Андрей Сергеевич (Андрон) Кончаловский (Михалков-Кончаловский, род.
20 августа 1937, Москва) — советский, российский и американский кинорежиссёр и сценарист, общественный и политический деятель.
Родился 20 августа 1937 года в Москве.
Кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актёр, театральный деятель.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1974).
Народный артист РСФСР (25.01.1980).
Прадед по материнской линии — художник Василий Суриков (1848—1916).Дед — народный художник РСФСР Пётр Кончаловский (1876—1956).Отец — детский писатель Сергей Михалков (1913—2009).
Мать — поэтесса, переводчица Наталья Кончаловская (1903—1988).
Младший брат — кинорежиссёр Никита Михалков.
Окончил Центральную музыкальную школу (1952) и Музыкальное училище при
Московской консерватории (1957). Учился в Московской государственной
консерватории по классу фортепиано (1957—1959).
Кинематографическое образование получил в 1964 году, окончив
режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма).
Свой дебютный фильм снимал в Киргизии. Это была экранизация повести
Чингиза Айтматова «Первый учитель». Снятый в жёсткой и в то же время
страстной манере, вдохновлённой кинематографом Куросавы, фильм
рассказывал о разрушительной силе энергии революционного фанатизма.
Слишком искренней и жертвенной была борьба учителя Дюйшена за светлое
будущее его народа, чтобы не сочувствовать ему, как сочувствовали
полубезумному революционеру земляки, немногочисленные жители кишлака,
окружённого каменными стенами гор. В этой картине Михалков-Кончаловский в
полной мере продемонстрировал свое блестящее режиссёрское дарование и
умение работать с актёрами. В «Первом учителе» прекрасно играли Болот
Бейшеналиев и Наталья Аринбасарова, ставшая супругой режиссёра.
Следующей работой стала «История Аси Клячиной...» (1967, вышла на
большой экран в 1988), которая продолжила исследования сознания
строителя социализма, простого советского человека. Фильм строился на
достоверном, почти документальном наблюдении за крестьянами средней
полосы России. Но как только на экране оказывалась конкретная
человеческая судьба, социально-производственные, идеологические
установки советских колхозников отступали на второй план. Историю Аси
Клячиной режиссёр продолжил, но уже в 1994 году, показав свою героиню на
новом историческом витке. Однако в «Курочке Рябе» разговор о судьбах
России приобрёл притчево-анекдотическую заостренность.
В своих экранизациях классических произведений русской литературы
(«Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1970) исследует тему родного
дома, гнезда. По каким-то мало постижимым для героев законам их родной
дом оказывается шатким, кренящимся к разрушению. Как Лаврецкий (Л.
Кулагин) в «Гнезде», так и Астров (С. Бондарчук) и Войницкий (И.
Смоктуновский) в «Дяде Ване» (приз «Серебряная раковина» Международного
кинофестиваля в Сан-Себастьяне), ищут опору для себя в родной почве, с
большим трудом нащупывают её, а то и утрачивают навсегда.
Самыми выразительными с визуальной точки зрения стали многослойный в
жанровом отношении «Романс о влюблённых» (1974, Гран-при кинофестиваля в
Карловых Варах) и кинопоэма «Сибириада» (1978, Гран-при Каннского
кинофестиваля), вызвавшие бурные споры в кинематографической среде.
Именно здесь режиссер наиболее полно воплотил феномен миросознания
советского простого человека.
В начале 1980-х годов Кончаловский уехал на запад, где снял несколько
картин в США: «Возлюбленные Марии» (1984), «Поезд-беглец» (1985),
«Счастливые люди» (1987), «Гомер и Эдди» (1989, Гран-при Международного
кинофестиваля в Сан-Себастьяне). Всем этим фильмам сопутствовал
относительный успех.
В начале 1990-х годов вернулся в Россию, где поставил два фильма:
«Ближний круг» (1992) и «Курочку Рябу». В 1998-1999 годах выпустил две
автобиографических книги, связанных общим замыслом: «Низкие истины» и
«Возвышающий обман», в которых с обнажённой откровенностью поведал о
собственной судьбе человека и художника.
В 1997 году был выбран американскими продюсерами для постановки
мини-сериала «Одиссея» и блестяще справился с нелёгкой задачей
воплощения древнейшей поэмы. Сериал получил в США телевизионную премию
«Эмми».
В 1992 году возглавил широкомасштабную акцию «Неворованное кино».
Продолжает выступать в роли режиссёра-постановщика спектаклей, в том
числе музыкальных, сценариста и постановщика фильмов в России и за её
пределами (фильмы «Дом дураков» (2002, Гран-при жюри на 59-м
Венецианском кинофестивале), «Лев зимой» (2003), «Глянец» (2007)).
В 2009 году был сопродюсером фильма «Последнее воскресение» — о
последних днях жизни Льва Толстого. Фильм получил несколько наград
премии «Золотой Глобус».
В творчестве Кончаловского нашли отражение и авангардистские технологии.
В 2010 году сначала в США, а затем в России состоялась премьера
новогоднего фантасмагорического фильма «Щелкунчик и Крысиный Король», снятого режиссёром в формате 3D по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана и балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002).
С 2010 года — член Общественной палаты Российской Федерации.
С апреля 2013 года — президент киноакадемии «Ника».
Автокатастрофа в октябре 2013 года
12 октября 2013 года Кончаловский попал в аварию на юге Франции, в которой пострадали он и дочь Мария (род. 28 сентября 1999). Режиссёр не справился с управлением арендованным «Мерседесом», выскочил на полосу встречного движения и столкнулся с другим автомобилем. Дочь Кончаловского не была пристёгнута ремнём безопасности, получила травмы и в тяжёлом состоянии, без сознания оказалась в реанимации клиники Hôpital de la Timone в Марселе.
Спустя три месяца, по состоянию на 21 января 2014 года, девочка с диагнозом «черепно-мозговая травма» не выходила из комы, состояние оставалось стабильно тяжёлым. Рядом с Марией всё это время находились родители. Спустя пять месяцев после аварии девочка по-прежнему находилась в состоянии искусственного сна. По данным на май 2014 года состояние Марии медленно улучшается, у неё есть шансы вернуться к полноценной жизни. В марте 2015 года стало известно, что Мария находится в поверхностной коме, ей сделана операция, девочка перевезена в дом родителей в Италии.
По состоянию на май 2017 года о состоянии Марии Кончаловской более ничего не известно.
Личная жизнь
Андрей Кончаловский был женат пять раз, его жёны:
Ирина Кандат, балерина (с 1955 по 1957).
Наталья Аринбасарова, балерина и актриса (с 1965 по 1969).
Вивиан Михалкова (Годе), французский востоковед (с 1969 по 1980).
Ирина Мартынова, диктор телевидения (с 1990 по 1997).
Юлия Высоцкая, актриса и телеведущая (с 1998 года по настоящее время).
Дети
сын Егор Кончаловский (род. 1966), кинорежиссёр (от второй жены).
дочь Александра (род. 1970) (от третьей жены).
дочь Дарья (род. 1980) от актрисы Ирины Бразговки.
дочери: Наталья (род. 1991) и Елена (род. 1993) (от четвёртой жены).
дочь Мария (род. 1999) и сын Пётр (род. 2003) (от пятой жены).
Внуки
внучка Мария (2001) — дочь Егора.
две внучки и два внука от дочери Александры.
три внука и одна внучка от дочери Дарьи.
Признание и общественная деятельность
Творческая деятельность режиссёра получила признание как в России, так и во многих странах мира.
2002 год — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.
2005 год — офицер ордена Искусств и литературы Франции.
2008 год — «Золотая звезда» международного кинофестиваля в Марракеше: за вклад в развитие мирового кинематографа.
В 2010 году получил орден Почётного легиона во Франции.
26 августа 2016 года Андрею Кончаловскому присуждена международная католическая кинопремия имени Робера Брессона. Награда была вручена 9 сентября 2016 года в рамках 73-го Венецианского кинофестиваля.
С 2010 года член Общественной палаты Российской Федерации.
В 2010—2013 годах проживает с семьёй как в России, так и за границей, в Италии, в зависимости от того, где работает. С октября 2013 года, после автокатастрофы под Марселем и госпитализации дочери, обосновался во Франции.
В сентябре 2011 года Кончаловский скептически отнёсся к выдвижению фильма своего брата Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» на премию «Оскар», присуждаемую Американской киноакадемией. За несколько лет до этого Кончаловский покинул российский Оскаровский комитет, будучи убеждён, что тот не отражает соотношение сил в российском кинематографе. Кончаловского и Михалкова разъединяют и мировоззренческие разногласия по ключевым государственным и общественно-политическим проблемам. Что, в частности, нашло отражение в книге-дилогии «Низкие истины», где Кончаловский рассказал о взаимоотношениях в творческом семействе.
С апреля 2013 года Кончаловский — президент киноакадемии «Ника».
Анализируя в апреле 2013 года ситуацию в отечественном кинематографе, среди талантливых режиссёров современной России Кончаловский выделил Алексея Балабанова (вскоре ушедшего из жизни) и Валерию Гай Германику.
В марте 2015 года Кончаловский и Михалков предложили В. Путину идею создать национальную сеть общественного питания в форме кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!» — в качестве альтернативы западным сетям фастфуда и с целью импортозамещения. С учётом социально-политической направленности проекта обратились за содействием Правительства России, оценив инвестиции в 971,8 млн руб. с выходом на окупаемость почти через 5 лет. Лицом новой сети должна стать Высоцкая, приготовление блюд будет происходить на региональных фабриках-кухнях, а меню на 30-40 % будет готовиться из региональных продуктов. Путин поддержал проект.