КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ КАЖДЕНИИ

В христианской Церкви, согласно Преданию, каждение практиковалось уже со времён земного служения апостолов.
Каждение – это одна из форм Богослужения (и Богопочитания). Когда священнослужитель кадит престол, иконы и другие священные предметы, он воздает Богу и святым подобающую честь.
Бог, будучи Всеблаженным, ни в чём не нуждается, в том числе в восприятии ароматов возжигаемого ладана. Но Он благоволит к тому, чтобы люди жили в соответствии с Его – Божьим – законом, в соответствии с тем, что человеку полезно. Богослужение и Богопочитание необходимо самим людям, чтобы жить в благодатном духовном единстве со Своим Создателем, светлыми ангелами и друг с другом.
Во время каждения людей в храме они освящаются действием Божиим. «Через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением», – писал св. блж. Симеон Солунский.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным (батюшкой свершается обход с кадилом всей церкви - когда охватывает весь храм), и малым, когда с амвона кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения (если священник служит один, каждение совершает он сам). Это одна из главных обязанностей дьякона наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

Когда осуществляется каждение священных предметов – например, икон, храма, этим, главным образом, воздается хвала Богу (чем не исключается воздание хвалы святым, изображенных на иконах).

Когда же каждение направлено на людей, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных. В ответ на каждение ПРИНЯТО КЛАНЯТЬСЯ, НО ПОСТЕПЕННО РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ ВСЛЕД ЗА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕМ И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ, СТАНОВИТЬСЯ СПИНОЙ К АЛТАРЮ -- НЕ СЛЕДУЕТ!!! Не нужно поворачиваться на триста шестьдесят градусов вокруг своей оси в зависимости от перемещения священнослужителя по храму.
Когда мы кланяемся на каждение,
мы показываем свое смирение перед благодатью Святого Духа, которая преподаётся мирянам.

От админа: Один из подвижников благочестия советовал произносить при каждении мирян: "Дух Твой Благий наставит мя на землю праву" и поклониться.

Во время каждения отойти в сторонку, дабы не быть помехой священнослужителю, свершающему каждение (проще говоря, не путаться под ногами);
не бродить по церкви;
не покупать ничего в свечной лавке;
не набирать святую воду;
обождать с постановкой свечей у икон до завершения каждения;
не разговаривать с присутствующими.

Могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома?
Для мирян не существует чина освящения кадила, но в своих жилищах можно использовать --кацею.
Кация́ (кацея́, кацья́) – ручная кадильница в виде неглубокой плошки с горизонтальной ручкой. Каждение сопровождают молитвой (например, Отче наш; Царю Небесный; Богородице Дево, радуйся; Взбранной Воеводе победительная; Живый в помощи Вышняго, Да воскреснет Бог).

Практика каждения кацией сохранилась на Афоне. Согласно Святогорскому уставу, каждение кацией совершает пономарь.

Для полной ясности хочется еще пояснить, что кадило и паникадило – это разные предметы!
Кадило – богослужебный предмет, предназначенный для каждения. Ручное кадило в форме ковша именуется кацией, как уже было выше упомянуто.
Паникадило – большая свечная люстра или канделябр в храме.

Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик И.С. Тургенев: "Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле".


Закончить данный пост хочется словами Михаила Скабаллановича:

«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями». (Толковый типикон)

Михаил Скабалланович— российский православный богослов, экзегет и литургист. Магистр богословия, доктор церковной истории.

Материал подготовила на основе информации открытых православных источников

Комментарии