Урок №204 Духовно нравственное воспитание.

(Желательный к изучению урок).
Нравы пророка, салля Ллаху алейхи уа саллам.
7. Красота нрава Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
I. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман к благонравию.
Не счесть тех, кто принял ислам благодаря прекрасному нраву Пророка да благословит его Аллах и приветствует. Люди пленялись разными его чертами: щедростью, великодушием, любовью к прощению, кротостью, сдержанно¬стью, терпением, мягкостью, скромностью, справедливостью, ми¬лосердием, храбростью, силой…
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал верующих проявлять благо¬нравие по многим причинам. Назовем некоторые из них:
1. Проявление высокой нравственности в жизни мусульман вообще и в особенности в жизни тех из них, кто занимается исламским призывом, относится к величайшим составляющим веры и высочайшим ее степеням. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самой со-вершенной верой обладают те из верующих, кто имеет наилучший нрав». Ат-Термизи (3/437. № 1162), Абу Дауд (4/220. № 4682). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ат-термизи» (1/340).
2. Высокая нравственность — насущная потребность каждо¬го общества, а забота о своей нравственности является одной из важнейших задач каждого человека, призывающего других к религии. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что человек, украсивший себя благонравием, будет в числе самых желанных для него людей в Судный день и самых близких к нему по занимаемому месту. Он сказал: «Воистину, в числе самых желанных для меня и самых близких ко мне по месту в Судный день будут те из вас, кто обладает самым прекрасным нравом». Ат-Термизи (4/370. № 2019). Шейх аль-Албани назвал хадис до-стоверным в «Сахих ат-термизи» (2/196).
3. Прекрасный нрав вводит мусульманина в число наилучших людей. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К самым благим из вас относятся те, кто обладает самым благим нравом». Аль-Бухари (№ 6029), Муслим (4/1810. № 2321).
Поэт сказал:
Народы существуют, пока сохраняется нравственность
И исчезают, когда она исчезает.
4. Благонравие является одним из величайших способов при¬ближения к Аллаху и самых ценных даров, которые могут быть пожалованы человеку. Призывающий к Аллаху особо нуждается в этом огромном благе, чтобы применять и воплощать его само¬му и побуждать к нему других. Делая это, он обретет великую награду Аллаха. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет вещи более тяжелой на весах в Судный день, чем благонравие». Абу Дауд (4/253. № 4798), ат-Термизи (4/362. № 2002). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих абу дауд» (3/911).Он также ска¬зал: «С помощью своего хорошего нрава верующий человек может достичь степени постящихся, много совершающих молитвы». Наставляя Абдуллаха ибн 'Амра, он произнес та¬кие слова: «Тебя не обеспокоит то, что не досталось тебе из этого мира, если ты обладаешь четырьмя вещами: надежно¬стью в соблюдении доверенного, правдивостью в речах, бла¬гонравием и скромностью» Ахмад «Аль-муснад» (2/177). Хадис приводится с неплохой цепочкой передачи. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагир» аль-Албани (1/301. № 886). Таким образом, обладая высокой нравственностью, человек обретает всякое добро и благодать. Пророком сказано: «Благочестие — это хороший нрав». Муслим (4/1980. № 2553).
5. Благонравие завещано Пророком да благословит его Аллах и приветствует, всем мусульманам, и особенно тем из них, кто посвятил себя исламскому призыву. Посылая Му'аза ибн Джабаля в Йемен для выполнения роли на¬местника, судьи и призывающего к Аллаху, он заповедовал ему благонравие. «Придерживайся благонравия в обращении с людьми»*,— наставлял он его.
*Ат-Термизи (4/355. № 2389). Аль-Албани назвал этот хадис хоро¬шим (хасан) в «Сахих сунан ат-термизи» (2/191).
6. Благонравие имеет огромную важность. Поэтому Всевышний приказал придерживаться его Своему благородному посланнику и отозвался с похвалою о его нраве. На важное значение благо-нравия указал и Посланник да благословит его Аллах и приветствует.
Обращаясь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний сказал:
«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от не¬вежд» (7:199).
Характеризуя его нрав, Аллах сказал: «Воистину, твой нрав превосходен» (68:4).
Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я послан Аллахом, чтобы довести до со¬вершенства благородство нравов» Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381), аль-Хаким (2/613) см. также «Ас-сильсиля ас-сахиха» аль-Албани (1/75. № 45).
Айша, да будет ею дово¬лен Аллах, на вопрос о нраве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ответила: «Нравом ваше¬го пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был Коран». Муслим (1/513. № 746).
7. Благонравие — один из главнейших методов привлечения людей к исламу и прямому пути. Поэтому всякий изучающий путь Божьего Избранника да благословит его Аллах и приветствует, со всей очевидностью убеждается в том, что он придерживался благонравия во всем, но особенно в вопро¬сах призыва к Аллаху. Это заставляло людей устремляться к рели¬гии Аллаха. Благодаря милости Аллаха, а затем благодаря благо¬нравию Его пророка, люди входили в ислам толпами. О сколько тех, кто стал мусульманином, будучи сраженным великим нравом Посланника да благословит его Аллах и приветствует! Один человек принял ислам и сказал: «Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое, о посланник Аллаха, а теперь оно стало для меня самым любимым». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764).
Другой, пленившись его великодушием, сказал: «О Аллах, помилуй меня и Мухаммада, и больше никого вместе с нами» [«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» 10/438. № 6010], — однако Пророк да благословит его Аллах и приветствует, не позволил ему «ограничивать» ми¬лость Аллаха, которая объемлет все сущее, и сказал: «Ты сузил нечто весьма широкое».
Третий человек сказал про него: «Я не видел ни до, ни после него такого великолепного наставника!» Муслим (1/381. № 537).
Четвертый, пораженный щедростью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своим соплеменникам со словами: «О мой народ! Принимайте ислам, ибо Мухаммад жалует дары, не боясь обеднеть!» Муслим (4/1806. № 2312).
Пятый сообщил: «Клянусь Аллахом, посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, был для меня сначала са¬мым ненавистным человеком. Но он все одаривал меня и одаривал до тех пор, пока не стал для меня самым любимым человеком» Муслим (4/1806. № 2313).
Шестой, великодушно прощенный Пророком*, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся к своему народу и сказал: «Я вернулся после встречи с самым за¬мечательным человеком», — после чего призвал своих соплемен¬ников к исламу, и многие из них откликнулись на призыв. «Фатх аль-бари» (7/428).
И по¬добных примеров можно привести множество.
*[Аль-Бухари № 2910, Муслим № 843]
8. Обладание благонравием — мечта каждого мусульманина и, в особенности, такого, кто искренне посвятил себя призыву к религии Аллаха, потому что посредством хорошего нрава человек обретает спасение и успех во всех делах — общих и личных. Зная о великом значении благонравия, Пророк да благословит его Аллах и приветствует, обращался к своему Господу с мольбою направить его к нему. Приступая к ночному намазу, он говорил: «О Аллах! …Направь меня к самым совер¬шенным нравственным качествам, ибо никто не направит к ним, кроме Тебя». Муслим (1/534. № 770). Он также обращался к Аллаху со словами: «О Аллах, Ты даровал мне прекрасный облик, так даруй же мне и прекрасный нрав!» Аль-Байхаки, Ахмад (6/68). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Ирва аль-галиль» (1/113. № 74).
9. Хороший нрав человека вызывает любовь к нему у людей, в том числе и у врагов. Благонравный человек способен вызвать сим¬патию у людей разных слоев. Всякий, кто общается с ним, проника¬ется к нему любовью. Это обстоятельство служит немалым подспо¬рьем в деле исламского призыва и облегчает человеку, занимающе¬муся им, достижение его благородной цели по соизволению Аллаха. Призывающие к истине не могут объять всех людей милостыней и подарками, но могут объять их своим радушием и благонравием.
10. Человек, не украшенный благонравием, когда берется за призыв людей к исламу, зачастую отвращает их от него, и мало кому из них приносят пользу его знание и опыт. Природа людей такова, что они не принимают наставлений от того, кто относится к ним высокомерно и презрительно, кто не проявляет к ним вни¬мания и уважения, даже если его слова — истина. Всевышний, об¬ратившись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непре¬менно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них проще¬ния и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159)
Он также сказал: «Склони свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (26:215).
Напоминая Своим рабам о Своей милости, Всевышний говорит: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и ми¬лосерден к верующим» (9:128).
«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).
«Мухаммад — посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29).
«О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вест¬ником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем.
Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость» (33:45-47).
Вне всяких сомнений, Пророк да благословит его Аллах и приветствует, должен быть образцом для подражания и имамом для каждого призывающего к исламу. Всевышний указывает на это в Его словах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поми¬нает Аллаха» (33:21).
11. Праведность общины, ее следование по прямому пути и возрождение возможны только при условии обращения ею к чистым истокам и уходу от всех разрушительных и неверных идей. Соблюдение призывающими к исламу благонравия и на¬правление к нему других — один из тех чистых истоков, к которым необходимо обратиться. Призывающие к Аллаху обязательно должны придерживаться благонравия в первую очередь сами.
Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (61:2,3).
Аллах приказывает обрести знание, прежде чем приступить к деянию, и приказывает совершать деяния прежде призыва к ним других. Он говорит: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси проще¬ния за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (47:19).
«Клянусь временем! Воистину, каждый человек в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпе-ние!» (103: 1-3).
В этих аятах Всевышний упоминает совершение человеком праведных деяний прежде призыва им к истине окружающих.
12. Если человек, осуществляя призыв к исламу, придержи¬вается благонравия, оно освещает его сердце, обостряет разум, помогает видеть истину, находить правильные методы и средства призыва людей, сообразующиеся с имеющимися условиями, си¬туацией и типом призываемой личности. Указывая на это, Господь говорит: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь…» (8:29).
13. Проявление благонравия в призыве — одна из главных причин спасения человека от ада и достижения им высших сте¬пеней в Садах Благодати. Это и есть цель, к которой стремится каждый мусульманин, важнейшая после цели заслужить доволь¬ство Всевышнего. В хадисе рассказывается о том, что однажды Пророк да благословит его Аллах и приветствует, спросил одного человека о том, какие слова он произ¬носит при совершении намаза. «Сначала я читаю ташаххуд, — от¬ветил человек, — а затем прошу у Аллаха рая и испрашиваю защи¬ты от ада. Однако, клянусь Аллахом, я не могу произносить таких же красивых слов, какие произносишь ты или произносит Му'аз!» «Мы произносим приблизительно тоже самое, что и ты», — сказал Пророк да благословит его Аллах и приветствует. Абу Дауд (№ 792), Ахмад (3/474), Ибн Маджа (№ 3847). См. «Сахих ибн маджа» (2/328).
Это заключение Посланника да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что все мольбы, все слова и деяния должны иметь целью обре¬тение райского блаженства и спасение от адского огня после цели заслужить довольство Аллаха.
Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, гарантировал дом в высших сферах рая тому, кто будет придерживаться благонравия. Он сказал: «Я руча¬юсь за дом в окрестностях рая для того, кто станет отказы¬ваться от споров, даже если и будет прав, и я ручаюсь за дом посреди рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, и я ручаюсь за дом в верхних пределах рая для благонравного». Абу Дауд (№ 4800). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих аби Дауд» (3/911) и «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 273).
14. Благонравие относится к тем причинам, которые бо¬лее всех остальных способствуют вхождению человека в рай. Однажды Пророка да благословит его Аллах и приветствует, спросили о том, что чаще всего будет по¬могать людям попадать в рай, и он сказал: “Богобоязненность и благонравие”. [Иначе говоря, сквернословие, ложь, сплетни и тому подобные вещи, с одной стороны, и совершение прелюбодеяний, с другой]. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, разъяснял, что вхождение в ад ста¬нет запретным для всякого, кто будет близок к людям благодаря своему благонравию, кто будет мягок и прост. Передают со слов Абдуллаха ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что послан¬ник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал: «Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для огня (или: … о том, для кого огонь станет запретным)? Запретным (для огня) станет каждый близкий, мягкий и легкий”. [То есть: человек, ставший близким к людям благодаря хорошему об¬хождению с ними и отличающийся мягкостью и легкостью характера].
II. Соблюдение благонравия Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
Благонравие — очень широкое понятие, включающее сдержан¬ность, степенность, благоразумие, щедрость, великодушие, лю¬бовь к прощению, снисходительность, мягкость, доброту, терпе¬ние, решительность, стойкость, справедливость, непредвзятость, милосердие, целомудрие, скромность, умеренность, рассудитель¬ность, активность, широту души, благородство, мужество, надеж¬ность, искренность. Эти и другие, происходящие из них, качества необходимы в деле призыва к религии Аллаха.
Великий нрав, которым Аллах охарактеризовал Пророка да благословит его Аллах и приветствует, подразумевает собой всю религию, все ее аспекты. Благонравие — часть этого великого нрава, как на то указывает Ибн Теймия в «Аль-фатава». “Маджму’ аль-фатава” (10/658).
Ибн аль-Каййим в «Мадаридж ас-саликин» пишет: «Благонравие зиждется на четырех столпах. Представить себе его существова¬ние без них невозможно. Этими столпами являются терпение, воз¬держанность, храбрость и справедливость. Все остальные благо¬родные качества проистекают из четырех указанных». «Мадаридж ас-саликин» (2/308).
Все эти великие благородные черты были присущи нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Комментарии

Комментариев нет.