#Аэропорт

В марте начинался сезон ледовых аэродромов и сегодня рассказ Ильи Яковлевича Кобленца о постройке ВВП в походных условиях.
КАК ДИКСОНСКИЕ ГИДРОГРАФЫ БЫСТРО ДЕЛАЛИ ВПП ДЛЯ ЛЫЖНЫХ САМОЛЁТОВ «Ан-2» и «Ли-2». (мой пост из ФБ).
В семидесятые годы Диксонская гидробаза с целью доставки почты, свежих продуктов, запасных частей, а иногда и топлива периодически использовала лыжные самолёты «Ан-2» и «Ли-2». Заранее, зная о прибытии самолёта, отряд должен был обеспечить безопасную взлётно-посадочную полосу (ВПП) вблизи своей базы. Так как, часто лагерь базировался на ледовом припае, а на нём обычно имеются заструги и торосы, то нужно было их «выровнять». В каждом из отрядов существовал свой способ подготовки ВПП.
В гидроотряде № 2, работавшем в Гыданском и Енисейском заливах, где было много отличного леса плавника и балки отапливались дровами, хозгруппа делала заготовку этого леса на весь сезон порядка 80-90 шестиметровых брёвен. Эти брёвна, увязывались в связки по10-15 штук в зависимости от диаметра и перетаскивались вместе с лагерем, постепенно распиливаясь на дрова. Когда поступало сообщение о планировании «борта» в отряд, начальник выбирал место под ВПП и давал команду трактористам выровнять площадку определённых размеров. К трактору подцепляли две связки брёвен, которые при движении «утюжили» полосу шириной 20-25 метров, превращая все заструги и торосы в «крошку». После этого границы ВПП обозначались чёрными знаками из толи, и полоса была готова к приёму самолёта.
В гидроотряде № 1, который работал в Архипелаге Норденшельда такого обилия леса плавника не было, и поэтому у них был другой способ подготовки ВПП. А именно, в гидробазе для перевозки грузов использовались грузовые сани, с мощными бревенчатыми полозьями, «штевни», которых окованы толстыми стальными пластинами. Эти сани подцеплялись к одному или двум тракторам перпендикулярно направлению движения и полозьями сбивались торосы и заструги. Правда, лётчики, работавшие ещё в «Управлении Полярной Авиации», часто совершали посадку не на ВПП, а прямо на колею следа, «пропаханную» нашими санно-тракторными поездами.

Часто лёд в районах работ был всторошенный и место под ВВП приходилось подбирать и выравнивать, описанными способами.
В Г/О № 2 для выравнивания льда использовались связки из 10-15 брёвен. Одно из таких брёвен на снимке.
В Г/О № 1 лёд выравнивали вот такими грузовым санями (на заднем плане).
В легерь прилетело сразу два "Ан-2".
Здесь лёд без торосов и застругов.

Комментарии

  • 29 мар 2023 00:13
    три экспедиции по руководсвом ильи кобленца в гыданском заливе ледовый промер глубин76 -78
  • 12 апр 2023 09:23
    Николай , ну ты загнул насчёт глубин в Гыданском заливе . Ты бы лучше проконсультировался с одним из лучших Гидрографов в мире Ильюшей, я уверен ,что он с тобой бы не согласился.Но ты молодец загнул очень красиво. Уважением к знаменитому полярнику
  • 12 апр 2023 20:05
    76 -78 это годы а глубины сам мерил наибольшая 25 а так от 5 до 10 метров
  • 12 апр 2023 20:07
    я не знаменмтый ав почетный после диксона отработал на о кильдин еще 4 года обслуживал проходящие пассажирские суда