РУССКИЕ ПРЯЛКИ

Русские прялки — уникальное явление народной художественной культуры. В них наиболее полно раскрывается художественное чутье русского крестьянина, умевшего превращать бытовой предмет в произведение искусства. Прялка была одним из излюбленных подарков мужчины женщине, особенно жениха невесте.За подаренную отцом или братом маленькую прялочку девочка садилась с пяти — семи лет, и потом не расставалась с ней всю жизнь. Обильный и разнообразный декор прялок — своего рода хранилище народной памяти. В России известно более 30 типов художественных прялок.
Необыкновенно изящны столбчатые составные прялки со сквозной резьбой ножки в виде многоэтажной башенки. Число этажей с арочными окошками достигает иногда пятидесяти. Эта форма прялки — подражание архитектурным образам шатровых храмов и колоколен XVII века.
Вологодская прялка превращалась иногда в целое резное панно. Считалось, что чем шире у нее лопаска, тем она красивее. На резных прялках с Русского. Севера можно увидеть крупную розетку, издревле символизировавшую солнце, и не случайно сзади лопаски именно в этом месте привязывалась кудель. В народной поэзии лучи солнца именовались золотыми кудрями и золотыми нитями, и прядущая женщина вроде бы из самих солнечных лучиков скручивала свою нить. О том, что еще недавно русский крестьянин представлял солнце в человеческом обличье, тоже свидетельствуют прялки: на одном уникальном донце ярославской столбчатой прялки изображен резной лик солнца в окружении ореола лучей.
Как делали прялки
Стоит на лесной опушке разлапистый пень. Пень пнем. Стоит, греется на солнышке и как бы всем своим видом говорит: «Никому я теперь не нужен, пришла пора и отдохнуть». Но не тут-то было. Зорок глаз у проезжающего мимо крестьянина. Останавливает он лошадку, берет топор: «Ты мне, дедушка, еще послужишь». Обрубил все корни, только два длинных с противоположных сторон оставил, выкорчевал старика, а потом как рубанет со всего маху прямо по центру, пень и раскололся вдоль на две равные половины, да у каждой — по загнутой ноге. Мужик ласково прикоснулся к почти гладкой поверхности: «Хороши будут прялицы жене Авдотьюшке да дочке Марьюшке, а то ведь дочкина-то старая уж совсем ей мала стала, растет девка». Погрузил обе половины на телегу и повез домой.
Так начиналось когда-то изготовление прялки-копыл, распространенной по всему Русскому Северу. Лопаску ее резали из ствола, а донце для сидения пряхи — из корня одного и того же дерева. Способ один, а прялки в каждой местности свои, особенные, не спутаешь, потому что украшали их мастера так, как отцы и деды учили. Каждый мастер вносил свое, но общий облик изделия, характер его украшения не менял. И все же двух одинаковых прялок не встретишь.
Образ русской прялки в искусстве
Не все ученые видят в розетке-круге только образ солнца. Академик Б. А. Рыбаков высказал предположение, что это выражение более широкой идеи «белого света», которая отделялась в народном мировоззрении от понятия солнца: «Свет на всю Вселенную есть свет неосяжаем, неисповедим, никим же где ся водворяеть... ». Небольшая же розеточка внутри этого круга, по мнению Рыбакова, изображала само солнце, а две сережки с маленькими розетками внизу по бокам лопаски передавали идею утреннего и вечернего солнца, движение его от восхода до заката. На городках, венчающих поморские прялки, пять розеток расположены как бы в восходящем и нисходящем движении, причем центральная — самая крупная.
Поморские прялки, бытовавшие по берегам Белого моря, были густо украшены геометрической резьбой, а в XIX веке резьбу стали еще и раскрашивать, используя радостную многоцветную палитру красок. На них мы видим уже не одну, а три сложные розетки, расположенные одна под другой, причем в центральную обязательно вписан ромб или квадрат, часто со штриховкой. (Сейчас уже доказано, что изображение ромба с глубокой древности символизировало идею плодородия, плодоносящую землю. А вихревая розетка под ним — это ночное «подземное» солнце, совершающее свой путь с запада на восток, чтобы утром вновь осветить и согреть землю.) Оказывается, на прялках воссоздана схематичная картина Вселенной, состоящей, по мировоззрению наших предков, из трех основных миров — небесного, земного и подземного.
Символизм русской прялки
На прялках каждого типа элементы этой картины мира переданы по-своему. Линию земли часто изображает полоса геометрического резного орнамента внизу лопаски, а подземное солнце — небольшая розеточка на ножке прялки. На тарногских же и нюксенских прялках из Вологодской области к такой розетке по изгибу ножки сзади тянется резная змейка. Змей почти у всех народов мира, в том числе и у русских, олицетворял собой подземные силы, и на тарногской прялке языком орнамента пересказан древний миф о борьбе солнечного божества добра со змеем — божеством зла, тьмы.
В образах прялок можно найти отголоски общеславянского мифа о творении вселенной, согласно которому мир был сотворен двумя птицами, доставшими со дна первозданного моря-океана первый кусочек земли, а затем солнце, месяц, звезды. И на лопаске тотемской резной прялке, из Вологодской области мы видим двух птиц, стоящи» на ромбе — как бы на только что созданной земле — острове, а над ними поднимается огромная полурозетм солнца, словно выходящего из первозданного океана. Подобный сюжет и на тверской прялке: две резные птицы стоят перед перекрещенным кругом, а ниже вырезано схематическое изображение дерева.
Как украшали русские прялки
Дерево — вообще один из главных мотивов декора прялок, особенно в росписи. И не случайно. Это следы архаичных представлений о легендарном и таинственном Древе жизни, складывавшихся и развивавшихся 8 течение многих тысячелетий. На заре становления человечества дерево было одним из первых укрытий человека, оно стояло в центре первого примитивного жилища — шалаша (такие жилища еще в начале XX века были у лопарей). Крона его была первой кровлей, под которой горел очаг, рождались новые члены рода, дерево в сознании первобытного человека стало неотъемлемой частью всего жизненного цикла родового коллектива. У многих народов мира сложились когда-то представления о родовом дереве с птицами — душами людей на ветвях. Видимо, существовали когда-то подобные представления и у предков восточных славян. Об этом говорят народные поверья, памятники прикладного искусства. А дерево с птицами — один из излюбленных мотивов русского народного искусства. Часто встречается он и на прялках. Так, резной кокошник ярославской «теремковой» прялки представляет собой схематичное изображение дерева с птичками на ветвях и двумя конями у его основания.

Комментарии