С Крещением Господним, православные!

Празднования Крещения Господня, 1915г. с участием Святого Великомученика Царя Николая II

Кинохроника празднования Крещения Господня, 1915г. с участием святого царя -страстотерпца Николая II
Как Русь в старину праздновала день Крещения

“Во Христа креститеся, во Христа облекостеся”, поют. Значит, Господень лик носим... А теперь Крещенье-Богоявленье, из Кремля крестный ход на реку пойдет. Животворящий Крест погружать в “Ердани”, пушки будут палить. А кто и окунаться будет, под лёд. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость…” - говорил герой трогательного романа “Лето Господне”, где великий русский писатель Иван Шмелёв вспоминал об ушедшей дореволюционной Москве...

В те времена на наших просторах в Крещенский Сочельник затихали разудалые рождественские Святки. Русь в этот день присмиряла, люд православный ничего не вкушал до вечернего богослужения в благоговейном ожидании торжественного чина освящения Крещенской воды.

Средневековая Москва в сию пору готовилась к праздничному государеву выходу. К Богоявленскому торжеству в Белокаменную съезжались со всех концов Царства Русского множество бояр и всяких важных чинов. К «Иордани» на Москва-реке сходилось до четырёхсот тысяч народа.

Государь в особом царском наряде наперво отправлялся к святыням в Успенский собор, а уж потом ко всеобщему ликованию народа шествовал вместе с патриархом крёстным ходом на лёд к “Иордани”. Их сопровождали плотные ряды дюжих стрельцов, коими управлял строй стольников из ближних людей. Все ратники облачены были в яркие праздничные одежды.

Под стенами Кремля белокаменного на белоснежном покрове Москва-реки вырисовывалась торжественная и одухотворённая картина в соответствии со смыслом Крещенского праздника: бескрайние пёстрые толпы верноподданного люда всех сословий соединялись с царём и патриархом в соборной Христовой молитве. И замирал вокруг мир на всё торжественное время богослужебного чина.

На том богомолье не кончалось: государь опять шествовал в Успенский собор на отпускную молитву, а уж потом жаловал в царские палаты.

А тем временем в Златоглавой - “по улицам, по переулкам и во дворех” - народ православный вновь возвращался к празднованию Святок, к их последнему пределу. И опять шумели бесёды-братчины, песни-игрища, хороводы-пляски по древнему русскому присловью “Чару пита - здраву быти!” Разносилось по нашему простору старинное песнопение: “Дух же свыше, аки птица низлетает голубица, Отцу быти Сына равна изъявляет и преславна. Тварь бедная, веселися, яко к тебе Спас явися”.

Не забывали предки в святой праздник по завету Христову делиться радостью и милостыней с нищей братией. Сам венценосный богомолец, царь-батюшка, жаловал в праздник Крещения благоподаяния сирым и убогим в больницах, богадельнях и тюрьмах. Бывало, государь Алексей Михайлович в такой день самолично отправлялся навестить сирот, вдов, немощных и невольников, чтобы одарить их милостыней. А по пути подавал деньги и гостинцы всем встречным нищим.

Этот обычай творить особые дела милосердия на двунадесятые праздники сохранился у всех царственных потомков Алексея Михайловича вплоть до государя Николая II. На дела благотворительности последний русский император тратил огромные суммы, а в праздничные дни он вместе со всем своим семейством участвовал в благотворительных вечерах и присутствовал на торжествах в больницах, сиротских приютах и богадельнях. Ни один праздник для Николая II и его домочадцев не обходился без визита к нуждающимся.

Не отставал от царей в добрых делах и простой русский народ. В Крещенский праздник мещане в городах и крестьяне на посельщине почитали за почесть накормить каликов перехожих, приютить у себя сирых странников и подать убогим на паперти. Дворяне и купцы устраивали бесплатные угощения для бедных, жертвовали на нужды школам, больницам, приютам и вдовьим домам.

Комментарии