Вячеслав Раснер, экскурсовод из Санкт-Петербурга

В прошлом бездомный, стал одним из самых знаменитых гидов Петербурга и зарабатывает себе на жизнь, рассказывая удивительные истории о домах на Невском проспекте

«На меня обрушилась едва ли не всенародная любовь! Я не Филипп Киркоров, не Максим Галкин и даже не Ален Делон, а меня все любят! Кормят как на убой, подарками задаривают. Я каждый раз спрашиваю людей, почему из огромного числа питерских экскурсоводов они выбирают меня. А они отвечают, что интереснее, чем я, никто про Петербург не расскажет. Может, это действительно так?

О жизни до улицы

До пенсии я работал учителем географии и биологии, в прошлом веке окончил педагогический институт. Было время, когда я изучал историю Петербурга и водил экскурсии в Петропавловскую крепость. Жил в двух комнатах в коммунальной квартире, но не один, а с живностью: было у меня 12 собак, 6 кошек. Это обстоятельство не очень нравилось другим жильцам. Они жаловались на меня во все инстанции, хотели выселить, но суд не позволил, только пришлось всех моих животных пристраивать в приюты. Я до сих пор жалею, ведь они меня ждали, а я так и не забрал их обратно домой. Помню их глаза…

Тогда я стал думать, как бы мне мои комнаты обменять на жилье с отдельным входом, чтобы никому не мешать с животными. Помогла знакомая: она свела меня с человеком, который был готов обменять свою «однушку» на мои комнаты. Меня предупреждали, чтобы я квартиру оформлял только на себя, но что-то пошло не так. Этот человек оказался «черным риелтором», и я оказался на улице. 13 июня 2010 года я ушел из дома с единственной сумкой, книгой и мобильным телефоном. Так несколько лет я и жил на улице, питался тем, что подавали, а ночевал, где придется. Потом стал немного зарабатывать проведением экскурсий. Сейчас дела пошли лучше: мне помогли восстановить утраченные документы, я стал получать пенсию.

О судьбоносной встрече и первой экскурсии

В феврале 2016 года я познакомился с волонтером из благотворительной организации «Ночлежка» Светланой. Она стала обо мне рассказывать своим знакомым, начала помогать мне через Интернет. Понемногу благодаря ее усилиям люди обо мне узнали и пошли на мои экскурсии. Первая обзорная экскурсия по Невскому проспекту называлась «25 рассказов». Ко мне тетенька подошла и спрашивает цену экскурсии, а я отвечаю, что 250 рублей. Она еще так сильно удивилась, что и цен таких нет, уж больно дешево. Потом мужчина подошел с тем же вопросом о цене, а я не спасовал, говорю: «500!». И пошли мы с ним по Невскому. Дошли до площади Восстания, а он достает тысячную купюру и еще сверху 350 рублей чаевых. Я чуть не упал! Говорю ему, что слишком много, а он мне только знает, что одно твердит, мол, сам петербуржец, а столько интересного о родном городе узнал.

Бывает, что много людей приходит на экскурсию, а бывает ни одного. Ну не пришел никто, что ж теперь, стреляться что ли? Сегодня никого, завтра – полно народу. Обычно я провожу экскурсии в 9, 12 и 15 часов. Стоимость с человека – 750 рублей.

Об авторской экскурсии

Я пенсионер, ведущий активный образ жизни, самостоятельно разработал авторскую экскурсию, которая называется «Невский проспект. Дом за домом». У меня как у настоящего экскурсовода есть табличка, где указано название моей экскурсии. Все как следует, по уму. Я работал над этой экскурсией достаточно долго, несколько месяцев провел в отделе петербурговедения, что находится в Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского на Фонтанке. Там особенно мне нравилась книга «Невский проспект: дом за домом». Сейчас я купил себе такую же – если что-то забываю, то заглядываю в нее. А вообще, программа отскакивает у меня от зубов. Экскурсовод обязан все знать от и до, без протяжных «э-э-э». Мне часто говорят, что я веду экскурсию так, будто читаю невидимую для всех книгу. А может, я и правда читаю, как думаете?

Еще говорят, что я хороший рассказчик. Я тоже так считаю. Моим экскурсантам говорю: «Посмотрите направо, налево, и двигаем дальше». Вообще, краткость для гида – вещь необходимая!

О популярности

Я всегда у людей спрашиваю: «Почему вы выбрали в качестве гида бомжа?». А они мне все как один отвечают, что уж больно отзывы обо мне хорошие. Ну раз хорошие, нужно держать марку.

Мне тут рассказали, что про меня пишут в газетах и в Интернете, оказывается, я самый известный гид-бомж Петербурга. Ну хорошо, что не России, может, когда-нибудь и по всей стране громыхнет моя известность!

О людях, которые помогают

Выхожу я на улицу в 4 часа утра, чтобы к открытию метро попасть на станцию метро «Горьковская», там меня уже все знают. Выходящие из метро мне очень часто приносят еду, питье, деньги. Даже, бывает, презенты мне преподносят, поэтому я «как денди лондонский одет», как писал Александр Сергеевич.

Мне помогает очень много людей. Кто-то бывал на моих экскурсиях, кто-то читал где-то обо мне. Есть моя попечительница Алла, она всегда меня встречает у метро и передает вкусную еду и бутылку с горячим чаем. Я уже так привык, что каждое утро приношу пустую бутылку в обмен на полную.

О любви к Петербургу, жилье и кошках

Я люблю весь Петербург, но самый родной район – бывший Октябрьский, Театральная площадь. В детстве я жил в доме двоюродного брата деда Лермонтова и ребенком гулял по Театральной площади. Самые яркие воспоминания остаются у нас из детских лет. Некоторое время я обитал в жилье социального найма, а сейчас перебрался в приют. Теперь я не бездомный, но привычки остались, конечно. Живу рядом с каналом Грибоедова, прям как в детстве. Я уже неплохо обжился, обзавелся девочками – Катей и Лизой. Это мои кошки. А зовут их так в честь российских императриц. Неужели я их Мурками звать стану? Им нужны благородные имена.

О литературе, алкоголе и дикарях

Я отлично знаю русскую классику. Можно ничего, кроме нее, не читать и быть образованнейшим человеком. «Невский проспект для Петербурга составляет всё». Чьи слова? Правильно, Николая Васильевича Гоголя. Любимый писатель у меня Достоевский. Никто глубже него не постиг человеческую душу. Что еще люблю? Петербург, но это я уже говорил. Больше всего мне нравится на Театральной площади. А не люблю алкоголь, вообще не пью и не понимаю тех, кто его употребляет. Не люблю дикарей – это те, которые обижают животных. Вообще, все люди добрые, но иногда с ними что-то случается, тогда они становятся дикарями.

О родных

Родители у меня давно умерли, семьи нет. Есть у меня кузина, но я несколько лет назад, после операции по удалению грыжи, наведался к ней в гости. Она не очень-то обрадовалась мне. Вернее сказать, совсем не обрадовалась – на порог меня не пустила. А ведь знала, что идти мне некуда. Такую родственницу и врагам не пожелаешь. Но разве у меня есть право унывать? Нужно, как говорил Некрасов, «сеять разумное, доброе, вечное». И я сею. Может, взойдет. Нет, точно взойдет! Вы верите? Я – да…».
#ИсторииИзЖизни

Комментарии

Комментариев нет.