Как менялась мода в XIX веке – на примере портретов российских императриц

Европейская и российская мода XIX века была неоднородна: она прошла путь от "нагой эпохи" с её подражанием античным статуям до модерна с его практичностью и изяществом. По портретам российских императриц легко проследить, как менялось представление о женской красоте на протяжении века.
Начало века: "нагая мода", или возрождение античности
В начале XIX века в моде была одежда, напоминающая драпировку античных статуй. Женщины носили платья из лёгких тканей светлых тонов, с короткими рукавами и с завышенной талией. Шея и руки оставались открытыми. Никакого кринолина или корсетов: при ходьбе ткань должна была облегать живот и ноги, демонстрируя естественные очертания фигуры. Этот стиль одежды вошёл в историю под названием ампир.
Елизавета Алексеевна, жена Александра I:

1805 год. Парадный потрет кисти Жан-Лорана Монье

Александра Фёдоровна, жена Николая I:
1826 год. Портрет кисти Джорджа Доу
Середина века: викторианская скромность и второе рококо
Стиль рококо, зародившийся в XVIII веке, начал снова входить в моду примерно в конце 1820-х годов. Основные элементы рококо в одежде – это корсеты, пышные юбки с кринолином, объёмные рукава, обилие кружев. Популярными стали тяжёлые ткани: бархат, плотный шёлк. Определённое влияние на стиль одежды в середине века оказала и викторианская мораль, провозгласившая идеалом красоты скромную, набожную женщину. Отныне модницы стремились скрывать естественные очертания фигуры. Так называемая "нагая мода" ушла в прошлое.

Мария Александровна, жена Александра II:
1857 год. Портрет кисти Франца Ксавера Винтерхальтера
Семидесятые годы: расцвет неорококо
Второе рококо, или неорококо за пару десятилетий XIX века немного преобразилось и приобрело специфические черты. К ним относятся квадратные вырезы платьев, узкие рукава, обрамлённые кружевом, ткани пастельных тонов, а также турнюры – специальные подушечки, которые дамы подкладывали себе под юбки ниже талии.

Мария Фёдоровна, жена Александра III:
1874 год. Портрет Марии Фёдоровны (на тот момент ещё не императрицы, а только цесаревны) кисти Генриха фот Ангели
Конец века: модерн
В конце XIX и в начале XX века женская одежда меняется под напором сразу многих общественных преобразований. Это и движение суфражисток, отстаивавших право женщин на образование и общественную деятельность, и развитие науки, доказывавшей вред корсета для организма, и ускорение темпа жизни благодаря набирающей обороты индустриализации. Женская одежда становится более удобной и функциональной, меньше стесняет движения. Однако и эстетическая составляющая нарядов не забыта. Модерн в одежде – это мягкие, плавные, "природные" линии, приглушённые тона, платья, не сильно скрывающие естественные очертания тела. Кринолины больше не носили: вместо них в обиход вошли просто свободные юбки. Постепенно всё больше женщин отказывалось и от корсетов. Для модерна также была характерна эклектика: модельеры при создании нарядов могли вдохновляться и стилем ампир, и фольклорными мотивами, и восточными орнаментами. В высшем обществе в моде были шали и меховые накидки.

Александра Фёдоровна, жена Николая II:
1914 год. Портрет кисти Александра Маковского

Комментарии

  • 12 сен 2018 19:51
    милые женщины в красивых платьях,остальное-вторично