Воспоминания старого моряка, в прошлом судового механика рыболовного флота.

Часть 4.
Рыболовным траулерам за 180 суточный промысел несколько раз приходится бункероваться топливом. Для этого через руководство рыбопромысловых объединений фрахтовали танкера, закупали топливо как в союзе так за рубежом и они развозили его по промыслам. В основном танкера были с юга страны, и первый груз получали из своей страны. Потом чтобы не гнать танкер далеко он бункеровался в ближайших портах Африки. Тут и появлялись возможности нагреть руки и пополнить карман за счёт промысловиков. Пришло время бункеровки и нам, в районе промысла Гвинея-Бисау. Мы почти были пустые, и требовалось 300тонн дизельного топлива. Пришел танкер к нам, и подошла очередь и нам на бункеровку. Давали, как заказали - 300тонн. Подошли к танкеру подсоединились, начали приемку. Я как ответственный за приемку, производил замеры и брал пробы дизельного топлива. После приёма более 200 тонн, при взятии очередной пробы, я обнаружил, что по шлангу вместо топлива идёт чистая вода. Доложил на мостик и попросил прекратить приёмку с танкера и выяснить, почему вместо топлива идёт вода. После переговоров танкера с начальником экспедиции этого района, с танкера подачу воды вместо топлива не прекратили и передали, что этого не может быть. Так до конца, не смотря мои дикие крики и нехороши разные слова, танкер дал мне на борт в топливные танки около 100 тонн воды. Я отказался подписывать всякие документы. Старший механик тоже был не своей тарелке. Как потом нам сообщили другие траулера, тоже получили свою порцию воды вместо топлива. Теперь у меня была проблема, как отделить воду от топлива и чтобы не заклинило топливную аппаратуру на двигателях. В общем, у меня надолго появилось проблема. У старшего механика тоже. Эту воду надо было, как-то списать как топливо. Потом мне опытные люди объяснили, как и кто имеет от недолива топлива траулера. Если первый груз танкер брал дома полностью, то второй и последующий груз топлива берут в африканских портах. При бункеровке в африканских портах, танкер берет примерно 10 000 тонн. По предварительном сговоре с заправщиками топлива и их начальством, принимают только 9 000 тонн, а оформляют все 10 000 тонн по документам. Там, на заправочном причале висели расценки, что 1 тонна топлива, при его недоборе при бункеровке, тут же платят от 50 до 70% наличными в международной валюте сразу. И многие наши суда, особенно танкера, активно пользовались этим в ущерб промысловикам. Особенно этим славились танкера южной республики нашей страны. А я всё удивлялся при заходе на отдых на Канарах, и всё считал, как лучше потратить свои копейки и больше купить для дома и семьи. Тут же наши соотечественники, махая пачками валюты, скупали все, что попадало на глаза целыми магазинами. Потом мне открыли глаза, откуда у них такие деньги. Нам же надо было, как-то списывать эту воду как топливо, а иначе механики теряли хорошие деньги в виде премии за экономию топлива. Мой старший механик был ушлый в этих вопросах, и мы вместе при заходе на отдых на Канары, пошли на блошиный рынок, где торговали разным не нужным, для местных жителей, барахлом. Там мы нашли и купили какую-то старую монету и отдали её инженеру, который проверяет в конторе расход и экономию топлива и получили нужное заключение, что в рейсе у нас всё нормально и даже была экономия топлива на 5 % и мы получили свою премию. Вот так и все счастливы. Кто больше, а кто меньше, и в основном за чужой счёт и прикрывали всё это государственные чиновники за откат в праведном государстве, как нас заверяли в Советском Союзе.
Это то, что я знал, и непосредственно меня касалось.
Была уже половина рейса, и всё наладилось. Народ втянулся в работу, и механизмы стали меньше ломаться. Женский персонал нашел своих бой-френдов, и если раньше сожительство в рейсе объявлялось как намерение создание новой семьи, приятно было видеть мужа в возрасте 23 лет и жену, которая могла получить по возрасту пенсионную книжку по старости после рейса. После того, как в стране объявили перестройку, женский персонал перестал объявлять о своём будущем замужестве, и имели по несколько «близких друзей», которые по окончании рейса отстёгивали часть своей валюты на память. В моей памяти до сих пор стоит уборщица, которая возвращалась домой с тремя шубами и валютой, наверно больше чем у капитана.
Хорошо пользовались наши женщины в Африке, в совместных рейсах, где участвовали по обработки рыбы местные жители. Все были счастливы, зарабатывали деньги как могли. К середине рейса спиртное на судне у всех заканчивались, и кто мог, уже брал у артельщика сахар и дрожи, который заведовал продуктами, и имея укромный тёплый угол, ставил свою брагу. Это так же зависело от замполита. Обычно они были не против, если их угощали, и прикрывали глаза на такие нарушения. Теперь для истории объясню, кто такие были замполиты на судах. Они считались первые помощники капитана. Должны были следить за настроением экипажа. А также о политическом настроении и воспитательной работой в духе преданности своей стране и КПСС. Также докладывать, в основном наверх, в КГБ, об антисоветских настроениях. В первые помощники попадали бывшие политработники в основном из ВМФ. Также брали из плавсостава в основном из тех, кто в своей специальности показал свою полную профнепригодность, но состоял коммунистической партии и язык до колена. Например, если ты штурман, и в тридцать лет всё ещё ходишь в четвёртых штурманах, вместе с восемнадцатилетними штурманами, и ты член КПСС - тебе дорога в первые помощники капитана. Такого «специалиста» посылают на шесть месяцев на курсы первых помощников капитана. И он после курсов может руководить людьми и поучать. Туда попадали и механики и радисты и даже электрики, которые не могли вкрутить лампочку, но были в КПСС, могли после курсов занять высокую должность на судне. Я неоднократно встречался с такими. Из 100 помполитов на судно нормальных людей, с которыми можно было общаться, было не больше 5. Зато они в рейсе почти все были любители за чужой счёт выпить, а некоторые весь рейс спали или «керосинили», а в конце рейса начинали поучать, как правильно жить. Основная работа для первого помощника капитана начинались перед заходом на отдых, в основном в конце рейса, а иногда и середине. Обычно в районе Африки суда заходили на Канарские острова, где товары были разнообразные и более менее не дорогие. Опытные члены экипажа которые неоднократно бывали там, рассказывали, что и где купить народу, кто первый раз вышел в море и первый раз заходил в иностранный порт. Чем было ближе окончание рейса тем больше было разговоров о заходе. Особенно если на судне находили цветные проспекты о магазинах, что и сколько стоило. Некоторые даже составляли списки, что нужно купить, которые почти всегда не выполнялись. Вот появилось официальное сообщение, что идём на отдых на Канары, и всё на судне закрутилось по подготовке к заходу. Самая главная задача была у первого помощника капитана, который должен составить список групп, которые выходить в город.
Даю разъяснения, как советские моряки должны выходить в иностранных портах в город. Советские моряки могли гулять и делать покупки только группами. В группе обязательно должен присутствовать лицо командного состава, который назначался старшим группы и отвечал за всё. Как и что покупали в группе, также не допускать распада группы. Все должны в группе, от 3 до 5 моряков вместе ходить в магазины, рынки и даже в туалеты. По этим группам можно было за границей определить, что гуляют советские моряки. Самое страшное для старшего группы, если кто из его группы решал остаться за границей. У моего друга в Канаде, решил, остался за границей матрос. Сколько потом неприятностей свалилось на него, но он ещё легко отделался, и его на год лишили визы с лишением премии за рейс. Обычно в этом случае пожизненно за границу не пускали, и человек уходил с флота, потому что основной заработок был в валюте. Обычно за границей редко оставались наши моряки, запуганные пропагандой, как они там плохо будут жить и репрессиями в отношении своих семей. Только в конце 80 и начале 90 годов было много моряков которые оставалось за границей и некоторые конторы даже отменяли заходы в иностранные порты.
Теперь немного как проходил отдых в порту захода. После схода на берег моряков, почти все шли попить пивка. Пиво, которое почти всегда было с хной, очень ударяло в голову. После такой заправки из головы вылетали все предварительные желания, и валюта тратилась как на спиртное, так и на вещи не очень нужные. Почти все группы возвращались на судно хорошо загруженные спиртным, хотя это было запрещено. Ближе к вечеру все группы вернулись с города и 95% попили пивка и некоторые покрепче. Не смотря на запрет почти все «затарились» спиртным. В основном народ на ужин не пошел, все группами сидели по каютам и снимали стресс и делились впечатлениями. Автор этих строк тоже бывало участвовал в этих посиделках. Поскольку движки в машинном отделении работали, то вахтенные механики обеспечивали присутствие своих подчиненных на рабочих местах. Ближе к 00 часам почти все успокоились и только вахтенные бродили в ожидании своей смены. Обычно ни каких инцидентов при заходе не бывало. Часто моряки, что весь рейс конфликтовали весь рейс, при заходе мирно сидели в одной компании и делились впечатлениями. На следующий день подъём был для экипажа тяжеловат, но более запасливые моряки оставляли немного на опохмелку. Народ с утра проснулся, кто опохмелился, кто нет, полезли смотреть, что вчера купили, поскольку в основном было не до покупок. Для многих было много сюрпризов, когда распаковали свои покупки и посчитали остатки денег. Не смотря не на что, моряки собирались снова в город с твёрдым намереньем больше не употреблять спиртное в городе, что не всегда выполнялось.
Мы будем продолжать рейс что бы более полно описать весь быт и жизнь на судне в течение 180 суток. Было бы не полностью описывать жизнь рыболовного судна, не рассказав о животных на судне, которые присутствовали на судне во время рейса. К постоянным жителям судна относились тараканы и крысы. Разница была только в количестве. Не какие действия по уничтожения на судах этой живности не помогали. Просто их становилось меньше и при работе в тёплых странах быстро увеличивались количестве, будто никогда их не уничтожали. Приходилось в каждой отдельной каюте бороться с ними. На тараканов ставили бутылки и банки, куда положили на дно хлеб, а верхние края обмазывали маслом. Тараканы толпами шли в банки, выбраться не могли и без воды быстро умирали. Как набиралось пол ёмкости, её высыпали за борт или просто выкидывали ёмкость за борт.
С крысами было сложнее. К отраве они быстро привыкали, только толстели. Радости мало было, когда спал, чувствовать, что по тебе бегает что-то живое, и иногда кусало. Лично я по совету опытных людей все отверстия забил стружкой металлической с токарного станка. До конца рейса ко мне эти гости не заходили. Также, очень часто заводили более привычных животных, как собак и кошек, но тут проблема, что при заходе в порт как европейский, так и американский, требовалось на каждое животное предъявлять сертификат с отметками прививок. Поэтому животные бывали на борту нелегально и при заходе в порт прятались. Хотя это не всегда помогало. Как-то на одном из рыболовных траулеров, где работал автор этих строк, в рейсе оказалась собака, которая забежала на борт в одном из Африканских портов, где находился на подмене траулер. Собака оказалась сучкой и огуленной, в рейсе ощенилась потомством. Большее количество щенков раздали по рыболовным судам на промысле, оставив мать с одним кобелём. За рейс щенок вырос, больше мамаши и по окончании рейса возник вопрос, что делать с собаками. Выкинуть за борт не обсуждалось, не у кого не поднималась рука. Поскольку заход на отдых планировалось в Абердин, что в Шотландии, были бы для капитана большие проблемы при заходе. В Великобритании было очень строго с незарегистрированными животными, могли наложить большой штраф. На траулерах есть место, куда по доброй воле никто не ходил, кроме механика-наладчика и двух мукомолов, которые там работали. Представьте себе место, где перерабатывается паром рыба и отходы рыбные не первой свежести в течении рейса. Этот запах сбивал с ног любого новичка. Особенно тяжело там работать в Африке.
В общем, дам развернутое разъяснение, что это такое. Мукомолы и механик-наладчик живут всегда в отдельных каютах. Им по окончании смены как бы ни было плохо на судне с пресной водой, всегда разрешали мыться. Но душок от них был всегда, что даже есть они, садились отдельно. По окончании рейса можно просто определить, кто работал в мукомолке.
Так при заходе в Абердин капитан решил собак закрыть в мукомолке, а туда нормальный человек по доброй воле не пойдёт. Зашли в Абердин, где-то в обед, и поскольку многие бывали там, на отдыхе, знали, что суда особо не осматривали, быстро оформляли документы, экипаж шел в город на отдых. Но тут что-то не сработало, и местные портовые власти решили проверить рыболовный траулер на наркотики. Для ускорения поиска наркотиков решили привлечь специальных обученных собак, которых привели на судно. Однако тут произошла накладка, которую никто не мог предусмотреть. Приведённые собаки были мужской породы, а судовая собака женской. Капитан и его советчики не учли, что она пометила свое пребывание на судне везде. Приведённые кобели сразу учуяли присутствие «женской особы» и вместо того, что бы искать наркотики, начали искать сучку по рыболовному траулеру. Поскольку они говорить не умели и не могли об этом сообщить своим проводникам. Сами же проводники поняли активность собак, что траулер забит наркотиками и начали активно искать их. Собаки же упорно тянули таможенников на корму, где был вход в мукомолку. В общем, в этот день экипаж в город не попал, и к радости кобелей и таможенников через 10 часов обнаружили сучку. Был большой скандал, что не указали присутствие животных на борту.
Валентин. 2008 год. http://fishflot.ru/topic.php?forum=1&topic=26

Комментарии

Комментариев нет.