MEMENTO MORI

Чем ближе к старости, чем ближе к смерти, тем больше накапливается страданий, тем мучительнее ощущает человек нелепость всех былых уст­ремлений, если они не приводили к развитию Высшей природы, связанной с его истинной саттвичной* сущностью.
И неизвестно, успеет ли он осмыслить прожитую жизнь, успеет ли он понять, в чем же был смысл всей суеты, мог ли быть он более счастливым в этой жизни, существовали ли альтернативы неприятным событиям и где были допущены принципиальные ошибки.
Когда человеку еще двадцать или даже тридцать лет, то эти размышления, поиск, исследования могут изменить жизнь, могут придать ей более верное направление, могут помочь избежать многих «тропинок», ведущих к неприятностям и страданиям.
Но когда человеку врачи сообщают или намекают, что, возможно, через неделю ему придется «уходить на перевоплощение», то времени на радикальное переосмысление «ценностных ориентаций» у него не остается, он не может изменить свое сознание, которое в течение жизни было ориентировано на вещи преходящие и, по большому счету, малозначимые.
Истинный смысл жизни, как утверждается в глубоких философских системах, находится глубже или выше ограниченного земного существования и поэтому не разрушается вместе со смертью физического тела.
Деловая активность, необходимая в земной жизни, не отменяется, но вся земная жизнь должна выступать в качестве поля для взращивания и развития Высшего «Я» человека.
Если не пытаться понять как можно раньше эту важнейшую философскую идею, то может возникнуть ситуация, описанная в одной индийской притче.
«Один торговец имел свою лавку и вел дела довольно успешно.
Еще с молодости он знал о существовании другого мира, в который попадает человек после смерти, и о том, что положение человека в Том Мире определяется его последней предсмертной мыслью.
Надеясь после смерти попасть в обитель Богов, он предпринял следующее: рождавшихся у него сыновей он называл именами Богов, полагая, что в предсмертный час все они соберутся вокруг него, и он, прощаясь с ними, назовет их по именам, и тем самым обеспечит себе благоприятный исход.
И вот, находясь на смертном одре, чувствуя приближающуюся кончину, он стал звать сыновей, обращаясь к ним по именам:
— Вишну, Шива, Брама, вы здесь? — спросил он сыновей.
— Да, отец, мы все пришли, — ответили сыновья.
— Как все?! — закричал торговец. — А лавку вы на кого оставили?!
...И умер».
Так что предсмертное состояние сознания человека есть интегральная характеристика всех его жизненных устремлений.
Человек не знает, когда уйдет с этого земного плана, но если он будет посвящать жизнь исключительно преходящим земным ценностям, то в нем не сформируются в течение жизни те накопления Саттвы*, которые как раз и имеют единственную ценность после окончания жизни физического тела.
* — Саттва (санскр. — чистота) — это созидательные, чистые, светлые энергии ( https://vk.com/topic-79067026_31633643 ).
© Центр Социально-Философских Исследований

Комментарии

Комментариев нет.