Древние города Средней Азии.

НАМАЗГА - Намазга́-Тепе́ или Намазга-Депе — остатки крупного энеолитического поселения на территории Туркмении V—II тысячелетий до н. э.
Намазга-тепе I (слой 2-й половины 5-го — начала 4-го тыс. до н. э.) характерны дома из сырцового кирпича, одиночные скорченные погребения, лепная расписная посуда, медные изделия, глиняные женские статуэтки. Жизнь была сосредоточена в сев. части поселения.
Намазга-тепе II (середина 4-го тыс. до н. э.) появляется посуда с двухцветной росписью,
Намазга-тепе III (конец 4-го — начало 3-го тыс. до н. э.) — с изображениями животных, имеющими аналогии в Иране (Сиалк, Гиссар).
Намазга-тепе IV (середине 3-го тыс. до н. э.) поселение увеличивается, занимая всю территорию, входит в употребление гончарный круг, распространяются плоские терракотовые фигурки женщин.
Намазга-тепе V (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.) — наивысший расцвет местной культуры: формируется городская Маргианская цивилизация, главными центрами которой были Намазга-тепе и Алтын-Тепе. Характерна нерасписная гончарная посуда, двухъярусные гончарные горны, медные и бронзовые литые изделия (ножи, кинжалы, зеркала), глиняные модели повозок. Открыты остатки многокомнатных домов, разделённых узкими улочками. Намазга-тепе этого времени наряду с Мундигаком и Шахри-сохте в Восточном Иране — один из важных центров городских цивилизаций, располагавшихся между Шумером и Индией.
Намазга-тепе VI (середине и 2-й половине 2-го тыс. до н. э.) наблюдается упадок культуры (площадь поселения сокращается, глиняные изделия грубеют), что можно связать с вторжением в Маргиану индоевропейских носителей андроновской либо срубной культур[1].
Термином «тепе» называют холмы, иногда огромные, состоящие из культурных напластований. Здесь некогда существовали поселения с глинобитными домами. Когда такие дома разрушались, люди не разбирали их, а выравнивали площадку и строили на ней дом. Поэтому уровень почвы здесь быстро повышался и образовывался холм. Тепе характерны не только для Средней Азии, но и для других районов глинобитного строительства, где люди долго жили на одном месте, например для Месопотамии, Кавказа. Наслоения Намазга-тепе образовали холм высотой в 32 м. Его напластования делят на шесть слоев, нумерация которых идет снизу вверх: внизу лежит первый слой, вверху — шестой.
САРАЗМ - это древнейшее поселение (IV—II тысячелетие до н. э.) расположенное в 15 км к западу от районного центра Пенджикент, на левом берегу реки Зеравшан. Большую историческую и культурную ценность представляют хорошо сохранившиеся дворцовые и культовые сооружения, общественные и жилые строения. На месте раскопок были найдены металлические и каменные изделия, а также многочисленные украшения изготовленные из драгоценных камней и обработанных морских раковин. Поселение расположено в пределах Бактрийско-Маргианского археологического комплекса. Разрушение поселения по времени совпадает с вторжением на эту территорию кочевых индо-иранских племён.
Название «Саразм» происходит от древнего таджикского слова «саризамин» (начало земли).
В 70-е годы XX века, когда велось освоение новых земель для вспашки, по всей республике, многие памятники оказались под угрозой исчезновения. На местоположении неизвестного ещё научному миру древнеземледельческого памятника Саразм также интенсивно шли работы по нивелировке земель. Колхозники и местное население часто находили во время работ антикварные вещи, такие как целые кувшинчики, бронзовые орудия, предметы украшений и пр., однако, в силу своей неосведомлённости, они не сообщали об этом в краеведческие музеи. Только в 1976 году один из жителей села Гурач, ветеран Великой Отечественной войны Ашурали Тайлонов решил рассказать о хранившемся у него в доме более 6 лет бронзовом топоре научному сотруднику Пенджикентской археологической базы Абдулоджону Исакову. Опытный археолог,
А. Исаков, занимавшийся уже несколько лет исследованием многих памятников Пенджикентского района, не теряя времени, сразу организовал разведывательные работы. В следующем году был заложен первый раскоп, где обнаружены строительные остатки, фрагменты гончарной и лепной керамики с росписью, зернотёрки и прочие предметы, относящиеся к эпохи неолита и бронзы. Таким образом, был открыт один из важных памятников эпохи протогородского зарождения на территории Средней Азии.
Под руководством А.Исакова на месте поселение Саразм велись стационарные археологические исследования, результаты которых опубликовывались в ежегодном издании «Археологические работы Таджикистана». В 1984 году образовалось советско-французская археологическая экспедиция во главе с А. Исаковым и сотрудником Центра археологических исследований Франции Р. Безенвальем. К этому времени по выявленным строительным остаткам и артефактам археолог А. Исаков установил период существования поселений: конец IV — начало II тыс. до н. э.
На основе стратиграфии раскопа 2, период существования саразмского поселения был разделен на четыре этапа - Саразм I, II, III, IV, соответствующие периодам III и IV Намазга-Тепе.
Таким образом, на месте поселения Саразм было раскопано более 10 000 м², и на основе артефактов установлено, что он был раннеземледельческим центром эпохи палеометалла (энеолит и раний бронзовый век). Здесь также развивались: ремесленное производство гончарных изделий, добыча и обработка металлургических руд, изготовление украшений из драгоценных и полудрагоценных самоцветов (добывающиеся в радиусе 100 км). Кроме всего стоит заметить, что саразмийцы имели торговые отношения с древними поселениями Южной Туркмении, Ирана, Белуджистана и др., что дало неповторимое своеобразие в становлении архитектурной и производственной культуры.
Несмотря на длительное исследование поселения, до сих пор имеется ряд нерешенных вопросов относительно абсолютной датировки его существования. Также открытым остается вопрос по горизонтальной стратиграфии строительных периодов. Например, исследованные объекты, а их на сегодняшний день 13, расположены на расстоянии от 25 до 150 метров друг от друга. Первоначально рельеф, на котором и образовалось само поселение, имел неравномерную структуру, однако, в отличие от многих других поселений эпохи энеолита и бронзового века, здесь расширение в течение 1 500 лет шло в основном горизонтально. Это позволило установить, что поселение Саразм занимало площадь более 100 гектар, что является нетипично огромным для того времени.
АНАУ - Первые следы пребывания человека на месте города относятся к III тысячелетию до н. э. История Анау насчитывает более 7 тыс. лет. Недалеко от современного города расположены руины древних поселений, относящихся к культуре Анау. Приблизительно эта цивилизация существовала в 5-1 тыс. до н.э. и являлась современницей шумерской цивилизации. Впервые о культуре Анау заговорили в 1904 году, когда американский археолог Рафаэль Пампелли наткнулся на остатки древних поселений в пустыне на юге Туркмении.
Полномасштабные раскопки начались лишь в 70-е годы, когда советские археологи сделали удивительное открытие: руины представляют собой не просто поселение, а систему нескольких поселений, разбросанных на территории в 161 км. Все здания внутри поселений находились в нескольких метрах друг от друга и представляли собой помещения от 100 до 150 метров в длину, разделённые на небольшие комнаты. Остатки сооружений и найденные предметы обихода позволяют говорить о том, что цивилизация Анау была одной из самых развитых на территории Средней Азии в древний период.
На территории поселения были найдены керамическая и фаянсовая посуда, костяные трубки, ножи и топорики с рукоятками в виде птиц. Все эти артефакты хранятся в различных музеях мира, в том числе и в музее города Анау. В некоторых сохранившихся домах на стенах еще можно различить полустёртые временем изображения людей с раскосыми глазами, а также различные орнаменты.
По некоторым археологическим данным цивилизация Анау была уничтожена кочевниками, пришедшими в центрально-азиатский регион в конце II тыс. до н.э., но уже в античный период (III в. до н.э.) недалеко от остатков древних поселений была построена крепость Анау, хорошо сохранившаяся и дошедшая до наших дней. Крепость представляет собой неправильную окружность, возвышающуюся на 10 метровом холме. Диаметр крепости около 300 м., а вокруг неё расположены остатки крепостных стен с башнями, а также засыпанный за несколько веков крепостной ров.
Ранние находки в крепости свидетельствуют о парфянском происхождении Анау, в VIII-XII веках крепость находилась в руках у арабов, а затем была разрушена монголами, но уже в конце XIII в. вновь восстановлена. В средние века крепость разрослась до небольшого города. До наших дней дошли лишь несколько старинных сооружений, самым известным из которых считается мечеть Сейид Джемалитдина. Эта средневековая мечеть была построена в XV веке, но в результате ашхабадского землетрясения она подверглась значительным разрушениям и сейчас предстаёт перед туристами в отреставрированном виде
АЛТЫН (Алтын-Депе) - городище бронзового века (2300—1900 годы до н. э.), обнаруженное на юго-западе Туркмении. Город возник на основе местной земледельческой общины. Он был обнесен крепостной стеной из кирпича-сырца. В центре поселения находился храм-зиккурат шумерского вида с изображением головы быка. Артефакты (изделия из слоновой кости, печати, фаянсовые бусы) свидетельствуют о тесных связях поселенцев с носителями Хараппской цивилизации. Глиняные статуэтки свидетельствуют о существовании колесного транспорта. При раскопках Алтын-Депе обнаружены знаки, напоминающие протоэламскую и протошумерскую пиктографию, а также хараппскую письменность. Культура поселения приходила в упадок без следов внешнего воздействия.
Жители поселения занимались поливным земледелием и скотоводством (в т.ч. и верблюдоводством). Сохраняла свое значение охота. Высокого мастерства достигало ремесло.
Антропологически жители Алтын-Депе были европеоидами средиземноморской расы.
Высказываются предположения о принадлежности создателей культуры к протодравидоидным языкам
САМАРКАНД (Мараканда) - один из древнейших городов мира, центр исторической области и государства Согдиана.
Современное название города — Самарканд — восходит к Smʼrknδh. Город в античной литературе известен также как Согдиана (согд) и Мараканда (греч). Гератский ученый историк и географ Хафизи Абру (XV век) объяснял название города как Шамарканд — «селение Шамара». Современные этимологи, признавая во второй части названия канд — «селение, город», первую часть объясняют из asmara — «камень».
Предполагают, что слово «Самарканд» происходит от тюркского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал ученый-энциклопедист Абу Райхан аль-Беруни, армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Темура Рюи Гонзалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя — «Симескинт», что значит «богатое селение».
Самарканд — один из древнейших существующих городов мира, основанный приблизительно в VIII веке до нашей эры. Он ровесник древнего Рима.
В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI в. до н. э. в священной книге зороастризма — Авесте.
Впервые упоминается под именем Мараканда в сочинениях римских и греческих историков - биографов Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом, в 329 г.днэ.
В IV—V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами.
В 567—658 годах Самарканд, будучи центром согдийского владения, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганата.
Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В ранних эпиграфических надписях древнетюркских каганов согдийский являлся официальным языком. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка. Например, «yttuku» — «посылать», «посольство», «bediz» — «резьба, орнамент» и другое.
В 712 году город был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом.
В 875−999 годах Самарканд был одним из крупнейших политических и культурных центров государства Саманидов. С 875 года по 892 год Самарканд был столицей этого государства.
При правлении тюркской династии Караханидлв, или илек-ханов, в Самарканде были построены первые медресе. Наиболее известным считалось медресе Ибрагим тамгач-хана (1040—1068).
Во время правления Ибрагим Хусейна Караханида (1178—1200) был построен монументальный дворец, украшенный живописью.
В 1212 году после подавления восстания караханида Османа Самарканд вошёл в состав государства Хорезмшахов.
В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен Чингис-ханом. Возродился на территории спальных и сельских районов - на месте современного Самарканда.
Во времена правления Тимура и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда в пост-монгольский период.
Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран. В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы − медресе, усыпальницы. Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, — отсюда огромные масштабы и роскошь убранства. Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока – Багдад, Шираз.
Самарканд расположен на равнине и окружён земляными валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба. Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменьщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев.
В эпоху правления Мирзо Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения — медресе и обсерватория. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе.
Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства при правлении Шейбани-хана и Кучкуджи-хана. В этот период в Самарканде продолжалось архитектурное строительство. Были возведены медресе Шейбани-хана, его невестки Михр султан ханум. В колониальный период они все были полностью разрушены.
Город теряет значение столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533—1540), который перенёс столицу в Бухару.
Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.
В XIX веке в медресе Самарканда учился татарский просветитель Шараб ад-дин Марджани.
В 1868 году был занят русскими войсками и присоединён к России, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Ф. К. фон Штемпеля (1829—1891) отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.
После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах был столицей Кзбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.
ТОПРАК (Топрак-кала) (узб. Tuproq qal'a) — древнее городище площадью более 120 га, расположенное на территории Республики Узбекистан. Считается, что Топрак-кала была древней хорезмийской столицей в эпоху античности.
Топрак-кала была столицей Хорезма при правлении династии Афринидов.
При раскопках найдены остатки дворца с 150 залами и помещениями, богато украшенными монументальной живописью и скульптурой. Высота дворца достигала 40 метров. Весь археологический комплекс Топрак-кала включал несколько дворцов, а также город — жилые дома.
Ядром дворца Топрак-кала был Тронный зал, где происходили торжественные церемонии. Стены дворца были празднично украшены, расписаны. Главным святилищем был зал танцующих масок, храм Анахиты, на стенах которого были 16 барельефных панно с изображением пляшущих женщин и мужчин. Интересен зал воинов, с изображениями бараньих рогов были поставлены многочисленные фигуры царей на вершинах гор, где в Новый год возжигался костер. Имелся еще Олений зал, стены которого украшала прекрасная живопись с изображением оленей и грифонов. Был также зал царей, зал побед и пр.
При раскопках был найден дворцовый архив хорезмийских правителей.
В начале IV в. стены города были перестроены, дворец превратился в цитадель. К V веку Топрак-кала сделался на некоторое время местом, где поселились простые люди, а затем оно было заброшено.
По моему мнению города Намазга и Саразм, существовавшие уже в 5-4 тыс.днэ (это время существования цивилизаций в Эламе и Шумере) были древнейшими городами Средней Азии. Их населяли народы родственные шумерам и эламитянам – дравидоиды. В связи с тем, что Саразм все таки находился ближе к Бадахшану (где с древнейших времен добывали лазурит), этот город больше всего похож на священную для всех дравидоидов Аратту.

Комментарии

Комментариев нет.