#книги

📚Почему читать книги вместе с детьми не только полезно (например, для развития навыков речи, воображения и так далее), но еще и терапевтично и для детей, подростков, и для самих родителей? Как специалисты: психологи, учителя, социальные работники могут применять литературу в своей работе? Как книги могут помочь окружающим: родителям, братьям, сестрам или обществу в целом, принять и понять людей с особенностями? - рассказывает международный эксперт, специалист по инклюзивному образованию - Рахат Орозова.
📕 Что такое книготерапия?
“Книготерапия – это психотерапевтическое воздействие на человека с помощью чтения и обсуждения специально подобранных книг. Книги, как лечебное средство использовались с древних времен. Например, над входом в одну из самых больших библиотек Древнего Египта, основанной в 1300 году до н.э. фараоном Рамзесом II, золотыми буквами была высечена надпись - «Место исцеления души». Египтяне считали книгу лекарством, способным сделать человека сильным, умным и благородным.
В XVIII в. в странах Европы в психиатрических больницах стали широко применять терапевтическое чтение, с этой целью при больницах создавались библиотеки. Врачи, используя чтение книг в качестве терапии, объясняли это тем, что чтение отвлекает человека от боли, улучшает настроение, избавляет от бессонницы, способствуя выздоровлению больных.
Начиная с XIX века, в библиотеках всего мира стали широко распространяться программы библиотерапии, в рамках которых посетителям публичных библиотек предлагались подборки книг, помогающие справиться с депрессией, тревожностью, стрессом, страхами. Эти материалы, в основном, являются ресурсами самопомощи, позволяющие рассмотреть свои личные проблемы через призму литературных произведений.
Впервые термин «библиотерапия» был введен в лексикон Сэмюэлем МакКордом Кротерсом в 1916 году: он употребил его в своей статье «Литературная клиника», которая вышла в журнале Atlantic Monthly.
В настоящее время библиотерапия широко применяется не только в медицине, психиатрии, психотерапии и психологии, но и взята на вооружение специалистами социальной работы. Её активно используют в пенитенциарной системе при оказании паллиативной помощи, в реабилитационных центрах в процессе игровой терапии и т.д.
📘В чем польза?
Коллектив авторов пособия «Использование библиотерапии в практике клинической социальной работы» отмечает, что в социальной работе этот метод используется с целью:
☑Информировать о проблеме, повысить осведомленность людей;
☑Понять ситуацию, свое состояние, способствовать выявлению трудностей, проблем, барьеров;
☑Стимулировать обсуждение проблем, дать возможность человеку высказаться;
☑Пересмотреть жизненные ценности и взгляды;
☑Помочь принять реалистичное решение, поскольку большинство клиентов имеют ограниченные предварительные знания или личный опыт решения стоящих перед ними проблем.
☑Читая литературное произведение, человек может идентифицировать себя с персонажем со схожей проблемой, и, таким образом, углубить понимание своих собственных мотивов, мыслей, чувств.
☑Описываемые в книге конфликты, и эмоциональная реакция персонажа может помочь определить суть проблемы. Книготерапия может способствовать стимулированию дискуссии о проблеме, которая иначе не может быть обсуждена из-за страха, вины или стыда.
☑С помощью терапевта чтение также может быть использовано в качестве средства, помогающего людям выразить свои чувства по отношению к проблеме, с которой они столкнулись.
☑Также библиотерапия может оказать положительное влияние на изменение отношения общества к людям с особенностями или людям попавшим в трудную жизненную ситуацию.
☑Такая методика является полезным инструментом помощи людям в противостоянии проблеме, если они находят в книге успешный кейс преодоления главным героем таких проблем.
☑Книготерапия может быть полезна в построении межличностных отношений. Например, если у людей появились проблемы в отношениях со сверстниками или в семье, прочитав о том, как другие семьи справляются с проблемами, человек может прийти к решению своих собственных.
📗Как это работает?
✔Приведу пример - одна из родителей детей с синдромом Дауна познакомилась с книгой Джакомо Маццариола «Мой брат – супергерой», в которой автор делится историей о том, как в их семье появился ребенок с синдромом Дауна. Он описывает свои переживания, стресс, который испытали все члены семьи и его опыт принятия младшего брата с особенностями развития. Мама предложила почитать эту книгу в группе родителей с синдромом Дауна, членом которой она является. На встречах в группе каждый родитель по очереди читал очередную главу, затем они обсуждали описанный в книге и свой собственный опыт. Во время этих сессий родители обратили внимание на свое отношение к детям, не имеющим инвалидность.
Оказалось, что они часто наделяют их ролью «суррогатных родителей», неформальных учителей и друзей, что, по убеждению родителей, предваряет опыт отношений ребенка с инвалидностью в будущем со сверстниками и взрослыми.
В то же время обсуждения показали, что отношения между детьми с инвалидностью и их братьями и сестрами нередко складываются драматически. Некоторые родители отметили, что в их семьях внимание и любовь родителей распределяются непропорционально, поэтому братьям и сестрам детей с инвалидностью кажется, что они нелюбимы, их основная роль – участвовать в заботе о ребенке с синдромом Дауна.
После чтения и обсуждения этой книги и своего опыта родительства в группе участники решили кардинально изменить отношение к своим детям без инвалидности, уделять им время, обсуждать их чувства.
✔Вот ещё один пример - в книге «Голос» Дарьи Доцук главная героиня испытывает панические атаки, которые стали ее преследовать после взрыва в метро, где девушка оказалась ранним утром по дороге в школу. В произведении описываются симптомы панических атак, которые она поначалу скрывает от родных и близких. Оказавшись в состоянии, когда ее жизнь стала невыносимой из-за страха смерти и потери контроля над собой, она осознает, что это – проблема и ее нужно решать. Эта книга рекомендуется людям, имеющим такие расстройства для того, чтобы они, не стесняясь, обращались за помощью специалистов.
Проживая опыт героя, человек приходит к пониманию, что его проблема не уникальна, а универсальна: многие люди сталкиваются с такими же трудностями и преодолевают их. Это позволяет человеку снять эмоциональное напряжение и обрести надежду.
✔В книге «Чашечка утешения для родителей детей с аутизмом» американская писательница Колин Селл собрала вдохновляющие правдивые истории, в которых рассказывается о силе, любви и преданности, которые семьи детей с аутизмом используют в повседневной жизни. В ней семьи делятся опытом воспитания детей с расстройством аутистического спектра, построение коммуникации, создания благоприятной среды для их развития. Эта книга успешно используется в библиотерапии специалистами, работающими с семьями детей с аутизмом.
Такие методики, как арттерапия, библиотерапия, очень эффективны в инклюзивном образовании и в социальной работе".
*Текст создан на основе материала КАЗИНФОРМ

Комментарии

Комментариев нет.