История грузовиков марки FTF, европейские силачи построенные на американских компонентах

О поставках американских грузовых автомобилей на европейскую землю мечтает не один человек. Огромные спальные кабины, мощные двигатели и максимально упрощенная конструкция - для многих любителей тяжелой автомобильной промышленности это не только отличительные черты американских машин, но и просто рецепт успеха, когда дело доходит до создания идеального грузовика. Проблема заключается в том, что американские грузовики никогда не строили большую карьеру в Европе, хотя бы потому, что они слишком велики. Ну хорошо, а если попытаться хотя бы двигаться в Европе по тому же американскому типу техники, сочетая ее с европейским кузовом? Вопреки внешнему виду, это может иметь смысл, как доказал в свое время производитель грузовиков FTF.

Вы не слышали никогда о FTF? Это не удивительно, ведь продукция этой компании действительно были действительно нишей и встреча их за пределами Бенилюкса граничила с чудом. Тем не менее, вы не должны волноваться – это будет не скучная статья о марке, которое на самом деле никого не волнует, но увлекательная, как раз европейско-американская история, которая завершилась не так давно. Чтобы не быть голословным, начну сразу с событий 1955 года. В то время голландская компания братьев Floor,занимается до сих пор строительством полуприцепов, начала предоставлять услуги для известной компании Mack. В ее задачи входило следующее – собирать в Голландии американские грузовики, которые затем доставлялись для местных потребителей, на территории Бенилюкса. Речь была о двух сериях – классической серии B, оборудованным двигателем перед кабиной, а также малой серии N с двигателем размещенным под кабиной. Серию B вы можете увидеть на картинке ниже.

Глядя на фотографию, трудно сомневаться - техника , собранная братьями Floor, была американской во всех отношениях. Тем не менее, покупателей на него хватало, и уже в конце 50-х годов на карте Нидерландов выросло несколько компаний, которые препятствовали свой флот именно на американских Mack. Их особенно ценили предприятия связанные со строительной отраслью, и среди них были перевозчики специализирующиеся на транспортировке кирпичей. Сильные и прочные "американцы" успешно возили очень тяжелые грузы, используя при этом характерные сооружения с чем-то вроде миниатюрного крана. И так до 1964 братья Floor собирали очередные американские грузовики для европейских клиентов, когда вдруг сотрудничество с компанией Mack закончилось. Причина была необычной, как и подобает этой истории - Mack ушел из Нидерландов и переехал во Францию. Все потому, что Американцы взяли французскую компанию Bernard, занимающуюся производством грузовиков, получив тем самым в распоряжение его фабрику. И так Mack начали собирать в столице багетов, в то время как братья пола остались на льду.

Незадолго до окончания сотрудничества с Mack голландская компания начала готовить новый завод по сборке грузовиков, а когда она была уже готова, не хватало продукта, который можно было бы в ней произвести. И именно тогда была основана марка Floor Truck Fabriek, сокращенно FTF, братья Floor заявили следующее - вместо того, чтобы собирать грузовики с тех частей, которые предоставит Mack, мы можем собирать их из частей, которые мы самостоятельно произведем. Как решили, так и сделали и уже на выставке RAI в 1966 году можно было увидеть первый продукт бренда FTF. Внешне он выглядел как европейский грузовик, благодаря угловатой конструкции собственного производства братьев. Под этой кабиной ждала типично американская техника – привод обеспечивали невероятно мощные по тем временам двигатели Detroit Diesel V6 и V8, двухтактным циклом работы и мощности соответственно 238 и 318 л.с., оси произвела компания Timken-Rockwell и даже подвеска и приводные валы пришли из Америки, от фирмы Hendrickson и Spicer. Американской была так же и коробка передач, которая что интересно, меняла передаточные числа в автоматическом режиме. Трудно не согласиться, что в 1966 году применение чего-то такого, в грузовике было действительно необычно, но у FTF на самом деле не было особого выбора – автоматическая Allison была единственно доступным вариантом в Европе для грузовиков, способным справиться с максимальным крутящим моментом двигателя Detroit Diesel 8V-71N.

Не было никакого интереса к новым продуктам Floor Truck Fabriek, которые были связаны с американской техникой, всегда привлекательной для голландцев. Поэтому, когда первые грузовики с логотипом FTF начали добираться до клиентов, компания Mack пришла к своему производителю. Уже в 1968 году выяснилось, что идея полностью переехать во Францию ​​не была удачной, и американцы снова начали распространять свои грузовики через компанию Brothers Floor. Они согласились на это предложение, и с 1968 года грузовики FTF и Mack продавались в одном месте, часто доходя до одних и тех же клиентов и даже конкурируя друг с другом. Стоит отметить, что в то же время машины марки FTF последовательно разрабатывались, получая в основном новую кабину. Над мощными американскими двигателями начали устанавливаться британские кабины Motor Panel, известные из продуктов марки ERF. В 1972 голландские военные заказали 39 грузовиков, оснащенные 12-цилиндровыми монстрами Detroit Diesel, приносящих немалую по тем временам мощность 475 л.с., в сочетании с полуавтоматическими трансмиссиями Allison. Нужно отметить, что в то время мало какие европейские грузовики достигали мощности 350 лошадей! Как звучали такие двухтактные V12.

В 1972 году дороги братьев Floor и Mack снова разошлись, на этот раз уже по очевидной причине. Постоянные усовершенствования моделей FTF, они были уже так хороши, особенно с точки зрения компаний, занимающихся транспортировкой сверхнормативных грузов, что продавать их под одной крышей с машинами фирмы Mack делала ненужную конкуренцию. Американцы нашли себе в Нидерландах другого партнера, а тем временем FTF готовил очередные новинки. Ладно, с этим словом “готовил” это я преувеличил, ведь FTF просто купил эти новые продукты. Продуктом собственного производства были только рамы, в то время как все остальное попадало в Нидерланды уже готовым, в основном из Америки. Уже в первой половине 70-х годов, Fuller согласился поставить механические коробки передач, в то время как к осям Rockwell присоединилась также продукция Eaton, а также некоторое количество австрийских осей марки Steyr. Стоит отметить, что в 70-х годах не было речи о массовом производстве в случае FTF. В начале 70-х годов была начата стандартизация конфигураций, основанная на текущих требованиях клиентов, все работы выполнялись вручную. У FTF не было вовсе амбиций стать производителем массовых грузовиков для универсального использования, так как большинство его клиентов, занималась крупногабаритными перевозками или строительством и нужны были именно машины “под заказ”.

В 80-х годах эта формула продолжала работать, и клиенты только увеличивались, особенно когда FTF пришел с обновленным предложением в новое десятилетие. Британский Motor Panel поставил новую кабину, известную также с грузовиков марки Foden и являющейся конструкцией действительно современной, в то время как Detroit Diesel предложил более мощные двигатели V6 и V8, которые привели к ликвидации из прайс-листов агрегаты V12. Конечно, по-прежнему были доступны двухтактные двигателя, из легендарной серии 92, которую по прочности можно было сравнить с танком. Со временем и эту серию 92 исключают из прайс-листов, меняют на большую новинка от Detroit Diesel, а именно на четырехтактный двигатель серии 60 оснащенный, внимание, полностью электронным управлением. Когда в конце 80-х что-то подобное попало под капот грузовиков FTF, это был один из самых современных моторов, доступных на всем континенте. Трудно поверить в факты, что вскоре после этого грузовики FTF перестали выпускаться...

В 90-е годы европейский рынок грузовых автомобилей вошел в совершенно новую форму. Заканчивалась тогда большая волна поглощений, банкротства и международной экспансии, на базе которого возникла “большая семерка” – группа мощных производителей с огромными бюджетами, умеющие в ассортименте предлажений клиенту все широко распространенные типы автомобилей. Хватало так же конструкции для тяжелого транспорта, и для этого европейские двигатели, наконец, догнали с точки зрения мощности американские конструкции, что поставило перед существующими потребителями транспортных средств FTF очень простой вопрос – зачем ждать долгие месяцы на ручную сборку из американских деталей, поскольку у соседнего дилера можно купить MAN F90 или Mercedes SK? Более того, у самого FTF также возникли некоторые проблемы с дизайном. Европа, которая двигалась к объединению, требовала новых исследований каждый раз и снова,все это стоила больших денег.

Быстро стало ясно, что американский грузовик из Нидерландов не дождется конца 90-х годов. Последний экземпляр выехал на дороги в 1995 году и по иронии судьбы это был самый обычный седельный тягач 4×2, для которого был прикреплен 13,6-метровый тент. Тем самым компания братьев Floor от производителя грузовиков и полуприцепов осталась производителем уже только последнего…

Необычный звук двухтактного двигателя V8 в сочетании с автоматической коробкой передач в 70-х можно услышать в следующем видео.

#разное

Комментарии

Комментариев нет.