«Семна́дцать мгнове́ний весны́» — роман Юлиана Семёнова, сюжет которого построен на противодействии попыткам сепаратных переговоров нацистских лидеров с представителями спецслужб США весной 1945 года.

Персонаж советского разведчика Штирлица был придуман автором в 1965 году. Роман впервые опубликован в журнале «Москва» в № 11-12 за 1969 год.
В основу сюжета романа положены реальные события Второй мировой войны.Автор лично встречался по крайней мере с одним из участников реальных событий — сотрудником бернской резидентуры А. Даллеса Полом Блюмом.
Главный герой романа — советский разведчик Максим Максимович Исаев (Штирлиц).
Действие романа разворачивается в феврале-марте 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне.
Герой романа, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД, получает задание выяснить, кто из высших руководителей Рейха ведёт сепаратные переговоры с Западом.
***




11 августа 1973 года, на экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны". И мгновенно стал сенсацией.
Вся страна прильнула к телеэкранам и с замиранием сердца следила за жизнью советского разведчика-нелегала Максима Исаева, внедренного в центральный аппарат СД под именем штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица.

Во время показа все 12 вечеров в стране почти не было уличной преступности, резко возрастало потребление электроэнергии и снижалось потребление воды — люди сидели у телевизоров. По разным оценкам, в дни премьеры фильм посмотрели около 70 миллионов человек, и через три месяца — чего раньше никогда не было — состоялся его повторный показ.

Фильм был снят по одноименному роману Юлиана Семенова, автора цикла из 14 произведений о разведчике Максиме Исаеве.
В конце 60-х годов писатель по распоряжению председателя КГБ Юрия Андропова получил задание — написать патриотическое произведение о подвигах советского шпиона.

Изначально Семенов продал сценарий "Семнадцати мгновений" студии "Ленфильм", однако режиссеру Татьяне Лиозновой удалось убедить автора передать его Киностудии имени Горького.

Интересно, что "Семнадцать мгновений весны" снимался как рядовой сериал. Многие актеры параллельно работали на других площадках, поэтому собрать всех вместе было крайне сложно — снимать приходилось ночью.

Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а артисты на второстепенные роли назначались иногда за день до съемок (так произошло с Элеонорой Шашковой, которая сыграла жену Штирлица).

Выбор артиста на главную роль был непростой задачей для режиссера. Изначально было несколько претендентов. В качестве Штирлица рассматривались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин и даже Арчил Гомиашвили, будущий Остап Бендер.

Однако, в отличие от остальных, у Вячеслава Тихонова было одно преимущество, и оно заключалось в том, что на момент начала съемок он не был занят в других проектах и был готов отдать фильму целых три года. Помимо этого, его сдержанная манера игры как нельзя лучше подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже невозможно представить себе кого-то другого в этом образе.


"Роль Штирлица прославила бы любого актера, — была убеждена Лиознова даже спустя много лет после выхода фильма. — Все — сюжет, актеры — работали на одного героя, Штирлица.
Во время съемок я Тихонову говорила: "Ой, Славка, проснешься ты знаменитым!" Это было предопределено. Я придавала значение каждому взгляду актера — у Славы очень выразительные глаза".

Первые съемки фильма состоялись в ГДР. Там предстояло отснять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине, а также убийство им гестаповского провокатора Клауса в исполнении Льва Дурова.
Однако выехать актеру за границу не удалось. Его подвело чувство юмора.

Во время отборочной комиссии, которая решала, достоин или нет Дуров чести выехать за рубеж, артист неудачно пошутил, отвечая на вопрос о том, как выглядит флаг СССР. Дуров сказал:

"Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг "веселый Роджер"…

В итоге убийство Клауса снимали в подмосковном лесу.

Вообще съемки "Семнадцати мгновений весны" проходили и за границей, и в разных городах Советского Союза. Авторам фильма по разным причинам приходилось менять локации.

Так, например, сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии.

Застенки гестапо оформили в Бутырской тюрьме.
Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде.
А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и погибает в Риге.


Как появилась сцена встречи Штирлица с женой

Одним из самых запоминающихся и трогательных моментов в картине стала встреча Штирлица с женой в кафе "Слон".
Изначально этой сцены в сценарии не было — она появилась благодаря Вячеславу Тихонову. Говорили, что идею ему подал легендарный советский разведчик-нелегал Конон Молодый, с которым артист дружил.

Однажды он рассказал, как ему устроили встречу с женой после многолетней разлуки. На съемках Тихонов вспомнил эту удивительную историю и поделился ею с Татьяной Лиозновой.
После недолгой паузы Лиознова воскликнула: "Блеск, мы сделаем это!"

Предполагалось даже, что в кадре вместе с женой будет и сын Штирлица, который никогда не видел отца. Но в итоге Лиознова отказалась от этой идеи, усмотрев серьезный недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель "не заметит" женщину.
А режиссер хотела сделать акцент на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния.

Элеонора Шашкова сыграла более 50 ролей в кино и на сцене, но в памяти зрителей она навсегда останется женой Штирлица.
Узнавать на улицах Элеонору стали лет через пять после выхода фильма, когда актриса приблизилась к возрасту своей героини.

В день ее съемки у Тихонова был выходной. Играть без партнера у Шашковой не получалось — ей надо было видеть глаза "мужа". Внезапно на площадке появился Вячеслав Васильевич и сел у камеры — ему интересно было взглянуть на свою "жену". На следующий день снимали Штирлица.

"Без "жены" у меня ничего не получится", — сказал Тихонов.

Лиознова очень высоко ценила работу Элеоноры Шашковой и ее партнера, но не Тихонова, а Евгения Лазарева, сыгравшего советского разведчика, с которым героиня Шашковой входит в кафе и садится за столик.
Потом Лазарев отходит к стойке.

"В этой картине есть две гениальных роли, за которые следовало бы дать отдельную премию. Обе сыграны без единого слова – это потруднее, чем сыграть Штирлица. Как у этого парня играет спина! Каждым кусочком, каждой порой он ощущает, что там делается", — вспоминала Татьяна Лиознова.

Во время съемок немой сцены Шашкова смотрела на Тихонова, а режиссер подсказывала ей, что сейчас играть: как ты соскучилась по нему, как тяжело вам жить друг без друга, как ты беспокоишься за него, как страдаешь без него.

Сцена свидания длится восемь минут (а непосредственно друг на друга Штирлиц и его жена смотрят пять с половиной) — по кинематографическим меркам нонсенс. Зрители назвали ее самой запоминающейся в фильме.

"Я понимал, что это должно быть безмолвное свидание, там должны говорить только глаза. Иначе эпизод просто не нужен.
Главное — глаза, только они скажут больше, чем слова. Это нужно было представить: та женщина, которую любил, та, которая ждет, о которой ты только помнишь, она уже только образ… Я рассказал Лиозновой, и она решила попробовать эту сцену снять, не говоря пока ничего Юлиану Семенову.
А потом, когда ее уже вставили в контекст фильма, Юлиан посмотрел и сказал: "Я теперь, когда буду переиздавать книгу, я туда впишу встречу с женой". То есть получился "обратный" процесс — не из литературы на экран, а наоборот", — вспоминал Тихонов.

Как появилось музыкальное сопровождение фильма

И специалисты, и зрители отмечали, что "Семнадцать мгновений весны" — это не хронология героических подвигов. Приключения являются лишь фоном. В центре внимания режиссера — человек, его душевные переживания, так созвучные бессмертным мелодиям Микаэла Таривердиева.

Музыкальные композиции "Песня о далекой Родине" и "Мгновения" на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины.
Всего авторы написали двенадцать песен — по одной на каждую серию, но в итоге в фильме звучат только две.

Подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто.
Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев (он был первым и эта запись сохранилась), Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. Какие-то кандидатуры не устраивали телевизионное начальство, какие-то не нравились Лиозновой.
В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне.

Однако режиссер потребовала, чтобы он спел так, будто "в фильме и близко нет Кобзона". Певец сделал то, о чем его просили.
Вот только в титры его имя не попало, так как они были готовы раньше, чем утвердили исполнителя.

Особенность роли Штирлица

Большую часть фильма Вячеславу Тихонову в роли штандартенфюрера СС приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность.

Однако Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считал роль Штирлица одной из сложнейших в фильме.


"Кроме анализа и сопоставления ничего нет!" — говорил Дуров, подчеркивая отсутствие возможностей хоть как-то раскрыть характер героя Тихонова.

У каждого героя в фильме есть свои "бзики" — именно так называла их Лиознова. То есть простые человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера.

"Это дает правду жизни", — объясняла режиссер.

У Штирлица такой "правды жизни" практически нет, потому что он человек "дважды закрытый — один раз профессией и второй раз — немецким мундиром". Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями мог только актер с "большим внутренним содержанием", говорил Дуров о Тихонове.

Рассказывают, что однажды Вячеслав Васильевич раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения — именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут.
Но в актерской игре, как известно, все методы хороши.

Есть легенда, что генсек Леонид Брежнев, посмотрев фильм, распорядился разыскать разведчика Исаева и вручить ему звезду Героя Советского Союза. Но найти этого человека было невозможно, ведь Штирлица никогда не существовало.

Роль шефа гестапо Мюллера принесла Леониду Броневому всесоюзную популярность, звание народного артиста и Государственную премию СССР.

А пригласили его сыграть Гитлера: загримировали, сделали фотопробы — всем очень понравилось. Но воспротивилась жена Леонида Сергеевича:

"Только не Гитлер!!! В крайнем случае, соглашайся на Мюллера…"

Нервный тик, когда Мюллер в сложных ситуациях дергает головой, получился случайно. Броневому сшили тесный мундир, воротник резал ему шею и он, вертя головой, старался как-то приспособиться к неудобной одежде.

"Оставьте эту краску в самых нервных местах", — попросила режиссер.
Так случайная находка стала ярким штрихом к характеру шефа гестапо.

На роль Гитлера пробовался и Леонид Куравлев — неудачно.
Но Лиознова разглядела в артисте жесткого эсэсовца Айсмана.
Куравлеву прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз и поставили задачу: чтобы он взглядом буквально прожигал своего партнера в кадре. Получился очень характерный персонаж.
Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт, нашла на съемках "Семнадцати мгновений весны"… мужа.

Однажды Лиознова и Градова обедали в буфете. К ним подсел молодой человек. Татьяна Михайловна с озорством толкнула актрису в бок:

"Катька, смотри, какой красавчик, хватай его!"

Красавчиком оказался Андрей Миронов, снимавшийся в соседнем павильоне. Вскоре актеры поженились.

На кисти левой руки Вячеслава Тихонова с юности была татуировка с его именем — "Слава". Окончательно загримировать ее было невозможно и Тихонову-Штирлицу подыскали дублера. Им стал ассистент художника фильма Феликс Ростоцкий. Именно его руки можно видеть на всех крупных планах. Ростоцкий писал также телеграмму от имени профессора Плейшнера — у исполнявшего эту роль Евгения Евстигнеева оказался на редкость плохой почерк.


Эпизод с совещанием у Шелленберга, когда глава СД гневно отчитывает подчиненных, идет без слов. Но во время съемки какой-то текст произносить надо было. Работа затянулись далеко за полночь и после команды "Мотор!" игравший Шелленберга Олег Табаков тоном недовольного начальника произнес:
"Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трех ночи, пора уже этому положить конец!"


Лиознова опешила, статисты замерли, но после команды "Стоп!" хохотала вся съемочная группа.

Эсэсовские мундиры шили в генеральском ателье Минобороны, учитывая все мелочи: петлицы, крохотные значки. Несмотря на то, что фильм был черно-белым, необходимые детали позолотили, шнуры на аксельбантах сделали плетеными. На съемки в ГДР Штирлицу привезли 100 белых сорочек: стирать было негде и некому — костюмера не взяли из экономии.

Татьяна Лиознова не признавала актерских импровизаций.
Но однажды уступила этому правилу. В сценарии встречи Штирлица с симпатичным псом на тихой берлинской улочке не было.
Просто один из местных жителей выгуливал рядом со съемочной площадкой свою собаку. Неожиданно она подбежала к Тихонову и ткнулась ему в руку. Оператор не стал выключать камеру. А Вячеслав Васильевич собак обожал и начал импровизировать. Так получился один из самых трогательных эпизодов картины.



После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала их все до единого.

Картина вошла в историю. Так увлекательно, как это сделала Лиознова, отечественные сериалы ещё не снимали, не было этого и позже.
Над «Семнадцатью мгновениями» работали три года: сейчас за это время можно снять 30 сериалов, но в советские времена производство было штучным. А Лиознова, к тому же, оттачивала каждую актёрскую реплику, каждый сюжетный ход, и достаточно банальная сюжетная основа приобретала глубину.
Этот сериал сделал писательскую карьеру Юлиана Семёнова, без него плодовитый и бойкий автор так и остался бы на вторых литературных ролях. А реакция советского народа на «Семнадцать мгновений» видна по эмоциям Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, смотревшего сериал на даче.

Когда вышел сериал Лиозновой, генсек сильно сдал. Глядя на экран, он начинал плакать. Когда показывали приключения радистки Кэт, восхищался подвигами советских женщин, и даже лично позвонил игравшей её Екатерине Градовой. Чуть позже Градовой дали орден «Знак Почёта».

Госпремию «Семнадцать мгновений весны» не получил, её отдали «Бегству мистера Мак-Кинли», но спустя 45 лет видно, что эти работы несоизмеримы. «Мак-Кинли» забыт, а «Семнадцать мгновений» стали мифом, разошлись на цитаты.

Историки-знатоки Третьего Рейха писали, что в сериале масса фактических ляпов — вплоть до вышедшей из обихода в 1939 году чёрной униформы.
Но гораздо важнее, по их мнению, то, что вся показанная в «Семнадцати мгновениях» система субординаций и взаимодействий для гитлеровской Германии была нехарактерна.
Юлиан Семёнов описал советскую систему формальных и неформальных служебных отношений, а Лиознова блестяще её воспроизвела в отчасти фантастическом немецко-фашистском антураже.
Мир, в котором жил Штирлиц, был понятен и узнаваем — зрители полюбили сериал ещё и поэтому.

***

Реставрация картины была задумана по причине непригодности для показа в прайм-тайм. Добавить ей цвет, пользуясь случаем, предложил известный российский тележурналист и телеведущий Александр Любимов, ставший впоследствии продюсером этого проекта.
Как утверждает Любимов, дух эпохи в картине сохранить удалось. Колоризация фильма велась под творческим руководством его режиссера Татьяны Лиозновой и сделана была в стильных приглушенных тонах арт-деко.

Реставрация фильма продолжалась 3 года, за это время в ней приняло участие около 600 человек из пяти стран мира (Россия, США, Корея, Китай, Индия). В работе использовались не только современные технологии, но и ручная работа – раскраска картины кадр за кадром.
При участии самых опытных художников было отобрано порядка 1500 ключевых кадров фильма, которые были колоризованы в России и впоследствии использовались в качестве образцов для дальнейшей работы. В процессе были задействованы профессиональные консультанты-историки, которые провели серьезную работу над определением правильных форм и цветов орденов, медалей, автомобилей и многих сотен других предметов, появляющихся в кадре. В общем, была проделана огромная работа.

В 1973 году цвета в кино уже давно существовали, а черно-белое кино, тем более о Великой Отечественной Войне, в немалой степени ассоциируется с хроникой военных лет, которая сама по себе является очень значимым и мощным явлением в кинематографе. Явлением, которое в умах старшего поколения до сих пор воспринимается с болью, любовью, ненавистью, радостью, гордостью и другими очень сильными и сложными эмоциями. Таким образом получается, что черно-белый фильм – это и есть самая лучшая стилизация под события времен второй мировой войны.

Комментарии

  • 8 окт 2023 07:45
    "Ой, Славка, проснешься ты знаменитым!" ...... Так оно и случилось!
  • 8 окт 2023 07:48
    М.Таривердиев – Вальс Фрау Заурих (Вальс Габи) / Исполняет Монах Авель https://youtu.be/9EkGmno4Kls?si=duXa5oRhY2TmVmUH
    Объект не найден, недоступен или удалён.
  • 8 окт 2023 07:48
    Объект не найден, недоступен или удалён.
  • 8 окт 2023 07:55
    М.Таривердиев – ДВОЕ В КАФЕ / Музыка из фильма «Семнадцать мгновений весны» / Исполняет Монах Авель https://youtu.be/dwV6uK1gRNE?si=dKWghJLVcmQOKDfa
    Объект не найден, недоступен или удалён.
  • 8 окт 2023 07:56
    Объект не найден, недоступен или удалён.
  • 8 окт 2023 08:12
    Кстати в 90 е , Лев Дуров продолжил " шутить " уже про товарища Сталина ! Прямо как его Клаус ! Вот ирония ...
  • 8 окт 2023 15:25
    Надо было и продолжение сеять по книге Семёнова,где описывается,что получил Штирлиц за свои заслуги.За издевательства над его сыном,женой в сталинских застенках.Все,как всегда,кому-то пряников мешок,а настоящим героям ...
  • 8 окт 2023 19:19
    Это в какой же книге Юлиана Семенова описаны сталинские козни в отношении жены и сына Максима Максимовича Исаева? Что —то я подобного не читал...