Комментарии
- 5 мая 06:54Евдокия Вернигорова (Ярыгина)Спаси, Господи, и помилуй нас грешных
- 5 мая 20:53Мадам Брошкина!
- 8 мая 12:36Татьяна Башева (Высоцкая )Спасибо огромное за очень ценную и полезную информацию.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ КАЖДЕНИИ
В христианской Церкви, согласно Преданию, каждение практиковалось уже со времён земного служения апостолов.
Каждение – это одна из форм Богослужения (и Богопочитания). Когда священнослужитель кадит престол, иконы и другие священные предметы, он воздает Богу и святым подобающую честь.
Бог, будучи Всеблаженным, ни в чём не нуждается, в том числе в восприятии ароматов возжигаемого ладана. Но Он благоволит к тому, чтобы люди жили в соответствии с Его – Божьим – законом, в соответствии с тем, что человеку полезно. Богослужение и Богопочитание необходимо самим людям, чтобы жить в благодатном духовном единстве со Своим Создателем, светлыми ангелами и друг с другом.
Во время каждения людей в храме они освящаются действием Божиим. «Через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением», – писал св. блж. Симеон Солунский.
Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Богослужебное каждение бывает полным (батюшкой свершается обход с кадилом всей церкви - когда охватывает весь храм), и малым, когда с амвона кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей.
Когда осуществляется каждение священных предметов – например, икон, храма, этим, главным образом, воздается хвала Богу (чем не исключается воздание хвалы святым, изображенных на иконах).
Когда же каждение направлено на людей, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных. В ответ на каждение ПРИНЯТО КЛАНЯТЬСЯ, НО ПОСТЕПЕННО РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ ВСЛЕД ЗА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕМ И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ, СТАНОВИТЬСЯ СПИНОЙ К АЛТАРЮ -- НЕ СЛЕДУЕТ!!! Не нужно поворачиваться на триста шестьдесят градусов вокруг своей оси в зависимости от перемещения священнослужителя по храму.
Когда мы кланяемся на каждение,
мы показываем свое смирение перед благодатью Святого Духа, которая преподаётся мирянам.
От админа: Один из подвижников благочестия советовал произносить при каждении мирян: "Дух Твой Благий наставит мя на землю праву" и поклониться.
Во время каждения отойти в сторонку, дабы не быть помехой священнослужителю, свершающему каждение (проще говоря, не путаться под ногами);
не бродить по церкви;
не покупать ничего в свечной лавке;
не набирать святую воду;
обождать с постановкой свечей у икон до завершения каждения;
не разговаривать с присутствующими.
Могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома?
Для мирян не существует чина освящения кадила, но в своих жилищах можно использовать --кацею.
Практика каждения кацией сохранилась на Афоне. Согласно Святогорскому уставу, каждение кацией совершает пономарь.
Для полной ясности хочется еще пояснить, что кадило и паникадило – это разные предметы!
Кадило – богослужебный предмет, предназначенный для каждения. Ручное кадило в форме ковша именуется кацией, как уже было выше упомянуто.
Паникадило – большая свечная люстра или канделябр в храме.
Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик И.С. Тургенев: "Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле".
Закончить данный пост хочется словами Михаила Скабаллановича:
«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями». (Толковый типикон)
Михаил Скабалланович— российский православный богослов, экзегет и литургист. Магистр богословия, доктор церковной истории.
Материал подготовила на основе информации открытых православных источников