СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой.
В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.
Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя, мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь.
В эти дни не совершается память о святых, отменяется поминовение усопших, всё внимание верующих сосредоточено на сопереживании страждущему Спасителю.

Великий понедельник -- посвящен истории об искушении в этот день Иисусом Христом бесплодной смоковницы. Смоковница в евангельском чтении изображает иудеев, у которых Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую Он обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Засохшая смоковница -- символ бесплодно прожитой жизни.
Вспоминается также сын Иакова - Иосиф, который из зависти был продан своими братьями в египетское рабство, также как и Христос был предан и осужден на смерть из-за ненависти и зависти иудеев. Освобожденный из заточения Иосиф царствует над Египтом и питает своих братьев земным хлебом, а Христос после Своего Воскресения воцаряется над всем миром и питает нас Небесным хлебом — Своими Плотью и Кровью.
В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. Миро варится в течение трех дней. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро.
Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной Литургией.
Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.
В Великий вторник вспоминается о Страшном Суде и воскресении мертвых, обличение Христом фарисеев, которые за наружной набожностью скрывали холодность и бездушность. Рассказывается также притча о 10 девах, которая призывает к духовному бодрствованию. Она символизирует Второе Пришествие Христово в образе прихода жениха в дом. Пять мудрых дев заранее запаслись маслом для светильников, другие же, неразумные, поленились это сделать. Когда Сын Божий (Жених Небесный) пришел ночью, мудрые девы смогли его встретить и он забрал их с собой в Царство Небесное. Неразумные девы побежали покупать масло для ламп и в Царство не попали.
Великая среда - это день предания на страдания и смерть Господа. В этот день вспоминается жена-«грешница», омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, а также решение Иуды предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.
В Великую среду сравниваются два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины и предателя Иуды Искариота, два поцелуя: раскаявшейся грешницы Марии и предателя Иуды.
По преданию, в этот день Спаситель отдыхал в доме Симона прокаженного, здесь к нему пришла всеми презираемая жена-блудница, чтобы излить свою душу и раскаяться. Она омыла ноги Иисуса слезами и помазала его голову благоуханным миром, тем самым приготовив его к погребению.
В этот же день иудейские первосвященники собрались на совет и решили взять хитростью и убить Христа, а Иуда решается предать за 30 сребреников своего Учителя.
В Великую среду на Литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. С этого момента земные поклоны на службах отменяются, кроме поклонов перед плащаницей Спасителя в центре храма.

Великий четверг--вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
Собрав своих ближайших учеников, Христос дает им вино и преломляет для них хлеб со словами: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая». Поэтому в этот день верующие, за исключением каких-то чрезвычайных ситуаций, приходят в храм на богослужение и причащаются Святых Христовых Тайн.
Евангельское чтение Великого Четверга составлено из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами. А вместо обычной «Херувимской» во время Великого входа распевается молитва, которую мы читаем каждый раз перед причастием: " Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
Почему Великий четверг называют чистым?
В начале Тайной Вечери Христос омыл ноги Своим ученикам, тем самым показав им пример истинного смирения и служения ближнему. Возможно, благодаря этому возникла традиция убирать дома и квартиры в чистый четверг. Но стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении, покаянии и подготовке души ко Святому Причащению.
В этот день также украшали дом, начинали печь куличи и красить яйца.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА - самый скорбный день в церковном календаре, именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная Смерть Христа на Голгофе.
На утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В Великую Пятницу не служится Божественная Литургия, так как в этот день Господь принес себя в жертву. Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на кресте, искупая своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос плащаницы - шитого изображения снятого с Креста распятого тела Спасителя.
Плащаницу полагают в центре храма украшенную цветами в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
Все священнослужители и все молящиеся поклоняются перед ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.

В Великую Пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ-- Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
Священники переодеваются из темных одежд, которые носили в течение всей Страстной недели, в светлые, что символизирует победу добра над смертью, грехом и дьяволом.
В Великую субботу, как и в четверг, служится Литургия Василия Великого в соединении с вечерней.

В субботу служба в церкви длится весь день и в полночь начинается светлая радость Пасхи, в которую празднуется избавления от рабства дьяволу, дарование вечного блаженства и начало новой жизни.

В субботу также принято красить яйца, так как они символ новый жизни и воскресения. В церкви освящаются куличи, пасхи и яйца.

Господь ждёт нас ВСЕХ в каждом Православном храме, и порукой тому уже сама сложность духовного пути. Какими бы ни были священники, какими бы ни были конкретные христиане, Господь, Бог ждёт на Своей церковной Голгофе, раскаявшихся разбойников всех времён и народов, что бы сказать им: «Сегодня же будете со Мной в Раю».

Материал подготовила на основе информации
открытых православных источников

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 30 апр 07:10
    Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться.
    Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..
    Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней.
    Те, которые были близки ко Христу, — как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней...
    И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса...
    И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного.
    Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-миронисицы...
    Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри.
    И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.
    И вот, когда вспоминаешь это, — разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней?
    И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием.
    И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.
    Поэтому, что бы вы ни переживали, как бы мало вы — мы — ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют.
    Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события — потому что это события, а не воспоминание — пусть нас ломают телом и душой.
    И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, — и на нас найдет покой.
    И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь
    Антоний, митрополит Сурожский
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 30 апр 19:47
    Прости нас Господи и помилуй
  • Комментарий удалён.