30 мар 2019

Европротокол как способ «разрешения вопроса» без участия сотрудников ГИБДД

Этот документ является относительно новым инструментом урегулирования последствий дорожно-транспортного происшествия и находит достаточно широкую поддержку правительства и простых обывателей. Преимущества его составления заключаются в: оперативной разгрузке дорог, что является наиболее актуальным в больших городах, уменьшении рабочей нагрузки сотрудников ГИБДД, а для водителей это в первую очередь возможность отделаться «малой кровью», зафиксировать причиненный вред автомобилю без участия правоохранительных органов и получить желаемую компенсацию. Однако, составление такого документа имеет ряд подводных камней, с которыми столкнуться, как показывает практика, крайне неприятно. Начнем с установленных законодательством ограничений:
- составить протокол можно только, если оба участника ДТП имеют страховку ОСАГО, страховка КАСКО требует предоставления соответствующих справок из ГИБДД, что само по себе исключает возможность применения указанного документа;
- ограниченное количество участников ДТП – только два автомобиля, не более (например, нельзя составить европротокол, если один из участников имеет прицеп);
- обязательным является наличие согласия между участниками ДТП о сумме причиненного ущерба;
- кстати, сумма причиненного ущерба, подлежащей компенсации не должна превышать 50 000 рублей, если стоимость ремонта впоследствии кажется выше, прийдется виновнику доплачивать; только в некоторых субъектах РФ правительство ввело «безлимитный» европротокол с суммой компенсации достигающей предела 400 000 руб., к счастью наш субъект эти изменения не затронули;
- обязательным является предоставление в течение пяти дней в страховую компанию своей части документа каждым из участников ДТП (пострадавшему еще и заявление на страховую выплату), в противном случае возможен отказ от компенсации либо последующее регрессное взыскание страховой компанией;
- все поля европротокола должны быть заполнены правильно, в случае признания его ничтожным прийдется компенсировать по общим правилам;
- не должно быть лиц, пострадавших от ДТП (т.е. причинение разной степени тяжести телесных повреждений лишает водителей права урегулировать спор без участия сотрудников ГИБДД)
- крайне желательно вплоть до «обязательно» осуществить фото-, видео- съемку автомобиля с привязкой к времени и месту съемки, неплохо было бы иметь видеорегистратор.
Бланк европротокола (извещения о дорожно-транспортном происшествии) должен выдаваться страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО (это обязательно), форма бланка находится в свободном доступе и может быть загружена из сети Интернет, главное – чтобы страховка на момент происшествия была действительной.
По такому документу виновник и пострадавший достигают соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения: виновник автоматически признается в содеянном и соглашается с выплатой компенсации, пострадавший - соглашается с обстоятельствами причинения вреда. Частичное разъяснение о механизме и предназначении указанного документа (европротокола) содержатся в Определении Конституционного суда РФ от 13 февраля 2018 г. № 117-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Калиновской Анастасии Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 15, пунктом 1 статьи 1064 и статьей 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации"
На сегодняшний день мы можем спокойно вызывать сотрудников ГИБДД - составление европротокола является правом, а не обязанностью водителей (но, лучше все-таки сказать, что с размером ущерба мы не согласны).

Комментарии

Комментариев нет.