«Одну Россию в мире видя…»

Умер Илья Глазунов, один из самых оригинальных, спорных
и обсуждаемых художников современности
В упрек Глазунову обычно ставят три вещи:
1) «недостатки» техники исполнения;
2) политизированность работ («пропагандистский пафос»);
3) элемент конъюнктурности (обилие парадных портретов в творчестве Глазунова).
По поводу первой претензии: всё, что есть у Глазунова оригинального – его тяготение к иконописи, определенная манера стилизации, его преодоление реалистичной техники, которое далось ему легко и
естественно, - безусловно вызывает зависть у бесталанных и бесхарактерных критиков.
О всех рассуждениях по поводу техники прекрасно выразился в свое время Крамской: "...мысль, и одна мысль, создает технику и возвышает ее. Оскудевает содержание, понижается и достоинство исполнения" ("И. Е. Репин и И. Н. Крамской. Переписка", 1949, стр. 65, 134).
Мысль – это то, что отличало Глазунова.
Мысль требовала больших полотен. Его картины литературны. Они говорят, и говорят в лучших традициях русской живописи.
Что касается конъюнктурности (обилия парадных портретов в творчестве Глазунова), то хочется привести в пример работы Веласкеса, ван Дейка, которые писали королей и лордов, и это
никого не смущало. И, главное, не заставляло сомневаться в их таланте. Рубенс писал на заказ безумные по содержанию работы под названием «Охота на бегемота» или «Охота на крокодила» и зарабатывал этим на безбедную жизнь. Возможно, даже писал эти работы с внутренней улыбкой, а, может быть, и с удовольствием.
Наличие в творчестве Глазунова портрета Собчака можно смело сравнить с рубенсовским бегемотом или крокодилом. Есть такой зверь.
По поводу политизированности: искусство, вообще, политизировано. Пушкин политизирован. Передвижники политизированы. Но упрекают почему-то Глазунова. Видимо говорит он столь ярко и внятно, что у
определенной аудитории возникает желание его заглушить.
Но яркая и внятная речь, обращенная к людям и одновременно идущая от народа, - это уникальное для нашего времени явление. Народный художник, живущий страданиями своей страны, - это так по-русски, настолько в духе 19 века (так по-некрасовски, по-есенински) и в то
же время так современно. С этой точки зрения Глазунов – ни с чем не сравнимое явление в современном российском искусстве.
Глазунов был без сомнения СЛОВОМ в живописи. Словом о России.

Комментарии