«СТРАСТИ ХРИСТОВЫ».

Что пришлось пережить актёрам, сыгравшим Иисуса Христа
Библейские темы всегда были одними из самых распространённых в искусстве. Фильмы об Иисусе Христе появились практически одновременно с рождением кинематографа, и с тех пор было создано немало интерпретаций евангельских сюжетов. Роль Христа многие актёры называют самой интересной, но при этом сложной и значимой из всего, что им приходилось играть. Настолько сложной, что многие звёзды первой величины даже отказывались от неё – как, например, Ричард Бартон и Роберт де Ниро. Но есть и такие, кто рискнул воплотить на экранах этот образ.
В 2004 году на экраны вышла историческая драма режиссёра Мела Гибсона, повествующая о последних 12-ти часах жизни Иисуса - «Страсти Христовы», вызвавшая у кинокритиков множество споров ещё до своей премьеры. Многие были не согласны с подобной интерпретацией событий, описанных в Библии, к тому же некоторые события в фильме и вовсе показались критикам снятыми чересчур реалистично и жёстко…
Не обошлось и без скандалов во время релиза: например, одна 56-летняя американка потеряла сознание во время сцены с распятием Христа и по дороге в больницу скончалась. Так же много вопросов к создателям фильма было и со стороны представителей католической церкви. Но тем не менее, ни скандалы, ни запреты к показу в ряде стран не помешали «Страстям Христовым» собрать более 600 миллионов долларов в международном прокате при довольно скромном бюджете всего в 25 миллионов.
Мел Гибсон рос в семье католиков-традиционалистов и всегда живо интересовался христианством, так что обращение в творчестве к религиозной тематике было лишь вопросом времени. Впервые Гибсон заговорил о картине о страстях Христовых в конце 80-х годов, то есть ещё до своего режиссёрского дебюта. Однако разработка сценария потребовала многих лет. Но даже когда сценарий был готов, возникли новые трудности: все студии испугались столь острой религиозной темы, сцен жестокости и того, что герои будут говорить на двух мёртвых языках (латыни и арамейском), поэтому Гибсону пришлось пойти на риск и снять фильм на свои деньги.
Кстати говоря, язык общения героев стал отдельной и достаточной уникальной задачей, связанной с драматургией фильма - по замыслу режиссёра, фильм должен был быть снят на древних языках. Прежде всего Гибсон стремился к максимальному погружению в действие, а потому считал, что современная речь будет выбивать зрителя из истории. И наоборот - языки, адекватные времени истории, способствовали бы убедительности.

Сценарий был написан на английском языке, а затем переведён на народную латынь, древнееврейский и реконструированный арамейский языки.
Причём переводчик, Уильям Фулько, намеренно ввёл в перевод некоторые ошибки в произношении латинских слов - в репликах людей, для которых этот язык не был родным. Все эти моменты, конечно, сильно сказались на темпе съёмок: Фулько был часто недоволен произношением актёров, как и Гибсон, который делал дубль за дублем до тех пор, пока актёр не добивался нужного произношения.

Для исполнителя роли Иисуса Христа - актёра Джеймса Кэвизела - съёмки в фильме были настоящим испытанием. Когда Джеймс участвовал в кастинге, он был полностью уверен, что будет сниматься в фильме, посвящённом… виндсерфингу. Впрочем, узнав, что ему доверили роль Иисуса, он не отказался от съёмок. И позже рассказывал: «Я не был знаком с Мелом Гибсоном. Я не гонялся за этой ролью, нет. Просто режиссёр непременно хотел актёра с инициалами JC (Jesus Christ на английском языке), которому только что исполнилось 33 года, чтобы тот сыграл Иисуса Христа. Я подошёл идеально».

Мел Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съёмок этих эпизодов Джеймса Кэвизела ежедневно гримировали в течение 7 часов - от многослойного грима его тело покрывалось волдырями, из-за которых он не мог спать. А во время сцен истязаний актёр дважды узнал, что такое удар хлыста по обнажённой плоти. Если в первый раз этот удар свалил его с ног, то, получив удар во второй раз, Джеймс вывихнул кисть. Но это было ещё не всё.

«Однажды во время съёмок моя рука была зажата под тяжёлой балкой, и кто-то дернул её в другом направлении. Мои связки порвались, и ключица оторвалась от лопатки. Я уронил балку на землю и упал головой в песок. Эта сцена осталась в фильме... Ближе к концу картины Иисусу «вырывают» плечо. Что ж, теперь я знаю, каково это», - говорил актёр. В тот день, когда снималась сцена, где Кэвизел висел на кресте, в него и вовсе ударила молния, но всё обошлось - актёр не получил никаких повреждений.

Кстати, в сцене крестного пути Христа зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кэвизела. Мел Гибсон решил обойтись без компьютерной графики и воспользовался лишь помощью гримёров. Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения - он их действительно испытывал. Крест, который актёр нёс на Голгофу, не был бутафорским — он весил около 70 кг.В одной из сцен падения актёры-римляне должны были поймать крест, но не успели этого сделать, так что конструкция едва не раздавила Кэвизелу голову.

Отдельной сложностью была поза распятого. Даже имея хорошую физическую подготовку, Джеймс вспоминает, что мог продержаться на кресте не более 8-10 минут. К тому же актёр едва не получил обморожение, так как натурные съёмки проходили осенью - зимой, и в то время, как вся группа была одета в куртки, Кэвизел оставался практически голым. Часто ему становилось настолько холодно, что он не мог говорить - его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он мог шевелить губами. После завершения работ над фильмом Кэвизел в течение пяти месяцев страдал от гипотермии (состояние организма, при котором температура тела падает ниже, чем требуется для поддержания нормального обмена веществ и функционирования), в результате чего ему была сделана операция на сердце.

«Во время съёмок я всегда раздумывал о Слове Божьем, молился... Я хотел всё пережить, и Господь дал мне эту возможность... Моя роль родилась в страданиях; благодаря страданиям меняются наши жизни», - так говорил актёр в интервью. Кстати, в 2016 году стало известно, что Мел Гибсон совместно со сценаристом Рэндаллом Уоллесом приступил к работе над сценарием сиквела «Страстей Христовых» - «Воскресение Христа». Тогда же Джеймс Кэвизел подтвердил, что вернётся к своей роли Иисуса в продолжении фильма, который планируется к выходу в 2025 году.

Самым первым Иисуса Христа в кино сыграл актёр Джордан Виллошко - в американском фильме 1897 года
«Инсценировка страданий Христа в
Горжице». Затем в 1927 году вышел первый полнометражный фильм о Христе «Царь Царей», где главную роль сыграла звезда немого кино Генри Уорнер. Перед съёмками ему пришлось подписать контракт, в котором главным условием работы был отказ от публичных действий, «бросающих тень» на его персонажа, причём к «неподобающему поведению» отнесли даже игру в теннис. «Перед каждым съёмочным днём меня гримировали, - вспоминал актёра, - а потом везли на площадку в машине с непрозрачными стёклами. Степень ответственности была так высока, что я даже начал выпивать в одиночестве». Несмотря на коммерческий успех фильма, многие критики разнесли его в пух и прах, считая, что «Христос в исполнении Уорнера излишне подобен иконе, а фильм иногда превращается просто в иллюстрацию».

С похожими трудностями столкнулся и актёр Макс фон Сюдов, который сыграл Христа в фильме «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» в 1965 году. Съёмки продолжались почти год, и актёр жаловался на то, что за это время люди словно начали ожидать от него в жизни какого-то другого поведения, даже друзья стали вести себя отстранённо. В целом ему понадобилось восемь месяцев, чтобы после этой невероятно сложной и ответственной роли «вернуться в себя».

Для испанского студента Энрике Ирасоки роль Христа в фильме «Евангелие от Матфея» стала дебютной в кино. Несмотря на то, что он не был профессиональным актёром, фильм-классика итальянского кино Пьера Паоло Пазолини признали одной из самых впечатляющих работ об Иисусе Христе. После этого Энрике сыграл ещё две роли и ушёл из кино. Он занимался экономикой и филологией и стал известным шахматистом.

Одной из канонических версий библейской истории с общепринятой интерпретацией образа Христа называют фильм легендарного режиссёра Франко Дзефирелли «Иисус из Назарета» 1977 года. Главная роль в нём досталась актёру Роберту Пауэллу, который так удачно справился со своей задачей, что, говорят, Ватикан даже предлагал ему деньги за то, чтобы он больше нигде не снимался. Правда, актёр отверг это предложение и построил успешную кинокарьеру. А об этой своей работе он позже говорил так: «Роль Иисуса - одна из тех, про которую ты думаешь: «Хоть бы предложили!» Но если уже предложили, это тот творческий вызов для актёра, который нельзя не принять».

В экранизации знаменитой рок-оперы
«Иисус Христос - суперзвезда» в 1973 году главную роль сыграл рок-музыкант, композитор и певец Тед Нили. Изначально он проходил пробы на роль Иуды, но в результате получил роль Христа.Сам он рассказывал, что опоздал на кастинг и решил приехать в костюме и гриме Мессии прямо в отель к режиссёру и так его впечатлил, что тут же был утверждён! Интересно, что изначально идея представить библейский сюжет в жанре рок-оперы многим казалась кощунством, но эта постановка была настолько популярной, что до сих пор идёт на сценах театров мира, а сам Тед Нили за эту роль был номинирован на «Золотой глобус».

Одним из самых скандальных в этой тематике стал фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе. Режиссёр предложил свою, оригинальную, интерпретацию библейского сюжета - размышление о том, какой могла бы стать земная жизнь Христа, если бы он остался в живых и обзавёлся семьёй. Церковь не раз пыталась запретить этот фильм к показу, а на режиссёра и актёра, сыгравшего главную роль (Уиллема Дефо), обрушилась гневная критика верующих. Столь вольную трактовку Нового Завета они называли откровенной ересью, хотя в начале фильма было предупреждение о том, что он не претендует на статус экранизации
Евангелия. Позже Дефо говорил, что только удивительная наглость позволила ему тогда полагать, что он справится с ролью Христа - до этого он играл в кино одних негодяев. Однако актёр действительно справился, хотя за эту работу едва не поплатился здоровьем: для того, чтобы его взгляд был более выразительным, гримёры применяли капли, расширяющие зрачки, и однажды Дефо ослеп на три дня. К счастью, позже зрение восстановилось.

Одним из первых российских актёров, воплотивших на экране роль Христа, стал Николай Бурляев - в фильме Юрия Кары по роману «Мастер и Маргарита». Собственно, фильм этот, снятый в начале 90-х, долгие годы никто не видел: из-за разногласий режиссёра и продюсеров фильм пролежал на полке почти 20 лет. И только в 2011 году он вышел в прокат в сокращённой версии.

Николай Бурляев говорить об этой роли не любит. Рассказывал лишь то, что работалось ему над образом Иешуа празднично, спокойно, «состояние души было молитвенно-возвышенное, я испытал то, что называется ощущением гармонии». Все сцены с Иешуа и Понтием Пилатом снимались на Святой земле. «И работалось мне там поразительно легко, как ни над одной ролью, - вспоминал Бурляев. - Конечно, приходилось преодолевать себя, я постился, молился, жил уединённо от группы, стараясь, чтобы суетный мир не вторгался в мою жизнь во время съёмок. Трижды был у Гроба Господня, там же в одно из посещений был причащён и благословлён на этот труд. И сейчас, глядя на экран, не ощущаю, что это я, мне трудно даже осознать, кто передо мной, у меня не было такого отношения ни к одной роли. … Несмотря на то, что роль Иешуа - лучшее, что я сделал в кино, сегодня я бы не взялся за эту работу, потому что понимаю - правы те, кто считает, что прикасаться к этому образу грешные люди не должны».

Точно так же считает и актёр Сергей Безруков, сыгравший Иешуа в «Мастере и Маргарите» 2005 года. В одном из интервью Безруков говорил: «Сыграть Иисуса Христа невозможно. Более того - это не под силу ни одному актёру на земле, ибо все мы - простые смертные люди, а он был Богочеловеком... Единственное - мы можем лишь попытаться сыграть наше представление о нём. … Наверное, это была моя самая сложная роль. Это жуткие ощущения… Висишь на кресте, руки привязаны колючими верёвками, и запястья стянуты очень больно. Нельзя шевельнуться, чтобы хоть как-то облегчить боль и неудобство. А тут ещё, ради эффекта ливня, поливают из двух брандспойтов пожарные машины, а самолётные винты создают мощный ветер. И так несколько часов. Струи воды бьют прямо по сердцу. Я искренне плакал…»

Комментарии