Урок №205 Толкование хадисов.

(Желательный к изучению урок).
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного
Радость сердец благочестивых
Объяснение кратких, но полных смысла слов Пророка Мухаммада
(салла Ллаху `алейхи уа салам)
Автор: Шейх Абд ар-Рахман ан-Насир ас-Са‘ди.
ХАДИС 61 Запрет впадать в гнев.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды к пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) явился какой-то человек, который сказал: “Дай мне совет”. Он сказал: «Не гневайся». После этого тот неоднократно повторил (свою просьбу, но каждый раз пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам)) говорил: «Не гневайся». Аль-Бухари.
Таким образом, сначала этот человек посчитал, что совет пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) относится к чему-то частному, тогда как он хотел получить универсальное наставление, в связи с чем и повторял свою просьбу.
Однако после того, как пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) несколько раз дал ему один и тот же ответ, он понял, что эти слова относятся ко всем случаям, и это соответствует действительности.
В словах пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Не гневайся» содержатся два важных веления.
Во-первых, он велит делать то, что приводит к желаемому, придерживаться благонравия, кротости и терпения и приучать свою душу переносить те обиды, которые могут наносить человеку люди своими словами и поступками.
И если рабу Аллаха удаётся достичь этого, он переносит приступы гнева с помощью своего благонравия и противопоставляет им кротость, терпение и знание о том, что это приведёт к хорошему исходу. Дело в том, что веление делать что-либо в то-же время является и велением делать то, без чего этого достичь невозможно.
С другой стороны, запрет на что-либо представляет собой веление делать нечто противоположное, а также делать то, что поможет рабу Аллаха избежать совершения запретного, и веление, о котором идёт речь, как раз и является таковым.
Во-вторых, он велит человеку не обнаруживать свой гнев, если он овладеет им, поскольку в большинстве случаев человек не в состоянии не поддаваться гневу, но он может не проявлять его. Это значит, что, если человеком овладеет гнев, он не должен ни говорить, ни совершать того запретного, к чему гнев будет подталкивать его. Если же человек удержит себя от вредных проявлений гнева, это будет означать, что он будто бы и не гневался.
В свою очередь, это позволит разуму и сердцу раба Аллаха обрести совершенную силу, относительно чего пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». Аль-Бухари и Муслим. [Этот хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах].
О совершенстве силы раба Аллаха свидетельствует его способность не давать силе страсти и силе гнева доводить его до дурного, и направлять две эти силы к тому, что может принести пользу в религиозных и мирских делах, а также к отражению того вредоносного, что они в себе заключают.
Лучшим из людей является человек, желания и устремления которого соответствуют тому, что принёс с собой посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) а гнев направлен на то, чтобы истинное одержало победу над ложным. Худшим же из людей является тот, кто поддаётся влиянию своих желаний и своего гнева, а силу и мощь дарует один лишь Аллах.

Комментарии

Комментариев нет.