Marius Petipa, 11 марта 1818, Марсель, Франция — 14 июля 1910, Гурзуф, Таврическая губерния, Российская империя) — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог. Мариус Петипа и поныне является непревзойдённым хореографом, вклад которого в развитие не только русского, но и всего мирового классического балетного искусства переоценить невозможно. Обладая исключительным вкусом, талантом и трудолюбием, он стал законотворцем, установившим в сфере балета правила, которые и в нынешнее время находят деятельное применение в искусстве современного театрального танца. Сегодня очень сложно перечислить все балеты, которые поставил Петипа за свою многолетнюю деятельность. Его спектакли, наполненные нравственным содержанием, отличались не только яркой зрелищностью, но и глубоким раскрытием художественной идеи произведения, которое он реализовывал с помощью целеустремлённого и последовательного развития. Балетные постановки Мариуса Ивановича всегда имели чёткую сюжетную линию, которой было подчинено действие, происходящее в спектакле: искусно разработанные сольные и ансамблевые партии, а также массовые номера кордебалета. Всё мастерски связывалось и органично объединялось в единую композицию с хореографическим повествованием, в которой непременно одним из главных действующих лиц являлась музыка. Петипа отдавал предпочтение, если была такая возможность, работе над спектаклем в тесном содружестве с композиторами, поэтому вершины своего творчества он достиг в балетах, музыку к которым писали его выдающиеся современники, такие как П.И. Чайковский и А.К. Глазунов. Помимо всего этого в основание своего творчества выдающийся балетмейстер ставил пластику, грацию и красоту, так как считал балет серьёзным искусством, в котором расценивал бессмысленные прыжки, кружения и слишком высокое вздёргивание ног совершенно неприемлемыми. К наиболее знаменитым балетам Петипа, которые считаются образцами хореографического искусства относятся «Пахита», «Царь Кандавл», «Дон-Кихот», «Баядерка», «Кипрская статуя», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Талисман», «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Золушка», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Синяя борода», «Раймонда», «Волшебное зеркало». В 1818 году 11 марта ведущему танцовщику и балетмейстеру Большого оперного театра французского города Марселя Жану Антуану Петипа сообщили радостную весть: его жена – талантливая драматическая актриса, которая завзятым театралам была известна под именем Викторины Морель-Грассо, подарила ему третьего ребёнка – мальчика. Ребёнка нарекли Виктором Мариусом Альфонсом. Семье вскоре пришлось переехать в Бельгию (тогда ещё королевство Нидерландов), так как в марсельском театре балетную труппу распустили, а Жан Антуан по счастью в то время получил предложение послужить в Королевском театре «Ла Монне» города Брюсселя, где впоследствии стал руководителем балетной труппы. Через некоторое время при театре он организовал школу танца и, несомненно, для занятий определил туда своих сыновей: Люсьена и Мариуса. Отец, поскольку хотел видеть в наследниках продолжателей своего дела, считал необходимым дать им и музыкальное образование, поэтому помимо колледжа, в котором дети проходили общеобразовательные дисциплины, они также обучались в консерватории выдающегося бельгийца Франсуа Фетиса, Мариус постигал там искусство музицирования на скрипке. Всё чем отец заставлял заниматься младшего сына, мальчику очень не нравилось, так как он считал кривлянья перед публикой в различных изящных позах недостойным для себя. Тем не менее настойчивость и требовательность старшего Петипа, да к тому же и внушения матушки, которую Мариус безгранично любил, сделали своё дело, и уже через два года имя Мариуса появилось на театральной афише в спектакле «Танцемания». Революция, произошедшая в Бельгии в 1830 году, нарушила весь уклад жизни и планы Жана Петипа на будущее. Театр закрылся, и по этой причине семья на несколько лет оказалось в бедственном материальном положении. Отец вынужден был давать частные уроки, а мальчикам, чтобы помочь родителям заработать хотя бы небольшие деньги, приходилось заниматься перепиской нотных текстов. В итоге семейству вновь пришлось вернуться во Францию, в город Бордо, где старшему Петипа предложили место балетмейстера. Занятия Мариуса хореографией продолжились, но теперь молодой человек относился к ним с большей серьёзностью. С легкостью выполняя сложные балетные движения, юноша стал понимать, что возможно хореография и есть дело всей его дальнейшей жизни. Публика по достоинству оценила талант молодого танцора, и уже в 16 лет он был приглашён в театр города Нанта в качестве солиста и балетмейстера. Эта работа Мариусу очень понравилась, так как он не только танцевал первые партии, но и сочинял различные хореографические номера, одноактные балеты, а также танцы для опер. Однако все это длилось не долго: проработав один сезон, в начале следующего он сломал ногу, и импресарио разорвал с ним контракт. Поправив своё здоровье, Мариус вместе с отцом отправился за океан, чтобы в Нью-Йорке показать своё хореографическое мастерство. К сожалению, гастрольный тур по США оказался недолгим, так как пригласивший Петипа импресарио оказался человеком непорядочным. Поначалу он затягивал с выплатами за спектакли и в конечном итоге обманул с гонораром. Вернувшись в Париж, Мариус не имея никаких театральных приглашений, два месяца брал уроки у выдающегося хореографа Жана Огюста Вестриса. После плодотворной стажировки у талантливого маэстро Петипа-младшему посчастливилось принять участие в грандиозном спектакле вместе со знаменитой Карлоттой Гризи, а затем в 1838 году получить ангажемент в лучшем театре города Бордо. Спустя некоторое время Мариус уже успешно выступал в Королевском театре Мадрида, однако любовные похождения, которые чуть было не закончились дуэлью, заставили молодого человека покинуть Испанию и вернуться в Париж, где он вместе с братом стал завоёвывать сцену Парижской оперы. Так продолжалось до тех пор, пока Мариус не получил послание из столицы России от господина Титюса, который обращался с просьбой заменить в Санкт-Петербурге танцовщика Эмиля Гредлю. В мае 1847 года в жизни Мариуса Петипа начался новый важный период, который тесно связан с Россией. Директор императорских театров господин Гедеонов встретил французского танцовщика весьма приветливо: выплатил аванс и дал некоторое время, чтобы иностранец смог освоиться в незнакомом городе. Дебютный балет «Пахита» на музыку Э. Дельдевеза, который Мариус станцевал в октябре на сцене Петербургского театра, был для него настолько успешным, что присутствовавший на спектакле император Николай I, по достоинству оценив талант французского танцора, прислал ему ценный подарок. В конце первого сезона на свой бенефис Мариус исполнил ведущую партию в балете «Влюбленный дьявол», который поставил как балетмейстер вместе со своим отцом, прибывшим в Петербург в качестве преподавателя танцев. В следующих сезонах репертуар Петипа стремительно разрастался. Он блистал в таких спектаклях как «Жизель», «Пери», «Эсмеральда», «Катарина - дочь разбойника», «Мечта художника», «Своенравная жена», «Фауст», «Корсар», поставленных французским балетмейстером Жюлем Перро. В России Мариусу очень нравилось и у француза даже возникло желание связать с этой страной всю свою жизнь. В 1854 году Петипа обвенчался с балериной Марией Суровщиковой, а в следующем году, помимо танцевальной деятельности в театре, он стал делиться своим мастерством с учащимися хореографических классов в Петербургском театральном училище. Спустя некоторое время Мариус начинает активно заниматься сочинением хореографии к одноактным спектаклям, в которых главные партии танцевала его супруга, а в 1862 году директор театра обратился к Петипа с просьбой за короткий срок сочинить хореографию к большому спектаклю. В творческом содружестве с композитором Цезарем Пуни Мариус сумел подготовить постановку к точно назначенному сроку. Балет, который назывался «Дочь фараона», имел ошеломляющий успех и обеспечил Петипа официальное назначение на должность балетмейстера. В то время Петипа совмещал две должности: он не только деятельно занимался сочинением хореографии к новым спектаклям, но и исполнял в них ведущие партии. Так продолжалось до 1869 года, пока Мариус Иванович, как его теперь стали называть, не был назначен главным балетмейстером театра. Особый расцвет творчества Петипа начался с назначения на должность директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Именно в этот период, сроком в 18 лет, балетмейстером были созданы его самые выдающиеся балетные шедевры. Любовь к России и верное служение российскому искусству в результате привело к тому, что в 1894 году, когда французскому балетмейстеру исполнилось 76 лет, он получил российское гражданство. Однако с 1901 года для Мариуса Ивановича начались тяжёлые времена. Занявший место директора императорских театров г-н Теляковский, несмотря на все творческие успехи главного балетмейстера, стал всячески препятствовать его работе. Об увольнении Петита не могло быть и речи, так как ему покровительствовал сам император Николай II, а вот чинить различного рода неприятности хореографу у него получалось очень хорошо. Дело дошло до того, что у Мариуса Ивановича на нервной почве случился инсульт. Врачи порекомендовали ему отойти от дел и серьёзно заняться своим здоровьем. В 1907 году Петипа со своим семейством переехал в крымский Гурзуф, где прожил три года и ушёл из жизни в 1910 году 14 июля. Мариуса Петипа похоронили в Петербурге на Волковском кладбище, но в 1948 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры. Мариус Петипа – это гениальная личность, имя которого вошло в историю не только российской, но и мировой хореографии. Выдающийся балетмейстер, внёсший больший вклад в развитие академического танца, в 19 веке ставил спектакли, которые сегодня бережно сохраняются как лучшие образцы хореографического искусства и ставятся на сценах крупнейших театров мира. Наследие Петипа велико: благодаря его неутомимой творческой работе русский балет был признан лучшим в мире, а Мариинский театр и поныне величают «домом Петипа». Память - Памятная доска на улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге, на здании Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Золотая надпись на мраморной плите гласит: "В этом здании с 1847 по 1905 год служил во славу русского балета Мариус Иванович Петипа". - В 2018 году к 200-летию со дня рождения балетмейстера Банк России выпустил в серии "Выдающиеся личности России" памятную серебряную монету номиналом 2 рубля. Именем Петипа назван сквер в Санкт-Петербурге, расположенный во дворе дома 29 на улице Декабристов. Интересные факты: - По некоторым данным Петипа прибыл в Россию по фальшивым документам, из-за этого долго предполагали, что выдающийся хореограф родился в 1822 году и даже его столетие в молодом Советском государстве справляли, ориентируясь на эту дату. Лишь в семидесятых годах прошлого века во Франции была обнаружена метрика, по которой установили точную дату его рождения. Кроме того ходили слухи о том, что Мариус при поступлении на сцену Петербургского театра воспользовался именем своего брата Люсьена. - В России к уважаемым людям принято обращаться по имени и отчеству. Поначалу Петипа с почтением называли Мариус Жанович, но затем непроизвольно отчество было заменено на Иванович. - Мариус Иванович прожив в России более 60-ти лет так и не научился хорошо разговаривать по-русски. Его выручало только то, что терминология, применяемая в балетном искусстве, по большей мере основывается на французском языке. - Существует предание, что Петипа сочинял свои балеты при помощи кукол, и это действительно было так. Он расставлял картонные фигурки на столе, перемещал их по задуманному плану, а затем композицию и все переходы изображал на листе бумаги. - В знак признания заслуг Мариус Петипа много раз был отмечен государственными наградами Российской империи, среди которых пять медалей «За усердие» и три ордена святых: «Владимира», «Анны» и «Станислава». Помимо этого знаменитый балетмейстер был удостоен орденов: французского - «Академических пальм», испанского - «Изабеллы Католички», румынского - «Короны», персидского - «Льва и Солнца». #Актеры
".....дорогами памяти......"
Мариус Иванович Петипа (фр.
Marius Petipa, 11 марта 1818, Марсель, Франция — 14 июля 1910, Гурзуф, Таврическая губерния, Российская империя) — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
Мариус Петипа и поныне является непревзойдённым хореографом, вклад которого в развитие не только русского, но и всего мирового классического балетного искусства переоценить невозможно. Обладая исключительным вкусом, талантом и трудолюбием, он стал законотворцем, установившим в сфере балета правила, которые и в нынешнее время находят деятельное применение в искусстве современного театрального танца.
Сегодня очень сложно перечислить все балеты, которые поставил Петипа за свою многолетнюю деятельность. Его спектакли, наполненные нравственным содержанием, отличались не только яркой зрелищностью, но и глубоким раскрытием художественной идеи произведения, которое он реализовывал с помощью целеустремлённого и последовательного развития. Балетные постановки Мариуса Ивановича всегда имели чёткую сюжетную линию, которой было подчинено действие, происходящее в спектакле: искусно разработанные сольные и ансамблевые партии, а также массовые номера кордебалета. Всё мастерски связывалось и органично объединялось в единую композицию с хореографическим повествованием, в которой непременно одним из главных действующих лиц являлась музыка. Петипа отдавал предпочтение, если была такая возможность, работе над спектаклем в тесном содружестве с композиторами, поэтому вершины своего творчества он достиг в балетах, музыку к которым писали его выдающиеся современники, такие как П.И. Чайковский и А.К. Глазунов. Помимо всего этого в основание своего творчества выдающийся балетмейстер ставил пластику, грацию и красоту, так как считал балет серьёзным искусством, в котором расценивал бессмысленные прыжки, кружения и слишком высокое вздёргивание ног совершенно неприемлемыми. К наиболее знаменитым балетам Петипа, которые считаются образцами хореографического искусства относятся «Пахита», «Царь Кандавл», «Дон-Кихот», «Баядерка», «Кипрская статуя», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Талисман», «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Золушка», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Синяя борода», «Раймонда», «Волшебное зеркало».
В 1818 году 11 марта ведущему танцовщику и балетмейстеру Большого оперного театра французского города Марселя Жану Антуану Петипа сообщили радостную весть: его жена – талантливая драматическая актриса, которая завзятым театралам была известна под именем Викторины Морель-Грассо, подарила ему третьего ребёнка – мальчика. Ребёнка нарекли Виктором Мариусом Альфонсом.
Семье вскоре пришлось переехать в Бельгию (тогда ещё королевство Нидерландов), так как в марсельском театре балетную труппу распустили, а Жан Антуан по счастью в то время получил предложение послужить в Королевском театре «Ла Монне» города Брюсселя, где впоследствии стал руководителем балетной труппы. Через некоторое время при театре он организовал школу танца и, несомненно, для занятий определил туда своих сыновей: Люсьена и Мариуса. Отец, поскольку хотел видеть в наследниках продолжателей своего дела, считал необходимым дать им и музыкальное образование, поэтому помимо колледжа, в котором дети проходили общеобразовательные дисциплины, они также обучались в консерватории выдающегося бельгийца Франсуа Фетиса, Мариус постигал там искусство музицирования на скрипке.
Всё чем отец заставлял заниматься младшего сына, мальчику очень не нравилось, так как он считал кривлянья перед публикой в различных изящных позах недостойным для себя. Тем не менее настойчивость и требовательность старшего Петипа, да к тому же и внушения матушки, которую Мариус безгранично любил, сделали своё дело, и уже через два года имя Мариуса появилось на театральной афише в спектакле «Танцемания». Революция, произошедшая в Бельгии в 1830 году, нарушила весь уклад жизни и планы Жана Петипа на будущее. Театр закрылся, и по этой причине семья на несколько лет оказалось в бедственном материальном положении. Отец вынужден был давать частные уроки, а мальчикам, чтобы помочь родителям заработать хотя бы небольшие деньги, приходилось заниматься перепиской нотных текстов. В итоге семейству вновь пришлось вернуться во Францию, в город Бордо, где старшему Петипа предложили место балетмейстера.
Занятия Мариуса хореографией продолжились, но теперь молодой человек относился к ним с большей серьёзностью. С легкостью выполняя сложные балетные движения, юноша стал понимать, что возможно хореография и есть дело всей его дальнейшей жизни. Публика по достоинству оценила талант молодого танцора, и уже в 16 лет он был приглашён в театр города Нанта в качестве солиста и балетмейстера. Эта работа Мариусу очень понравилась, так как он не только танцевал первые партии, но и сочинял различные хореографические номера, одноактные балеты, а также танцы для опер. Однако все это длилось не долго: проработав один сезон, в начале следующего он сломал ногу, и импресарио разорвал с ним контракт. Поправив своё здоровье, Мариус вместе с отцом отправился за океан, чтобы в Нью-Йорке показать своё хореографическое мастерство.
К сожалению, гастрольный тур по США оказался недолгим, так как пригласивший Петипа импресарио оказался человеком непорядочным. Поначалу он затягивал с выплатами за спектакли и в конечном итоге обманул с гонораром. Вернувшись в Париж, Мариус не имея никаких театральных приглашений, два месяца брал уроки у выдающегося хореографа Жана Огюста Вестриса. После плодотворной стажировки у талантливого маэстро Петипа-младшему посчастливилось принять участие в грандиозном спектакле вместе со знаменитой Карлоттой Гризи, а затем в 1838 году получить ангажемент в лучшем театре города Бордо.
Спустя некоторое время Мариус уже успешно выступал в Королевском театре Мадрида, однако любовные похождения, которые чуть было не закончились дуэлью, заставили молодого человека покинуть Испанию и вернуться в Париж, где он вместе с братом стал завоёвывать сцену Парижской оперы. Так продолжалось до тех пор, пока Мариус не получил послание из столицы России от господина Титюса, который обращался с просьбой заменить в Санкт-Петербурге танцовщика Эмиля Гредлю.
В мае 1847 года в жизни Мариуса Петипа начался новый важный период, который тесно связан с Россией. Директор императорских театров господин Гедеонов встретил французского танцовщика весьма приветливо: выплатил аванс и дал некоторое время, чтобы иностранец смог освоиться в незнакомом городе. Дебютный балет «Пахита» на музыку Э. Дельдевеза, который Мариус станцевал в октябре на сцене Петербургского театра, был для него настолько успешным, что присутствовавший на спектакле император Николай I, по достоинству оценив талант французского танцора, прислал ему ценный подарок.
В конце первого сезона на свой бенефис Мариус исполнил ведущую партию в балете «Влюбленный дьявол», который поставил как балетмейстер вместе со своим отцом, прибывшим в Петербург в качестве преподавателя танцев. В следующих сезонах репертуар Петипа стремительно разрастался. Он блистал в таких спектаклях как «Жизель», «Пери», «Эсмеральда», «Катарина - дочь разбойника», «Мечта художника», «Своенравная жена», «Фауст», «Корсар», поставленных французским балетмейстером Жюлем Перро.
В России Мариусу очень нравилось и у француза даже возникло желание связать с этой страной всю свою жизнь. В 1854 году Петипа обвенчался с балериной Марией Суровщиковой, а в следующем году, помимо танцевальной деятельности в театре, он стал делиться своим мастерством с учащимися хореографических классов в Петербургском театральном училище. Спустя некоторое время Мариус начинает активно заниматься сочинением хореографии к одноактным спектаклям, в которых главные партии танцевала его супруга, а в 1862 году директор театра обратился к Петипа с просьбой за короткий срок сочинить хореографию к большому спектаклю. В творческом содружестве с композитором Цезарем Пуни Мариус сумел подготовить постановку к точно назначенному сроку. Балет, который назывался «Дочь фараона», имел ошеломляющий успех и обеспечил Петипа официальное назначение на должность балетмейстера. В то время Петипа совмещал две должности: он не только деятельно занимался сочинением хореографии к новым спектаклям, но и исполнял в них ведущие партии. Так продолжалось до 1869 года, пока Мариус Иванович, как его теперь стали называть, не был назначен главным балетмейстером театра. Особый расцвет творчества Петипа начался с назначения на должность директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Именно в этот период, сроком в 18 лет, балетмейстером были созданы его самые выдающиеся балетные шедевры.
Любовь к России и верное служение российскому искусству в результате привело к тому, что в 1894 году, когда французскому балетмейстеру исполнилось 76 лет, он получил российское гражданство. Однако с 1901 года для Мариуса Ивановича начались тяжёлые времена. Занявший место директора императорских театров г-н Теляковский, несмотря на все творческие успехи главного балетмейстера, стал всячески препятствовать его работе. Об увольнении Петита не могло быть и речи, так как ему покровительствовал сам император Николай II, а вот чинить различного рода неприятности хореографу у него получалось очень хорошо. Дело дошло до того, что у Мариуса Ивановича на нервной почве случился инсульт. Врачи порекомендовали ему отойти от дел и серьёзно заняться своим здоровьем. В 1907 году Петипа со своим семейством переехал в крымский Гурзуф, где прожил три года и ушёл из жизни в 1910 году 14 июля. Мариуса Петипа похоронили в Петербурге на Волковском кладбище, но в 1948 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
Мариус Петипа – это гениальная личность, имя которого вошло в историю не только российской, но и мировой хореографии. Выдающийся балетмейстер, внёсший больший вклад в развитие академического танца, в 19 веке ставил спектакли, которые сегодня бережно сохраняются как лучшие образцы хореографического искусства и ставятся на сценах крупнейших театров мира. Наследие Петипа велико: благодаря его неутомимой творческой работе русский балет был признан лучшим в мире, а Мариинский театр и поныне величают «домом Петипа».
Память
- Памятная доска на улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге, на здании Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Золотая надпись на мраморной плите гласит: "В этом здании с 1847 по 1905 год служил во славу русского балета Мариус Иванович Петипа".
- В 2018 году к 200-летию со дня рождения балетмейстера Банк России выпустил в серии "Выдающиеся личности России" памятную серебряную монету номиналом 2 рубля.
Именем Петипа назван сквер в Санкт-Петербурге, расположенный во дворе дома 29 на улице Декабристов.
Интересные факты:
- По некоторым данным Петипа прибыл в Россию по фальшивым документам, из-за этого долго предполагали, что выдающийся хореограф родился в 1822 году и даже его столетие в молодом Советском государстве справляли, ориентируясь на эту дату. Лишь в семидесятых годах прошлого века во Франции была обнаружена метрика, по которой установили точную дату его рождения. Кроме того ходили слухи о том, что Мариус при поступлении на сцену Петербургского театра воспользовался именем своего брата Люсьена.
- В России к уважаемым людям принято обращаться по имени и отчеству. Поначалу Петипа с почтением называли Мариус Жанович, но затем непроизвольно отчество было заменено на Иванович.
- Мариус Иванович прожив в России более 60-ти лет так и не научился хорошо разговаривать по-русски. Его выручало только то, что терминология, применяемая в балетном искусстве, по большей мере основывается на французском языке.
- Существует предание, что Петипа сочинял свои балеты при помощи кукол, и это действительно было так. Он расставлял картонные фигурки на столе, перемещал их по задуманному плану, а затем композицию и все переходы изображал на листе бумаги.
- В знак признания заслуг Мариус Петипа много раз был отмечен государственными наградами Российской империи, среди которых пять медалей «За усердие» и три ордена святых: «Владимира», «Анны» и «Станислава». Помимо этого знаменитый балетмейстер был удостоен орденов: французского - «Академических пальм», испанского - «Изабеллы Католички», румынского - «Короны», персидского - «Льва и Солнца».
#Актеры