Автоматизация звука «Ш» Этап 1: для постановки проблемного для ребёнка звука мы рекомендуем обратиться к логопеду. Логопед подберёт и научит правильно выполнять артикуляционные упражнения. Этап 2: данное логопедическое пособие предназначено для автоматизации уже поставленного звука. Сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука «ШШШ», затем слогов с этим звуком — ША, ШЭ, ШЫ, ШО, ШУ. Далее тренируем произношение слов с проблемным звуком. К постановке звука «Щ» приступают только после постановки звука «Ш». Предметные картинки со звуком «Ш» можно использовать для тренировки как слов, так и слогов. Для этого озвучивайте картинки так: «Ша-ша-ша, каша», «Аш-аш-аш, карандаш», «Ыш-ыш-ыш, камышь». Чтобы занятия не были скучными, можно рифмовать слова в фразы: «Ша-ша-ша, каша хороша» (подборка фраз и стихов ниже). Этап 3: автоматизация нового звука в стихах или рассказах — позволяет подготовить ребёнка к использованию отработанного звука в повседневной жизни. Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С — Ш, Ть — Ч) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребёнок вместо «Ш» произносил «С», постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук «С»). Если ребёнку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, Р и Ш), и если они встречаются в одном стихотворении, выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Ш ставили позже, чем Р, и звук Р уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения обоих звуков. Не стоит очень маленькому ребёнку давать стихи больше 8 строчек — малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях. Читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Совместное произношение будет мешать работе. Читая ребенку, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук, тем самым вы облегчите ребенку задачу: ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов. Не стоит специально заучивать стихи наизусть. Те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. Пусть это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука. Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «сова», «корова», «хорошо» — эти слова читаются так: «сАва, кАрова, хАрАшо». ___________________________________ Автоматизация звука «Ш»: КАМЫШИ Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше — это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша — выходи из камыша. Ше-ше-ше, ше-ше-ше — нет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что же шепчут камыши? МАМА Ша-ша-ша — мама моет малыша. Шо-шо-шо — моет очень хорошо. Ыш-ыш-ыш — будет чистым наш малыш. ПЛЯСОВАЯ Ша-ша-ша — наша Маша хороша. Шо-шо-шо — пляшет Маша хорошо. Шу-шу-шу — я для Маши попляшу. Ши-ши-ши — ну-ка, Маша, попляши. Ше-ше-ше — пляшем с радостью в душе. Я РИСУЮ Ши-ши-ши — у меня карандаши. Аш-аш-аш — нарисую я шалаш. Ыш-ыш-ыш — нарисую рядом мышь. Уш-уш-уш — у неё лукошко груш. Ши-ши-ши — груши очень хороши. Ша-ша-ша — у меня лапша. Шо-шо-шо — летом хорошо. Шу-шу-шу — я флажком машу. Шу-шу-шу — Мише я пишу. Ши-ши-ши — Миша с Машей малыши. Ши-ши-ши — наши дети хороши. Ша-ша-ша — уложили малыша. Шу-шу-шу — шапку новую ношу. Ши-ши-ши — поздравленье напиши. Ше-ше-ше — как прекрасно на душе. Аш-аш-аш — я достану карандаш. Ош-ош-ош — есть на кухне острый нож. Уш-уш-уш — починил сантехник душ. Ош-ош-ош — у меня на блузке брошь. Иш-иш-иш — за окном такая тишь. Ыш-ыш-ыш — на реке шумит камыш. Аш-аш-аш — мы построили шалаш. Шин-шин-шин — за окном шуршание шин. Шол-шол-шол — дождь покапал и прошёл. Шок-шок-шок — уронили мы горшок. Аша-аша-аша — это наша Маша. Ашка-ашка-ашка — на шкафу букашка. Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка. Ушка-ушка-ушка — Машина подушка. Ышка-ышка-ышка — вот шалунья мышка. Подборка речевого материала: учитель-логопед Дурнева Марина Алексеевна ___________________________________ В летнем душе две лягушки Лягушатам моют ушки. Хороши у бабушки Пышки и оладушки. В шалаше шуршали мышки, Шелушили мышки шишки. На опушке две букашки Поиграть решили в шашки. Крошечные шашечки Тащат две букашечки. Башмачки и башмаки Любят длинные шнурки. Башмаки легко обуешь И шнуруешь, и шнуруешь. Кукушка кукушонку Варила кашу-пшёнку. Кукушонок кушал ложкой Кашу пшенную из плошки. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон! В темноте шумел камыш. Кошка думала, что мышь. Прибежала в камыши, В камышах нет ни души. Сшил мишутка шубки мышкам, Чтоб не зябли мышки слишком. Хороша швея Наташа: Шила шубку — сшила юбку. Шила шапку — сшила тапку. Буква Ш в таких словах: Школа, шест, шарада, шах. Букву Ш я написала: Три шеста и снизу шпала. Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. ________________________ Буква Ш совсем простая, Как забор стоит, прямая, Но шипит, шумит, шуршит, Шепеляво говорит, Будто выпало два зуба, Как её учить я буду? В. Аношина ________________________ Буква Ш — шипящая, Иногда — шуршащая, Часто — шелестящая, Изредка — шкварчащая. С. Иванов ________________________ До чего же хороша И полезна буква Ш! Без неё ты даже кашей Не накормишь малыша. Не поедешь, не пойдёшь, Не поешь и не попьёшь, На гармошке не сыграешь И частушки не споёшь. Не сумеешь шапку сшить, Поспешить и рассмешить! Что ж, давайте не спеша, Мы напишем букву Ш! Н. Манжос ________________________ На столе лежали пышки, А в углу играли мышки. Если б не были здесь мышки, Были б целы эти пышки. Тише, тише, тише, тише, Шелестят на крыше мыши, Под мышиным серым флагом Маршируют шаг за шагом. ________________________ Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Т. Дергунова ________________________ Змея шипит, шипит, шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше. Т. Чудинова ________________________ Шишка упала на мишку, Мишка подумал: «Глупышка!» А шишка подумала: «Мишка! Нельзя обижаться на шишку!» С. Крупа-Шушарина ________________________ Мышь лазит в шкаф исподтишка. В шкафу мешок и два горшка. В горшках пшеница и пшено, В мешке лапша. В шкафу темно. И. Плохих ________________________ Шмель шнырял, шуршал в шалфее, Шмель ужасный шум затеял, Столько дел он натворил — Даже шершня разбудил. А. Пудваль ________________________ Шмель и шершень шумно жили, На машинке швейной шили Шубки, шапочки, штаны Небывалой ширины. В. Кожевников ________________________ Кот Шалун сидит на шторе, Потому что Маша в школе. Будет Маша после школы Штопать шёлковые шторы. Петушок нашёл мешок, А в мешке лежал горшок. А в горшке — горошек И немножко крошек. У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку И накормила кошку. Мыши шили шубы, шали, Им мышата не мешали: Обучают малышей В новой школе для мышей. В камыше у шалаша Мышки пишут букву «Ша». Что за шёпот, шум, смешок? Кто не пишет — марш в мешок! ________________________ МЫШОНОК И МЫШКА (шепталка) Мышонку мама-мышка Шептала: — Шалунишка! Шумишь, шуршишь, болтаешь! Ты маме шить мешаешь! А я, — шептала мышка, — Подушку шью, малышка! В подушке не пушинки, А шутки и смешинки. Поешь пшена немножко И спать ложись, мой крошка. Лишь голову положишь — Во сне увидеть сможешь То, что шепнёт на ушко Волшебная подушка. И. Лопухина ________________________ МЫШКИ ПРЯЛИ У ОКОШКА Мышки пряли у окошка. Вдруг стучится к мышкам кошка: — Что вы шьёте там, малышки? — Шьём рубашки и штанишки. — Я вам буду помогать! Буду нитки отгрызать! — Ну, уж нет, не проведёшь! — Ты самих нас загрызёшь! — Ну, тогда я буду шить! — Шей, но в дом — не заходить! И. Родин, из книги «Рифмы матушки Гусыни» ________________________ ЧТО ЗА ШУТКИ? Барашки! Барашки! Барашки на речке! — Какие барашки? Сказали овечки.— Какие барашки? Ну где они, где? БАРАШКИ Не могут Ходить по воде... Но пенятся, Пенятся Волны-кудряшки. На речке Барашки! Барашки! Барашки! А. Шибаев ________________________ МЫШОНОК И МЫШЬ Мышонку шепчет мышь: — Ты все шуршишь, не спишь! Мышонок шепчет мыши: — Шуршать я буду тише. А. Капралова ________________________ МЫШЬ КАК МЫШЬ Мышь как мышь, Сама с вершок! Влезла мышка на мешок. Позвала к себе мышат. Пусть крупою пошуршат! Пошуршать бы пошуршали! Только кошки помешали... Г. Лагздынь ________________________ ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА. Ш Шляпа шапке говорит: — У тебя кошмарный вид! Посмотри, мои поля — Широки, словно земля. Шепчет шапка ей в ответ: Хороша ты, спору нет! Шаль, в комоде что лежит, Всё ж красой тебя затмит. Тут мышь из шкафа мчится с визгом: — Я дырку в шали той прогрызла! Г. Терешкова ________________________ ДЕТСКАЯ АЗБУКА. Ш Я спрошу у малыша: «Что у нас на букву Ш?» Он ответит: «Знаю, папа: Школа, шарики и шляпа». А. Манфиш ________________________ ИРИНКИНА АЗБУКА. Ш Ш — это Штанга, силачам Поднять её легко. Мой брат шесть раз поднял меня, Как штангу, высоко! Т. Логачева ________________________ ШУРШАЩАЯ ПЕСНЯ Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. А там тихо-онечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат… Но все вокруг возмущены: — Как расшуршались шалуны! Шуршат на малышей кусты. Шуршат им с дерева листы. Шуршит рассерженный камыш. И дождь шуршит, И мама-мышь, Весь лес шуршит им: — Шалуны, Не нарушайте тишины! Но их не слышат шесть мышат. Давно мышата не шуршат. Они легли пораньше спать, Чтоб не мешать Большим ШУРШАТЬ! А. Усачёв ________________________ КОШКИН ВАГОН Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек: Восемь окон — восемь кошек. Просят у проводника Восемь плошек молока. Проводник Гав-гав смущён: Вход собакам запрещён! А. Строило ________________________ Шорох, шептанье, Шумок под окном, Шлёпа лёгкое... Кто это — гном? Шшш! Там за шторами, возле окна Шустрым мышонком шуршит тишина. В. Лунин ___________________________________
💝Детские песни игры стихи сказки книги для детей
УРОКИ ЛОГОПЕДА
Автоматизация звука «Ш»
Этап 1: для постановки проблемного для ребёнка звука мы рекомендуем обратиться к логопеду. Логопед подберёт и научит правильно выполнять артикуляционные упражнения.
Этап 2: данное логопедическое пособие предназначено для автоматизации уже поставленного звука. Сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука «ШШШ», затем слогов с этим звуком — ША, ШЭ, ШЫ, ШО, ШУ. Далее тренируем произношение слов с проблемным звуком.
К постановке звука «Щ» приступают только после постановки звука «Ш».
Предметные картинки со звуком «Ш» можно использовать для тренировки как слов, так и слогов. Для этого озвучивайте картинки так: «Ша-ша-ша, каша», «Аш-аш-аш, карандаш», «Ыш-ыш-ыш, камышь». Чтобы занятия не были скучными, можно рифмовать слова в фразы: «Ша-ша-ша, каша хороша» (подборка фраз и стихов ниже).
Этап 3: автоматизация нового звука в стихах или рассказах — позволяет подготовить ребёнка к использованию отработанного звука в повседневной жизни.
Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С — Ш, Ть — Ч) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребёнок вместо «Ш» произносил «С», постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук «С»).
Если ребёнку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, Р и Ш), и если они встречаются в одном стихотворении, выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Ш ставили позже, чем Р, и звук Р уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения обоих звуков.
Не стоит очень маленькому ребёнку давать стихи больше 8 строчек — малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях.
Читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Совместное произношение будет мешать работе. Читая ребенку, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук, тем самым вы облегчите ребенку задачу: ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
Не стоит специально заучивать стихи наизусть. Те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. Пусть это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.
Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «сова», «корова», «хорошо» — эти слова читаются так: «сАва, кАрова, хАрАшо».
___________________________________
Автоматизация звука «Ш»:
КАМЫШИ
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что же шепчут камыши?
МАМА
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шо-шо-шо — моет очень хорошо.
Ыш-ыш-ыш — будет чистым наш малыш.
ПЛЯСОВАЯ
Ша-ша-ша — наша Маша хороша.
Шо-шо-шо — пляшет Маша хорошо.
Шу-шу-шу — я для Маши попляшу.
Ши-ши-ши — ну-ка, Маша, попляши.
Ше-ше-ше — пляшем с радостью в душе.
Я РИСУЮ
Ши-ши-ши — у меня карандаши.
Аш-аш-аш — нарисую я шалаш.
Ыш-ыш-ыш — нарисую рядом мышь.
Уш-уш-уш — у неё лукошко груш.
Ши-ши-ши — груши очень хороши.
Ша-ша-ша — у меня лапша.
Шо-шо-шо — летом хорошо.
Шу-шу-шу — я флажком машу.
Шу-шу-шу — Мише я пишу.
Ши-ши-ши — Миша с Машей малыши.
Ши-ши-ши — наши дети хороши.
Ша-ша-ша — уложили малыша.
Шу-шу-шу — шапку новую ношу.
Ши-ши-ши — поздравленье напиши.
Ше-ше-ше — как прекрасно на душе.
Аш-аш-аш — я достану карандаш.
Ош-ош-ош — есть на кухне острый нож.
Уш-уш-уш — починил сантехник душ.
Ош-ош-ош — у меня на блузке брошь.
Иш-иш-иш — за окном такая тишь.
Ыш-ыш-ыш — на реке шумит камыш.
Аш-аш-аш — мы построили шалаш.
Шин-шин-шин — за окном шуршание шин.
Шол-шол-шол — дождь покапал и прошёл.
Шок-шок-шок — уронили мы горшок.
Аша-аша-аша — это наша Маша.
Ашка-ашка-ашка — на шкафу букашка.
Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка — Машина подушка.
Ышка-ышка-ышка — вот шалунья мышка.
Подборка речевого материала: учитель-логопед Дурнева Марина Алексеевна
___________________________________
В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.
В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.
На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.
Башмачки и башмаки
Любят длинные шнурки.
Башмаки легко обуешь
И шнуруешь, и шнуруешь.
Кукушка кукушонку
Варила кашу-пшёнку.
Кукушонок кушал ложкой
Кашу пшенную из плошки.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
В темноте шумел камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши,
В камышах нет ни души.
Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
Хороша швея Наташа:
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
________________________
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но шипит, шумит, шуршит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
В. Аношина
________________________
Буква Ш — шипящая,
Иногда — шуршащая,
Часто — шелестящая,
Изредка — шкварчащая.
С. Иванов
________________________
До чего же хороша
И полезна буква Ш!
Без неё ты даже кашей
Не накормишь малыша.
Не поедешь, не пойдёшь,
Не поешь и не попьёшь,
На гармошке не сыграешь
И частушки не споёшь.
Не сумеешь шапку сшить,
Поспешить и рассмешить!
Что ж, давайте не спеша,
Мы напишем букву Ш!
Н. Манжос
________________________
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши,
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
________________________
Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Т. Дергунова
________________________
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.
Т. Чудинова
________________________
Шишка упала на мишку,
Мишка подумал: «Глупышка!»
А шишка подумала: «Мишка!
Нельзя обижаться на шишку!»
С. Крупа-Шушарина
________________________
Мышь лазит в шкаф исподтишка.
В шкафу мешок и два горшка.
В горшках пшеница и пшено,
В мешке лапша. В шкафу темно.
И. Плохих
________________________
Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял,
Столько дел он натворил —
Даже шершня разбудил.
А. Пудваль
________________________
Шмель и шершень шумно жили,
На машинке швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
В. Кожевников
________________________
Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шёлковые шторы.
Петушок нашёл мешок,
А в мешке лежал горшок.
А в горшке — горошек
И немножко крошек.
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.
Мыши шили шубы, шали,
Им мышата не мешали:
Обучают малышей
В новой школе для мышей.
В камыше у шалаша
Мышки пишут букву «Ша».
Что за шёпот, шум, смешок?
Кто не пишет — марш в мешок!
________________________
МЫШОНОК И МЫШКА (шепталка)
Мышонку мама-мышка
Шептала: — Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!
А я, — шептала мышка, —
Подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко
И спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь —
Во сне увидеть сможешь
То, что шепнёт на ушко
Волшебная подушка.
И. Лопухина
________________________
МЫШКИ ПРЯЛИ У ОКОШКА
Мышки пряли у окошка.
Вдруг стучится к мышкам кошка:
— Что вы шьёте там, малышки?
— Шьём рубашки и штанишки.
— Я вам буду помогать!
Буду нитки отгрызать!
— Ну, уж нет, не проведёшь!
— Ты самих нас загрызёшь!
— Ну, тогда я буду шить!
— Шей, но в дом — не заходить!
И. Родин, из книги «Рифмы матушки Гусыни»
________________________
ЧТО ЗА ШУТКИ?
Барашки! Барашки!
Барашки на речке!
— Какие барашки?
Сказали овечки.—
Какие барашки?
Ну где они, где?
БАРАШКИ
Не могут
Ходить по воде...
Но пенятся,
Пенятся
Волны-кудряшки.
На речке
Барашки!
Барашки!
Барашки!
А. Шибаев
________________________
МЫШОНОК И МЫШЬ
Мышонку шепчет мышь:
— Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише.
А. Капралова
________________________
МЫШЬ КАК МЫШЬ
Мышь как мышь,
Сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали...
Г. Лагздынь
________________________
ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА. Ш
Шляпа шапке говорит:
— У тебя кошмарный вид!
Посмотри, мои поля —
Широки, словно земля.
Шепчет шапка ей в ответ:
Хороша ты, спору нет!
Шаль, в комоде что лежит,
Всё ж красой тебя затмит.
Тут мышь из шкафа мчится с визгом:
— Я дырку в шали той прогрызла!
Г. Терешкова
________________________
ДЕТСКАЯ АЗБУКА. Ш
Я спрошу у малыша:
«Что у нас на букву Ш?»
Он ответит: «Знаю, папа:
Школа, шарики и шляпа».
А. Манфиш
________________________
ИРИНКИНА АЗБУКА. Ш
Ш — это Штанга, силачам
Поднять её легко.
Мой брат шесть раз поднял меня,
Как штангу, высоко!
Т. Логачева
________________________
ШУРШАЩАЯ ПЕСНЯ
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш,
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихо-онечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат…
Но все вокруг возмущены:
— Как расшуршались шалуны!
Шуршат на малышей кусты.
Шуршат им с дерева листы.
Шуршит рассерженный камыш.
И дождь шуршит,
И мама-мышь,
Весь лес шуршит им:
— Шалуны,
Не нарушайте тишины!
Но их не слышат шесть мышат.
Давно мышата не шуршат.
Они легли пораньше спать,
Чтоб не мешать
Большим
ШУРШАТЬ!
А. Усачёв
________________________
КОШКИН ВАГОН
Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек:
Восемь окон — восемь кошек.
Просят у проводника
Восемь плошек молока.
Проводник Гав-гав смущён:
Вход собакам запрещён!
А. Строило
________________________
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпа лёгкое...
Кто это — гном?
Шшш! Там за шторами, возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
В. Лунин
___________________________________