КОРАН И СУННА О ПОСЛЕДНЕЙ ДЕКАДЕ РАМАДАНА

Месяц рамадан подходит к концу, в связи с чем необходимо раскрыть несколько вопросов. В чем особенность последней декады (10-ти дней) рамадана? Почему некоторые мусульмане в эти дни остаются ночевать в мечети? Что такое «и’тикаф»? И что это за ночь, которая называется Ночью Могущества (Ляйляту-ль-Кадр)? Давайте разбираться.
Итак, первый вопрос: в чем особенность последней декады рамадана? Ответ на него мы найдем в Сунне Пророка Мухаммада ﷺ. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
كَانَ النَّبِيُّ ﷺ إِذَا دَخَلَ العَشْرُ شَدَّ مِئْزَرَهُ، وَأَحْيَا لَيْلَهُ، وَأَيْقَظَ أَهْلَهُ
Смысл: «Когда наступали последние десять дней [рамадана], Пророк (мир ему и благословение Аллаха) потуже затягивал свой изар, занимался по ночам делами поклонения (досл. оживлял ночь) и будил [членов] своей семьи» [«Сахих» аль-Бухари, 2024; «Сахих» Муслим, 1174].
Изар – это элемент одежды, прикрывающий нижнюю часть тела. В данном случае фраза «затягивал свой изар» указывает на переносное значение, а именно то, что он прекращал интимные отношения с женами и усердствовал в поклонении. «Оживлял ночь» значит не спал по ночам и усерднее поклонялся Всевышнему, чем в другие дни. Поклонение Всевышнему не обязательно значит только совершение молитв, но также включает в себя и другие виды поклонения, такие как, чтение Корана, восхваление Аллаха и Его Посланника ﷺ с произнесением «Салават», «Аллаху Акбар», «Альхамду-ли-Ллях» и других зикров. Также из этого хадиса мы узнаем, что Пророк ﷺ не только сам проводил ночи в поклонении, но и побуждал к поклонению членов своей семьи. Тем самым он хотел, чтобы все могли получить милость Аллаха.
В другом хадисе, также переданном от Аиши (да будет доволен ею Аллах), сказано:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ يَجْتَهِدُ فِي العَشْرِ الأَوَاخِرِ مَا لَا يَجْتَهِدُ فِي غَيْرِهَا
Смысл: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), усердствовал [в поклонении] в последние десять дней так, как не усердствовал в другие [дни Рамадана]» [«Сунан» ат-Тирмизи, 796].
Поклонение в ночное время, когда большинство людей спят, – это один из признаков имана. К сожалению, значительная часть верующих пренебрегают ночными молитвами. Скорее всего, это обусловлено темпом современной жизни. Те, кто работает с утра до глубокого вечера, возвращаются домой сильно уставшими, стараясь успеть выспаться и восстановиться. Все перечисленное – пример для нас, как проводить оставшиеся дни стремительно уходящего рамадана. Желательно, чтобы ночные молитвы проводились вместе с имамом в мечети. Только так можно получить полноценную награду за «Кыяму ляйль». Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّهُ مَنْ قَامَ مَعَ الإِمَامِ حَتَّى يَنْصَرِفَ كُتِبَ لَهُ قِيَامُ لَيْلَةٍ
Смысл: «Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом, пока тот не уйдет (т. е. пока он не завершит молитву полностью), тому будет записано, что он выстаивал в молитве всю ночь» [«Сунан» ат-Тирмизи, 806].
Полноценная молитва – это молитва, совершенная с соблюдением всех условий, начиная с омовения и заканчивая тасбихом после всех дополнительных молитв. То есть если раньше в полноценности вашей молитвы были упущения, то в последние 10 дней следует пересмотреть свое отношение к поклонению в целом и к молитве в частности.
Теперь переходим к вопросу о том, почему некоторые мусульмане в последние 10 дней Рамадана остаются ночевать в мечети и что такое «и’тикаф». «И’тикаф» означает уединение в мечети, и это – Сунна посланника Аллаха ﷺ. Все мирское (работа, дети, друзья и т.д.) так или иначе отвлекает от сосредоточения в поклонении. Чтобы правильно проанализировать прошлое и найти свои ошибки, нужно побыть наедине. Такая практика была и у Пророка ﷺ. Нам известно от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк ﷺ:
كَانَ يَعْتَكِفُ الْعَشْرَ الْأَوَاخِرَ مِنْ رَمَضَانَ، حَتَّى تَوَفَّاهُ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ، ثُمَّ اعْتَكَفَ أَزْوَاجُهُ مِنْ بَعْدِهِ
Смысл: «В последние десять (дней) Рамадана он всегда уединялся в мечети (и это продолжалось) до тех пор, пока Великий и Всемогущий Аллах не упокоил его, а после него также стали поступать и его жены» [«Сахих» аль-Бухари, 2026, «Сахих» Муслим, 2784].
Почему мы должны проявлять усердие в эти десять дней? Согласно большому количеству хадисов, один из последних нечетных дней месяца рамадан может совпасть с Ночью могущества (Ляйляту-ль-Кадр). Это ночь, когда на землю спускаются тысячи ангелов и принимаются дуа. Чтобы указать на величие Ночи могущества, Всевышний ниспослал суру «Аль-Кадр» («Ночь могущества»):
إِنَّآ أَنزَلۡنَٰهُ فِي لَيۡلَةِ ٱلۡقَدۡرِ ١ وَمَآ أَدۡرَىٰكَ مَا لَيۡلَةُ ٱلۡقَدۡرِ ٢ لَيۡلَةُ ٱلۡقَدۡرِ خَيۡرٞ مِّنۡ أَلۡفِ شَهۡرٖ ٣ تَنَزَّلُ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ وَٱلرُّوحُ فِيهَا بِإِذۡنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمۡرٖ ٤ سَلَٰمٌ هِيَ حَتَّىٰ مَطۡلَعِ ٱلۡفَجۡرِ ٥
Смысл: «Воистину, Мы ниспослали это (Откровение) в Ночь могущества (Ляйляту-ль-Кадр). Откуда тебе знать, что есть Ночь могущества? Ночь могущества лучше тысячи месяцев. В эту Ночь ангелы и Дух нисходят с дозволения Аллаха по всем Его повелениям. Она есть мир!.. Вплоть до наступления зари».
Тысяча месяцев – это срок, который не каждому дано прожить (больше 83 лет), но если застать эту ночь и провести ее в поклонении, то награда запишется такая, будто вы поклонялись на протяжении всей жизни. Так не упустим же такую возможность!

Комментарии

Комментариев нет.