Икона XVIII в. «Богоматерь Знамение Абалацкая» из Ярославского музея – заповедника.
Одним из редко встречающихся в музейных собраниях икон является образ Богоматери Знамение Абалацкой. Едва ли не единственный пример – икона первой трети XVIII в. из Ярославского музея – заповедника, экспонирующаяся на выставке «Иконы Ярославля XVI – XVIII веков». Она происходит из известнейшего ярославского посадского храма середины XVII в. церкви Ильи Пророка.
Богородичная икона, украшенная двумя чеканными венцами, находилась на южной стороне правого столпа центрального храма. Впервые ее изображение воспроизведено в монографии Н. Г. Первухина, вышедшей в Москве в 1915 г.
На иконе на светло-зеленом фоне представлено почти поколенное изображение Богоматери в красном мафории и зеленом платье с золотыми пробелами. Отличается изящностью орнамент каймы отделка деталей.
На овальном щите, изображен Спас Эммануил в белом с золотой разделкой хитоне и розовом гиматии. Десница благословляет двуеперстием.
В адорации Богородицы указующие перста отъяты. На верхнем поле в сиянии парит голубь – символ Духа Святого.
Конкретика изображения цветов на полях иконы не позволяет назвать это привычным определением орнамента.
На фоне иконы и полях расположены прямоугольные картуши в фигурных рамках, клеймах. На белых фонах золотом написаны тексты тропарей, кондаков и молитв. Например, вверху слева: «Богородице Дево радуйся, благодатная Марие, Господь с тобою. Благословенна Ты в женах, благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Вверху справа: «Что Тя наречем о благодатня. Небо яко воссияла еси солнце правды…» и так далее.
Несомненно обращает на себя внимание лик Богородицы.
«Живоподобное» письмо и сдержанная эмоция приближают живопись к светскому портрету, как и в некоторых других списках Абалацкой иконы. И тоже... загадочная полуулыбка.
Образ Богоматери настолько совершенен по мастерству исполнения, что не имеет аналогов в ряду ярославских произведений иконописи этого времени.
Миниатюрно исполнены лики Святителя Николая и Преподобной Марии Египетской, образы которых находятся на своих привычных местах.
Считается, что на данном этапе изучения списка не представляется возможным определение места его создания. Изограф также пока не установлен.
Не исключено, что это одна из оригинальных копий Чудотворной Первосвятыни и написана непосредственно в Тобольске.
На мой взгляд, эта икона является одним из лучших памятников первой трети XVIII столетия.

Comments

No comments.