7 неоднозначных фактов из жизни Солженицына, о которых он не написал в своих книгах

Александр Исаевич Солженицын – фигура спорная. Кто-то считает его благородным правдорубом, который пострадал за свою смелость. А другие – думают, что он был конъюнктурщиком и лицемером, который продал Родину ради славы и безбедной жизни на Западе.
Вдова Александра Солженицына Наталья Солженицына (Светлова) закрыла доступ ко всем документам о её муже. Поэтому бывает трудно объяснить целый ряд странностей, которые имеются в биографии писателя. Про 7 главных таких фактов, я и расскажу в этой статье.

№7 Сделал справку о плохом состоянии здоровья, а когда его всё же хотели отправить на фронт – добился зачисления в военное училище

По воспоминаниям первой жены Солженицына Натальи Решетовской, её мужу после хлопот одноклассницы Лидии Ежерец (чей отец был врачом) выдали справку об ограничении годности к военной службе по состоянию здоровья. Наверняка ведь справку эту делали будущему Нобелевскому лауреату с его согласия, а не насильно и тайно.

Тем не менее, она не помогла: уже 18 октября Солженицына призвали и, как ограниченно годного, определили ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальон.

Он не смирился с этим, а настойчиво добивался направления в военное артиллерийское училище (делая упор на своё высшее физико-математическое образование, с отличием (Сталинский стипендиат).

Всё это не очень согласуется с официальной биографией писателя, в которой мы читаем: «Активно добивался своей отправки на фронт».

№6 Принимал на фронте в гости жену

Отучившись в артиллерийском училище в Костроме, в ноябре 1942 года Солженицын был выпущен лейтенантом, направлен в Саранск в запасной артиллерийский разведывательный полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки.

В действующей армии Солженицын находился с марта 1943 года. Служил командиром батареи звуковой разведки. Эта батарея не стреляла, она засекала выстрелы врага. Находясь в нескольких километрах от линии фронта. К Солженицыну даже приезжала жена Наталья Решетовская, и три недели жила с ним в блиндаже.
№6 Принимал на фронте в гости жену
Солженицын. Фото в свободном доступе.

№5 Написал антисталинские письма так, словно специально провоцировал свой арест

В письмах с фронта однокласснику Виткевичу Солженицын резко ругал Сталина, хотя не мог не знать, что цензура просматривает письма.

Всё его дело – в засекреченном архиве. Протоколы ареста и допросов А. И. Солженицына засекречены до сих пор. Историки к ним не допускаются.

Вызывает недоумение и то, что дело Солженицына не военным трибуналом, а в Москве, на Лубянке.

№4 Никогда не сидел на Колыме, и был осведомителем

Несмотря на всё написанное, сам Солженицын никогда не был ни в одном из колымских лагерей. Своё заключение писатель отбывал в тюрьмах Москвы и Подмосковья. С августа 1945 г. по июль 1947 г., то есть менее чем за два года, Солженицына целых пять раз переводили из одного места заключения в другое.

В сентябре 1946 года писателя направили в закрытое конструкторское бюро («шарашку») при авиамоторном заводе в Рыбинске, через пять месяцев, в феврале 1947 г., в «шарашку» в Загорск, 9 июля 1947 г. – в «шарашку» в Марфино.

Ряд журналистов и солагерников Солженицына объясняли эти «командировки» его стукачеством. Кроме того, в тюрьме Солженицын работал нормировщиком. А эту должность нельзя было получить просто так.

Сам Солженицын признавал, что был осведомителем, под фамилией Ветров, но ни одного доноса не написал. Но офицеры госбезопасности в один голос опровергают возможность подобной ситуации.

Лев Копель впоследствии с обидой писал ему:

«Особую, личную боль причинило мне твоё признание о «Ветрове»… А ты скрывал от Мити и от меня, скрывал еще годы спустя… Но я с болью осознал, что наша дружба всегда была односторонней, что ты вообще никому не был другом – ни Мите, ни мне».
№5 Написал антисталинские письма так, словно специально провоцировал свой арест
Солженицын на войне. Фото в свободном доступе.

№3 Известные тюремные фотографии Солженицына – постановочные

Знаменитые фотографии писателя в тюремной робе на самом деле были сделаны уже намного позже выхода Солженицына из тюрьмы. Он нашил тюремный номер на обычный ватник и устроил себе с друзьями фотосессию. Это тоже факт, который подтверждал и сам Александр Исаевич.

№2 Коллеги, которые в начале творческого пути поддержали, потом разочаровались

На волне разоблачений культа личности многие восприняли первые произведения Солженицына с одобрением. Твардовский, который стал «крёстным отцом» Солженицына в большой литературе, в итоге разочаровался в нём со словами:

«Ваша озлобленность уже вредит Вашему мастерству».
А философ Зиновьев, коллега Солженицына в эмиграции, так отозвался о нём:

«Книги напечатаны огромными тиражами, но их никто не читает. Из-за его лицемерия и мракобесия».
Шолохов называл произведения Солженицына «болезненным бесстыдством», а его самого – «душевнобольным с манией величия».

№1 Когда решался вопрос о санкциях к Солженицыну, за него вступился глава МВД Щёлоков

В 1971 году, за уже исключенного из Союза писателей Солженицына, вступился министр внутренних дел Н.А. Щелоков. Он предложил вернуть писателя в СП, начать печатать его произведения, предоставить квартиру в Москве.
№3 Известные тюремные фотографии Солженицына – постановочные
Солженицын, постановочные фото. Фото в свободном доступе.
На какой информации базировался такой подход члена ЦК КПСС Щелокова? Пожалуй, на основе и засекреченных документов, к которым он мог получить доступ как министр внутренних дел. Кроме того, Солженицын долгое время жил по соседству с министром Щелоковым, на даче у Ростроповича-Вишневской. На высылке Солженицына настаивал глава КГБ Ю. А. Андропов. И продавил этот свой вариант решения проблемы.

Спасибо за прочтение! Ставьте лайки, пишите, что думаете в комментариях!

А как Вы считаете, какие ещё факты можно добавить в этот список?

Комментарии