой, и у них было больше имущества и детей. Они насладились своей долей. Вы тоже насладились своей долей, подобно тому, как ваши предшественники насладились своей долей. Вы погружались в словоблудие, подобно тому, как они погружались в словоблудие”. [Сура ат-Тауба, аят 69].
Всевышний Аллах указал на то, что испорченность сердец и религий возникает по причине того, что люди стремятся насладиться своей долей и погружаются в словоблудие, то есть ложь. Ведь, испорченность религии происходит либо из-за ложных убеждений, либо из-за совершения деяний, которые противоречат достоверному знанию. Первое, является нечестием, построенным на сомнениях, а второе, является нечестием, построенным на страстях.
Поэтому, саляфы говорили: “Остерегайтесь двух видов людей: приверженец страсти, которого она очаровала, и приверженец мирского, который ослеплен эти миром”».
[См. «Игъасат аль-Ляхфан», 2/160 и далее].
Также ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Здесь есть одна очень тонкая уловка шайтана, от которой может спастись только очень знающий человек! Шайтан показывает человеку в источнике зла нечто, что является благом. Шайтан призывает человека обрести это благо. А когда человек приближается к источнику зла в поисках этого блага, шайтан бросает в него сомнения». [См. «‘Уддат ас-Сабирин», 50].

Комментарии

Комментариев нет.