27 сентября 1863 года в Петербурге открылся первый Российский детский сад.

Живое описание детского сада m-me Люгебиль было опубликовано в 1864 году в журнале «Современник» .
Приведем небольшую выдержку из статьи (Детский сад. Дебют в России. Сост. Русаков А.С. // Современник, Т. СV. 1864, ноябрь-декабрь. М.: Линка-Пресс. 2011):
«…Наше обозрение мы закончим известием, которое как подарок мы приносим всем петербургским жителям, хлопочущим теперь об устройстве детской елки. Если наше известие возбудит их серьезное внимание и к концу будущего года в Петербурге откроется еще несколько заведений подобных тому, о котором мы сейчас поведем речь, то мы будем думать, что на нынешнюю елку мы сделали детям самый лучший подарок.
… Мы открыли в Петербурге детский сад, устроенный по системе Фрёбеля. Сад этот существует уже более года – и, однако ж, доселе о нем не было ни слуху, ни духу. Мы услыхали о существовании его совершенно случайно – и признаемся, с большим недоверием о пользе подобного дела у нас. Во-первых, детские сады это выдумка немецкая…
Тут непременно, думали мы, детей муштруют, делают их умненькими, подгоняют под однообразную форму живых машинок. А затем, думали мы, – если в Германии и есть детские сады, из которых умная педагогика умеет устранять недостатки, более или менее неразлучные с чинным немецким воспитанием – то, возможно ли это у нас? Нас, однако, приглашали идти – посмотреть, и своими глазами убедиться в неосновательности обуревавших нас сомнений.
Мы последовали этому совету и, при первом же посещении сада, действительно разубедились в наших сомнениях. Веселые лица детей, смех, говор, резвость показали нам, что они не терпят здесь никакого принуждения или стеснения.



… Детский сад основан в Петербурге m-me Люгебиль, женой профессора петербургского университета, хорошо знакомой с устройством заграничных детских садов. Впрочем, для тех, в ком родилось бы желание устроить детский сад, мы должны заметить при этом, что для устройства детского сада не нужно никакой особенной хитрости. Довольно побывать в нем несколько раз, чтобы понять, в чем дело. Но чтобы сад был действительно садом для детей, надобно иметь от природы безграничную любовь к детям; надобно во все то время пока дети находятся в саду, самому превращаться некоторым образом в ребенка.

Мы думаем, что скажем m-me Люгебиль самую лучшую похвалу, когда скажем, что собирающиеся у нее дети почитают ее за своего старшего товарища. Она не отлучается от них ни на шаг во все время пребывания их в саду, делая и выделывая то же самое, что делают и выделывают дети. Она работает вместе с ними, поет вместе с ними, подыгрывая на фортепьяно, участвует с ними в гимнастических упражнениях, играет наряду с ними в разные детские игры, совершающиеся обыкновенно также с разными припевами, рассказывает им сказки; разрешает разные их вопросы и проч. и проч., и все это повторяется каждый Божий день, исключая праздничных дней!



… Сад m-me Люгебиль посещает до настоящего времени около 30 мальчиков и девочек от 3 до 6 лет. Они приходят сюда в половине 11 часа утра и возвращаются домой в половине З-го. Первый час по приходе посвящается обыкновенно на различные гимнастические упражнения; второй час – работы; третий приходится на завтрак и отдых, которым каждый располагает по своему вкусу; четвертый в ритмических играх, соединенных с пением, также в рассматривании картин, рассказах, сказках и т. п. Мы обозначаем главные занятия каждого часа только для того, чтобы показать их разнообразие. Но и в указанное для известных занятий время дети не насилуются и не принуждаются принимать в них непременное участие. Для не желающих принимать участие одно требование, – чтоб они не мешали другим. Но такие нежелающие бывают весьма редко и исключительно из новичков, которые еще не присмотрелись к игре.

… Детский сад помещается на Васильевском острове, в небольшом деревянном домике, находящемся в саду. Летом дети проводят время в саду; зимой в двух довольно больших комнатах, из которых главная остается без всякой мебели, чтобы была просторнее. Впрочем, и зимой за полчаса перед уходом домой желающие из детей отправляются в сад, где для них сделана небольшая горка для катанья, имеются маленькие санки, лопатки и т. п.

Иной читатель может спросить нас: для чего нужны и какой цели достигают эти сады?



… Хорошие детские сады так же необходимы в деле образования, как необходимы школы для более взрослых детей. Последние, т.е. школы, должны составлять только продолжение первых. Если не может быть никакого сомнения в том, что можно и должно развивать ребенка с самых ранних лет и физически и нравственно, сообразно его возрасту, то всякое заведение, прямо ведущее к этой цели, есть заведение не только полезное, но необходимое, если не имеется в виду никаких других средств достигать той же цели…

… В особенности же желаем, чтоб Петербургские жители озаботились поскорее размножением садов для детей. Нигде так не чувствуется нужда в детских садах, как в Петербурге».

Работа детского сада базировалась на передовой для того времени педагогической системе Фрёбеля, которая была основана на полной любви к детям и на полном признании потребностей их природы. Нужно отметить, что эти идеи были заложены и в основные принципы педагогики школы К.Мая. Супруги Люгебиль и Карл Май были единомышленниками и соратниками.

Супруги Карл и Софья Люгебиль. Основатели первого в России детского сада, открытого 27 сентября 1863

Комментарии