«Дом эмира Бухарского» в Петербурге

Россия не обладала обширными заморскими владениями, а привозить в столицу якутских шаманов и калмыцких князей, со временем «Ледяного дома» Анны Иоанновны считалось дурным тоном и пережитком бироновщины. Поэтому все экзотические владения России, в Петербурге представляли хивинский хан и бухарский эмир.
Последний бухарский эмир Сеид-Абдула-Ахад с достоинством нес этот тяжкий крест. Почему же это был последний эмир? В год его 47-летия произошла Октябрьская революция. Бухарский эмират, находившийся под протекторатом Российской империи, был упразднён. Сам эмир вынужден был бежать в Афганистан, где и умер в 1944-м году.
Но это все позже, а в первое десятилетие ХХ века, эмир занимал по-настоящему завидное положение в обществе: за свои заслуги перед Россией он был удостоен титула «высочество», стал генералом от кавалерии. Успешно торгуя каракулем, предприимчивый эмир скопил немалое состояние. На счетах в русских банков Сеид-Абдула-Ахад хранил около 34 млн. рублей.
Во время своего очередного визита в Петербург Сеид-Абдула-Ахад попросил Николая II разрешить ему купить в столице империи земельный участок для строительства мечети. После получения согласия проект молитвенного сооружения был поручен известному архитектору Степану Кричинскому, выходцу из семьи литовских татар и правоверному мусульманину.
Затем бухарский эмир задумал построить собственную резиденцию. Её строительство было поручено все тому же Степану Кричинскому, который построил аналог итальянского палаццо, отделанного уральским мрамором. Два основных корпуса здания были связаны флигелями и галереями, декорированными коринфскими колоннами. Центр фасада оформлен двухъярусной аркадой - три высокие арки, опирающиеся на круглые рустованные столбы. Такими же столбами с шарами украшен лицевой фасад. Вся облицовка фасада со стороны проспекта выполнена из крупных глыб желтовато-белого шишимского мрамора с Урала. Это мрамор добывался под Златоустом.
Дом эмира Бухарского – единственный пример применения этого камня в Петербурге.
Существует легенда, согласно которой между знаменитой мечетью и Домом эмира Бухарского существует длинный подземный туннель. Будто бы архитектор построил его по просьбе Алим-хана, желавшего посещать мечеть, когда ему удобно.
— Каменноостровский проспект, 44б

Комментарии

Комментариев нет.