ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ

Во время редких, неспешных прогулок по моему родному городу Минску, я с интересом наблюдаю за его архитектурным развитием. И не только с точки зрения обывателя. Все-таки по образованию я - искусствовед и что-то об архитектуре еще помню.Минск хорошеет. Ушли в прошлое (Слава Богу!) безлико- однообразные архитектурные ансамбли типа «Зелный луг», которые когда-то даже премировались. С высоты прожитых десятилетий понимаешь, что это была архитектура бедности, которая не рождала богатства воображения.Сейчас во всех районнах построены и строятся много приличных зданий с признаками архитектуры. Есть, конечно, издержки в излишней стекловидности некоторых строений, но, к счастью, на эту проблему обратил внимание Президент. Значит, со стекловидностью будет всё в порядке.

Много критики было по поводу строительства ледовых дворцов, а мне кажется, что это хорошо. Пусть люди к спорту приобщаются. Это лучше, чем водку пить. Можно было бы к ледовым дворцам достроить ещё и водные дворцы, учитывая наш очень короткий белорусский купальный сезон.К сожалению, на фоне общего архитектурного благополучия есть и архитектурные «ляпы», притом, как мне кажется, очень значительные. Вот о них мне хочется поговорить подробнее.Центр Минска, как и прежде, стилево определяет так называемый «сталинский модерн» или «неоклассицизм». Он – визитная карточка города. В своё время нынешний проспект «Незалежнасці» сравнивали с ленинградским Невским проспектом. Особенно красивыми были зона парка имени Горького, переходящая в сквер Янки Купалы и далее в зелёную панораму набережной с красивыми строениеями цирка, телецентра, Штаба БВО, Оперного театра. Всё гармонично, грамотно выдержано в пропорциях…
И вдруг, как кость в горле, как гвоздь в одном месте, возник гостиничный комплекс рядом с цирком. Он сразу разрушил всю соразмерность парково-архитектурной зоны, просто «убил» перспективу подхода к Площади Победы, со знаковым для всх белорусов памятников Победы, особенно со стороны площади Якуба Коласа. А ведь эта перспектива была не хуже перспективы Елисейских полей с Триумфальной Аркой в Париже.
С профессиональной точки зрения – это архитектурное преступление. За такое надо судить, но почему-то все молчат. Ладно,молчат простые люди, но у нас есть же, наверное, и грамотные архитекторы- профессионалы? И подкрепляет этот первый «ляп», стоящий ви-за-ви, по другую сторону парковой зоны – «Чижиков» дом. «Творение века» номер два, возведённое тоже в самом центре Минска.
Уродливая многоэтажка «нависла» над воссозданным Троицким предместьем и архитектурно уничтожила его своей нелепостью, и, в добавок, навредила творению академика Иосифа Григорьевича Лангбарда – Театру оперы и балета. Кроме того, вместе с Дворцом Республики, вернее, его неприглядным задом, эти два «шедевра» угрожающе нависли и над Верхним городом.
Раздумываю – кто это всё задумал и построил? Автора сюда, автора!!! Никто не признаётся, не гордится собственными творениями. Может, стыдно? Хоть нам, минчанам, от этого стыда нет никакого толка. Вот если бы начали собирать деньги на снос гостиницы и «чижикова» дома, я первый сделал бы взнос.Огорчённый, продолжаю прогулку, ищу позитив, чтобы перенастроиться, и замечаю одну хорошую, возвращённую традицию – возведение храмовых зданий. Приятно, что как православных, так и католических, протестантских. мусульманских.Я по своему, ещё советскому, воспитанию – условно-верующий человек. Верю, что Бог есть, но мне кажется, что он един для всх и деление на конфессии кем-то и зачем-то придумано. Но суть не в этом.Храм сам по себе - это и полезно, и красиво. Религия – аполитична, её цель – воспитывать душу человека.Так вот, к сожалению, элементы политики есть и в минском храмовом строительстве.Извиняюсь, но здесь необходимы некоторые архитектурные пояснения. И не для демонстрации собственной эрудиции, а для правильного понимания проблемы.Какие вековые традиции существуют в храмовом зодчестве нашей Беларуси? В период ранней христианизации Руси общим для Киева, Полоцка, Новгорода был византийский стиль – крестово-купольный храм с разным количеством куполов. Такими были Храмы Софий в этих городах и подражания этому стилю в более мелких поселениях. В колонии Киевской Руси – Залесье – эта традиция продолжалась в Успенском соборе во Владимире, храме Покрова на Нерли и прочих. Это было общей традицией храмового строительства в домонгольский период. А вот потом, в послемонгольский период, традиции разошлись в разные стороны.В Беларуси – Литве (Великом Княжестве Литовском) доминирующим архитектурным стилем стало «виленское барокко» – храм с двумя боковыми башнями-колокольнями и центральным щипцом. Примеров множество по всей Беларуси, начиная с минских православного и католического Кафедральных Соборов, воссозданной Софии в Полоцке, построенные друг на против друга православный и католический Храмы в Глубоком, Храмы в Витебске и многие другие.Киевская Русь, разрушенная и разграбленная монголами, затаилась, лишившись государственности, оригинальной архитектуры не создала. Залесье-Московия спокойно отсиживалась в Золотой Орде, будучи её частью-улусом. За два века окрепла, разбогатела и уже Великим Московским княжеством вышла на историческую арену. Разгромила другие части Орды – Казанское и Астраханское ханства – и на пике победы родила оригинальный, московский архитектурный стиль, так называемое «шатровое» зодчество. Да,да! От шатра кочевников. Первые памятники-церкви в Коломенском, Дьякове и самый знаменитый памятник церковь Покрова, что во рву (Собор Василия Блаженного) , архитектура которого пестрая, раскрашенная и очень азиатская.И поехала, побежала ордынская традиция по всей Московии. Слава Богу, что Кремль строили не в новой традиции, а пригласили итальянцев. Потом всё-таки и Кремль немного подпортили, построили шатры на башнях крепостных стен.Да ладно. Всё это можно прочесть в интеренете. Давайте поговорим о том, чего прочесть там не удастся. Например, почему в Минске, рядом с Восточным кладбищем появился типично «шатровый», величественный, весь позолоченный Храм всех святых (написал величественный, а рука хочет написать «выпендрёжный»). Храм с претензией быть главным. Почему появился? У нас же ордынской традиции никогда не было – монголы до нас не дошли. Храм, судя по всему – дар Минску от Московского патриархата. Такое «неназойливое» проталкивание идеи непрерывности нашего общего исторического и религиозного развития. Ошибаются московские батюшки. Непрерывность исторически не просматривается. Общее существование началось после разрушения нашего белорусского государства – ВКЛ. И «шатровый» дар Московского патриархата похож на троянского коня.
На фото: Всехсвятская церковь (Минск) и Церковь Вознесения (Коломенское)
Есть более позитивные примеры в современном храмовом строительстве.В доброй византийской традиции построен храмовый комплекс на выезде из Минска в направлении Гродно, храм в Зелёном Луге-3, храм в Севастопольском паркеи еще в некоторых местах. Хорошо! Жаль только, что нет строений в стиле «виленского барокко», или более современном стиле, как в польском Белостоке, где есть великолепные храмы в стиле «православный модерн».
На фото: Храм Воскресения Христова (Минск)
На фото: Успенский собор (Витебск)Есть ещё одна традиция застройки, которая поневоле обращает на себя внимание. Это коттеджи-особняки. И не только в масштабах Минского района, а в самом городе. Притом, в самых престижных районах, например, в Дроздах. Не хочется считать чужие деньги, но невольно возникает вопрос: «Кто же они, наши богатейшие граждане, которым по карману многомиллионные (в долларах) особняки?» Засветитесь, пожалуйста, может спонсорами станете нашего с вами белорусского национального искусства. Ау-у-у-у! Не слышно пока ответа, а был обы интересно знать.Прогулка есть прогулка. Замечаешь ито, что не хотел бы замечать.Прилетая в наш Национальный аэропорт Минск-2 какую вы, в первую очередь, видите рекламу? Правильно! КАЗИНО! Да не одного! Попробуйте пересчитать! Как здесь не вспомнить, что в «едином» нашем с Россией государстве, во второй, большей его части, в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге и прочих – казино вне закона. А в Минске? Пройдите по кольцу вокруг политехнического и радиотехнического университетов, и посчитайте сколько вокруг игорных заведений. Они как будто говорят студентам: работая – не заработаешь, а вот играя…
В общем, «Лас Вегас Союзного государства»! Городу деньги нужны, и неважно, какие деньги. Как в Древнем Риме у Веспасиана: «Деньги не пахнут!» Хоть это очень греховные деньги. Как правило, они больше разрушают, чем созидают.Написал это и расстроился. Не по душе мне этот всеобщий потребительский призыв – живите, развлекайтесь, играйте, потребляйте!Было бы понятно, если бы мы строили олигархический, бандитский капитализм, как у «старшего» брата, но ведь наш идеал – социально ориентированное общество! Что-то маловато социалки! Я воспитан на других лозунгах. Работайте! Хотите хорошо жить – хорошо работайте! И работающий, рабочий человек для государства важнее. И жить он должен лучше играющей, потребляющей и развлекающейся публики.Скажете, что это советские идеи? Так я и не скрываю – эта часть советских идей мне нравится.

http://dudkevich.by/vse-kategorii/ob-iskusstve/progulka-po-gorodu/

Комментарии

Комментариев нет.