ЕВПАТОРИЙСКИЙ СВЕТОВОЙ МАЯК

«Внизу – шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.» (И.А. Бунин)
В XVIII веке став российским город-порт Кезлев или Козлов (старое название Евпатории) стал быстро расти, и подходы к нему потребовали качественного навигационного ограждения.
4 мая 1803 года Адмиралтейств-коллегия по предложению главного командира Черноморского флота и портов приняла решение о строительстве в Кезлеве каменного дневного маяка. Однако отсутствие огней ночью сильно ограничивало мореплавание. К середине XIX века здесь был самый высокий процент кораблекрушений на Черном море.
В 1859 году Евпаторийское общество пароходства и торговли обратилось к командованию Черноморского флота с просьбой построить на берегу залива световой маяк. В 1860 году Гидрографический департамент утвердил проект будущего строительства.
1 августа 1861 года первый железный световой маяк на Черном море стал действовать. Он светил с высоты 16 метров над уровнем моря постоянным белым огнем с проблесками через каждую минуту.


  Высота огня над уровнем моря составляла 16 м, а от основания башни — 14 м, дальность видимости огня достигала 8,3 мили. С 1 января 1863 года, чтобы отличить огонь Евпаторийского маяка от Херсонесского, характеристику его изменили — он стал постоянным с белыми и красными проблесками.
  По этой характеристике, записанной в лоции, моряки узнавали берег Евпатории. К сожалению, изготовленная в Англии решетчатая башня на четырех стойках, похожая на большой железный ящик, оказалась очень неудобной в обслуживании, особенно зимой. Об этом говорилось уже в 1867 году в «Отчете Гидрографического департамента».

  Внутри французского оптического прибора горели примитивные даже для того времени масляные лампы. На морозе масло загустевало, и смотрителю приходилось по нескольку раз и течение ночи забираться на башню, чтобы менять лампы. Работа становилась напряженной, подчас мучительной: ведь чем злее разыгрывалась непогода, тем нужнее становился маяк — и тем внимательнее приходилось за ним следить, забираясь на башню. Срочно требовалось установить маслонагреватель и, главное, цельную металлическую либо каменную башню. Но средств на постройку нового маяка не было, и в таком виде он работал еще много лет. Правда, для защиты от ветра башню обшили металлическими листами. В 1871 году масляную лампу заменили, чтобы использовать в качестве топлива незамерзающий на морозе петролеум. Но это были только полумеры.

  В 1885 году Гидрографический департамент писал в Морское министерство, что «Евпаторийский маяк... не соответствует важности растущего порта, огонь его слаб и мало приносит пользы, в особенности в зимнее время, когда от поверхности моря отделяются насыщенные пары». Это обращение могло возыметь действие. Но в 1877 году началась русско-турецкая война, и стало, разумеется, не до переустройства маяков. Турки в первые же дни войны обстреляли город с кораблей, но ни единого выстрела не дали в сторону маяка (который был расположен к их эскадре ближе, чем городские объекты). Турецкие моряки не посмели совершить это святотатство — разрушить маяк!

  В 1887 году в окрестностях Евпаторийского маяка был посажен лес. Со временем он разросся и стал надежно защищать маяк от песка, летящего по воздуху во время сильных ветров. Что сейчас осталось от этой лесопосадки хорошо видно на спутниковом фото.

  В 30-х годах XX века на башне установили радиомаяк, а перед началом Великой Отечественной войны нижнюю часть обветшавшей железной башни облицевали кирпичом.
Во время войны маяк часто попадал под обстрелы. Маячники ремонтировали его и продолжали поддерживать работу в так называемом манипулируемом режиме — то есть, включали по мере надобности, давая ориентир нашим кораблям и другим важным плавсредствам. Когда поступила команда покинуть маяк, с него сняли оптику и другое ценное оборудование, чтобы эвакуировать в Севастополь.

  С Евпаторийским маяком связан один из героических эпизодов Великой Отечественной войны. На рассвете 8 января 1942 г. подводная лодка «М-33» доставила в район маяка тринадцать разведчиков под командованием батальонного комиссара Ульяна Латышева с целью выяснить судьбу тактического евпаторийского десанта, высадившегося днями ранее.
  Первые пять бойцов, которые высаживались на резиновой шлюпке, пропали без вести. Предполагается, что их унесло в открытое море, но воздушная разведка их не обнаружила. Остальные разведчики благополучно высадились на берег. В этот же день с группой Латышева была установлена радиосвязь. Разведчики сообщили, что в северном районе города сконцентрировано до 50 автомашин и 15 бронемашин противника. На следующий день разведчики сообщили о гибели основного десанта. Согласно заданию, разведгруппа Латышева должна была быть снята с берега 9 января. Подводная лодка беспрерывно подавала условные сигналы, однако, из-за сильного шторма все попытки снять разведчиков не удались. Более 6 суток действовали разведчики в районе Евпатории, передавая информацию в Севастополь. В ночь на 14 января в районе евпаторийского маяка они были обнаружены и окружены.
12 часов горстка моряков-разведчиков обороняла последние метры свободной земли — Евпаторийский маяк. Жители Заозёрного помнят и чтят подвиг разведчиков. В память о морском десанте под командованием Ульяна Латышева установлен памятник, на котором подвиг десантников отражён в барельефе; именем командира названа одна из улиц посёлка.

  В 1955 году рядом с полуразрушенной башней возвели новую, из кирпича, высотой 20,8 метра. Дальность действия огня увеличилась до 13 миль. Затем построили техническое здание с автономной дизельной электростанцией, установлен круговой радиомаяк. Восстановительными работами после войны руководил начальник маяка Григорий Васильевич Антипов.


  Город разрастался, все больше новых зданий поднималось вокруг маяка, все труднее становилось различать его свет с моря.
  В 1970 году военными строителями по типовому проекту была выстроена новая башня высотой 52 м из монолитного железобетона в специальной металлической опалубке. В настоящее время это самая высокая маячная башня на побережье Черного моря. Она имеет форму усеченной пирамиды, на верхней площадке которой установлено восьмигранное фонарное сооружение нового типа диаметром 3 м, остекленное полированными зеркальными стеклами.

  Внутри фонарного сооружения установлен новый современный светооптический электрический аппарат ЭМВ-930 с белым групповым проблесковым огнем, обеспечивающий дальность видимости огня до 20 миль.      На верхней площадке установлен резервный светооптический аппарат с белым смешанным огнем, обеспечивающий дальность видимости до 15 миль.
Высота башни от уровня моря составляет 52,9 м.

Вид на окрестности с верхней площадки маяка:

Новый маяк начал действовать 9 июня 1970 года.

  В 1976 году на нем установили радиомаяк КРМ-100 (в 1985 году заменен на КРМ-300), для антенн которого смонтировали новые 50-метровые мачты, что позволило расширить зону приема радиосигналов. Теперь они надежно принимаются радиопеленгаторами кораблей и судов во всем северо-западном районе Черного моря.


  На маяке есть резервные дизель-агрегаты, радиосвязь, телефон. Дорога, связывающая маяк с городом, асфальтирована. Впервые в практике маячного строительства на Черном море здесь в 1972—1974 годах при активном участии начальника маяка, ветерана гидрографической службы Михаила Дмитриевича Слепцова, был построен новый трехэтажный 12-квартирный жилой дом со всеми удобствами. В память о реконструкции маяка установлена мемориальная доска. 
  Начальниками маяка в разные годы были: с 1921 по 1922 год — Чернов, с 1935 по 1941 год — Попов, с 1935 по 1941 год — Т. Е. Кукуруза, с 1941 по 1944 год — С. И. Антипов, с 1944 по 1955 год — Г. В. Антипов, с 1965 по 1967 год — Н. И. Трубчанинов, с 1972 по 1996 год — М. Д. Слепцов.

Заозерное Евпатория Крым район Маяка 2016 с высоты птичьего полета

Комментарии

  • 30 мар 2020 14:07
    Меня благодарить особо не за что, т.к. текст разумеется является компиляцией разных источников. Конечно в описании к этому фото размещенному на странице Центрального военно-морского музея ( http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=18707745 ) об этом ничего не сказано, но в использованной мной в том числе статье Сергея Аксентьева "Указующий перст Евпатории" действительно читаем :  "В конце 1870-х гг. на маяке поселился приехавший в Крым из Средней Азии известный естествоиспытатель и исто­рик В.Г. Пьянков. Здесь он начал про­водить регулярные метеонаблюдения, обучая вахтенных премудростям изме­рения температуры, давления, влаж­ности воздуха, силы и направления ветра, количества осадков и интенсив­ности испарения. Результаты учёный тщательно обрабатывал, анализировал и издавал небольшими брошюрами, позднее объединив их в книгу «Климат Евпатории. 1891-1902» (с) Выходит, что Василий Григорьевич Пьянков как минимум в плане метеонаблюдений имел  прямое отношение к этому Евпаторийскому маяку, а вот был ли он одновременно ещё и смотрителем именно этого маяка утверждать не возьмусь, т.к. встречал сведения, что он был смотрителем припортового Карантинного маяка. Во всяком случае в своей же книге "Едущим в Крым" изданной в 1888г. Пьянков пишет, что смотрителем Евпаторийского маяка был отставной (?) капитан Гавриил (Гаврила ?) Иванович Леонард...
    Фотография
  • 31 мар 2020 01:55
    Большое Вам спасибо! Как считаете, это что слева?
    Фотография
  • 31 мар 2020 02:46
    Далее... От Виктория Струнина:
    Фотография
  • 31 мар 2020 15:59
    Как же не знать, да и на старой карте его видно. Впрочем преобразившись он и сейчас виден ))
    ФотографияФотография
  • 31 мар 2020 18:39
    А называется он как, известно? Имею ввиду то, что на открытке?
  • 1 апр 2020 16:14
    Это и есть тот самый старый Карантинный маяк имевший одноименное название с мысом вблизи которого он находился. Смысл вопроса не совсем ясен, т.к. открытка справа вверху имеет подпись "Карантинный маяк"... Единственное могу добавить, что этот маяк просуществовал как минимум до окончания румыно-немецкой оккупации Евпатории 41-44 гг (ниже немецкое фото сделанное во время оккупации)
    Фотография
  • 1 апр 2020 20:52
    Большое спасибо. Просто конструкция его. на мой взгляд, хлипкая. И подумала, неужели это маяк? Может, метеостанция?
  • 1 апр 2020 20:52
    А на открытке подпись означает просто месторасположение.
  • 1 апр 2020 22:38
    Думаю подвешенный массивный колокол для проведения метеонаблюдений выглядит явно лишним )
  • 1 апр 2020 23:03
    Спорное утверждение, впрочем как и возможный ответ на вопрос, что появилось раньше яйцо или курица. Конечно сначала природа создала этот мыс-выступ, затем люди исходя из возложенной функции назвали его Карантинным. Собственно для обеспечения этой функции и был поставлен этот маяк или скорее даже семафор разрешающий или запрещающий свето-звуковым сигналом вход в евпаторийскую бухту и порт судам проходящим полагающийся карантин, хотя и скромная навигационная составляющая конечно не исключена.. Немного из истории его появления: "На конце Карантинного мыса в гор. Евпатории, на высоте 30 футов над уровнем моря на железных козлах установлен в 1897 году дирекцией маяков Черного и Азовского морей, —небольшой часто-переменный белый и зеленый огонь (керосиновый), освещающий часть горизонта от N0 45° через О и S до SW 37°, видный с пароходов за 10 верст. " ( с ) На мой взгляд его название в отличии от Евпаторийского маяка в Заозерке (который вблизи мыса Евпаторийского ) не столько от местоположения, а скорее от его предназначения. Но это конечно из категории яйцо-курица-яйцо)
    Фотография
  • 2 апр 2020 01:01
    Интересно, в чем этот огонь был. в какой такой лампе.
  • 2 апр 2020 17:57
    До XX века смотрители работали с керосиновыми лампами. Сам по себе такой источник света не очень ярок, по­этому его помещали в так называемую линзу Френеля — что-то вроде огромного абажура из множества маленьких кусочков стекла. Отличие линзы Френеля от обычной выпуклой линзы в ваших очках в том, что она состоит из небольших заострённых колец. Свет, падающий на них, преломляется и выходит параллельным пучком. Свет от керосиновой лампы преломляется, проходя сквозь линзу Френеля, и концентрируется в одном направлении
    Фотография
  • 3 апр 2020 21:15
    Большое спасибо! Обожаю технические подробности, Интересно, насколько далеко был виден свет.
  • 3 апр 2020 21:51
    В статистических сведениях Евпатории за 1911г  (цитату из которых я привел выше) говорилось о том, что он был виден с пароходов за 10 верст, но это конечно во многом зависело от погодных условий.
  • 12 июл 2021 16:38
    Туманы в осенне-весенний период, да порой и летом для Евпатории не редки, колокол служил звуковым маяком-предупреждением опасности для ситуации с туманом. В конце 60-х, а скорее в начале 70-х - точно не помню, но на 9 мая помню точно, в туманное утро теплоход типа "Молдавия" или "Абхазия" (в длину чуть более 60-и метров) выскочил на мелководье прямо перед Собором. Как тогда говорили - кресты Собора увидел и выбросил якоря. Нос от парапета был буквально метрах в 15-20, если не меньше. Как тогда говорили сведущие люди, он в тумане "подмял" под себя первый буй, а повернул налево и сбавил ход после второго (тогда буи с огнями располагались немного по другому), так и вышел на мелководье прямо перед Собором! Случилось это рано утром, в 5-7 часов, а к 10 туман уже хорошо рассеялся, хоть и видимость была метров 150, так как помню увидел его примерно от места памятнику Д. Караеву, может быть даже ближе. Народу было много и даже фотографировали, но ни разу с тех пор не встречал ни фото, ни упоминания об этом. Странно, почему!? Да, тогда был штиль и ревуны этих буёв молчали.