«ВТОРОЙ ФРОНТ» в ЕВПАТОРИИ (1944г.

)
Для меня эта история началась с того, что в фонде Новороссийского исторического музея случайно нашел интересное фото подписанное как «Авдеев Михаил Васильевич, командир 6-го истребительного авиаполка 11-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии Военно-воздушных сил Черноморского флота с американскими летчиками. Евпатория. 1944 г.»

(Автор фото легендарный военный фотокорреспондент Евгений Халдей)
                                                                                                                                       
Подсознательно сразу возникли вопросы: СТОП ! неужели действительно это фото было сделано в Евпатории и нет ли связи с участием в это же время группы американских летчиков в траурных мероприятиях связанных с перезахоронением в июне 1944г. в Ленинском саду Евпатории останков генерал-майора Николая Токарева и не они ли попали на снятую тогда кинохронику?

В поиске ответов на эти вопросы были найдены и другие фото сделанные в тот июньский день на которых видим Героя Советского Союза Михаила Авдеева среди всё тех же американских летчиков на фоне тяжелого бомбардировщика «Consolidated В-24 Liberator» с серийным номером 41-28920 (о нем и что удалось узнать о судьбе его экипажа подробнее расскажу чуть позже).

На всех фото обращаем внимание на приметного стоящего слева светловолосого американского летчика с высоко закатанными рукавами комбинезона. Далее для «расследования» истории одного дня в их жизни это очень пригодится.
Теперь немного о Герое Советского Союза на тот момент командире 6-го ИАП ВВС ЧФ подполковнике Михаиле Авдееве и местах где проходила его служба в том числе в Евпатории:
С 1934 года он служил на Черноморском флоте в качестве пилота 24-й авиационной эскадрильи, в мае 1937 года стал младшим лётчиком. В 1938 году вступил в ВКП(б). С апреля 1938 года Михаил Авдеев служил в 1-й авиационной эскадрилье ВВС Черноморского флота (Евпатория): командир звена, с июля 1939 — начальник химической службы эскадрильи, с ноября 1939 вновь командир звена, с апреля 1940 года — начальник штаба эскадрильи. С августа 1940 года служил в 32-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота командиром звена, а с февраля 1941 года — заместителем командира эскадрильи.
В июле 1942 года был назначен на должность заместителя командира 6-го гвардейского истребительного авиаполка, с марта 1943 года исполнял должность помощника командира полка по лётной подготовке и воздушному бою. С апреля 1943 по ноябрь 1944 года командовал 6-м гвардейским Севастопольским дважды Краснознамённым истребительным авиационным полком.
Под командованием подполковника М. В. Авдеева 6-й гвардейский истребительный авиационный полк отражал многочисленные налеты немецкой авиации на города Кавказа, в 1944 г. участвовал в решающих боях за Крым и Севастополь. За образцовое выполнение заданий командования 6-й гвардейский истребительный авиационный полк дважды награжден орденом Красного Знамени и удостоен почетного наименования Севастопольского.

В марте 1964 года генерал-майор авиации Михаил Авдеев был уволен в запас по болезни. Жил в Москве. Умер 22 июня 1979 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Но вернемся к событиям того далекого солнечного июньского дня 1944г.
Нашлось ещё одно фото, которое поставило под сомнение, что все групповые фотографии были сделаны в Евпатории. Дело в том, что на нём имеется подпись «1944 – Севастополь»
Как же так, неужели Новороссийский исторический музей внес ошибочные сведения, указав в подписи, что фото сделано в Евпатории?
А как же тогда быть с участием американских летчиков в траурных мероприятиях при перезахоронении в Евпатории останков Николая Токарева ?

Самое время внимательно пересмотреть снятую тогда кинохронику и сделав с неё скриншоты наконец-то находим знакомых уже нам людей.
Помните парня в комбинезоне с высоко закатанными рукавами ? Он есть в кадре наряду с другими выходящими из евпаторийского гортеатра участниками той траурной процессии.
А где же был в это время сам Михаил Авдеев ?
Да вот же он, стоит в строю на Театральной площади слева в первом ряду:
Кроме того, видим Авдеева среди несущих гроб с останками генерала Токарева и в гуще траурной процессии:
Какой же можно сделать предварительный вывод ? Пока только один. На фото сделанных на аэродроме и на траурных мероприятиях мы видим одних и тех же людей, причем судя по всему эти фото и видеосъемка скорее всего были сделаны в один и тот же июньский день 1944г. - день перезахоронения Токарева.

Если кратко о судьбе оставшегося в живых после войны Михаила Авдеева было сказано выше, то о судьбе некоторых участников с американской стороны и как они все тогда оказались в Крыму нашлась следующая информация (для перевода с англоязычных сайтов буду использовать машинный перевод).

История этого самолета захватывающая. Из США он вылетел сначала в Южную Америку, затем в Северную Африку. Затем в составе авиагруппы 15AF отправился на юг Италии.

В июне 1944 года американский бомбардировщик "Либерейтор" ("Освободитель") Б-24 серии "Н" 512-ой бомбардировочной эскадрильи 376-й бомбардировочной группы Военно-Воздушных Сил США серийный номер 41-28920, боевой бортовой № 33, собственное имя – «Big Marge» ("Большой Мардж") совершил посадку в Крыму.
Это был первый американский бомбардировщик, который во время Второй мировой войны прилетел в Крым.
Вот как в полете выглядел тяжелый бомбардировщик этого типа:
Вероятно, в результате полученных в бою повреждений, в силу технических обстоятельств или выполнения какого-то особого задания командования (впрочем, можно выдвинуть и другие рабочие гипотезы) он произвел посадку в Крыму. По некоторым сведениям имея незначительные боевые повреждения в начале июня 1944г. этот B-24 сначала приземлялся на «челночном» аэродроме Полтавы, а после устранения повреждений совершил перелет в Крым, а затем 23 июня вернулся на свой аэродром на юге Италии.

6 июня 1944 года, в день открытия Второго фронта, газета "Красный Крым" опубликовала статью об этой встрече на Крымской земле американских пилотов. В ней утверждалось, что экипаж самолета выполнял "челночные операции". Экипажи выполнявшие эти операции взлетали с аэродромов Италии, бомбили военные и промышленные объекты противника на территории Германии, Румынии, Венгрии, Болгарии, созданого Гитлером на территории Югославии профашистского "Независимого Хорватского государства" (Хорватские легионеры - усташи принимали участие в осаде Севастополя, в боях на Дону и подо Ржевом, конец же свой нашли в Сталинграде).
На обратном пути американские бомбардировщики, заправившись бензином и, подвесив бомбы, вновь крушили все, что еще не успели уничтожить с первого захода. Всего за несколько дней до высадки союзников в Нормандии на территории Советской Украины на Полтавщине и под Миргородом для американских бомбардировщиков выполнявших эти операции вступили в строй авиабазы .
Прилет в Крым «Освободителя» дал повод для появления слухов о том, что Крымский полуостров вероятно также станет местом базирования американских "челночников".
Позже уже вторично слух о создании в Крыму авиабазы для американских ВВС был сознательно реанимирован службами контрразведки в начале 45-го года.

Теперь очень важное в этой истории. Ниже приведена полетная хронология борта №41-28920 взятая из американских донесений, где имеются важнейшие даты произошедших событий, 11 июня 1944г вылет «Consolidated В-24 Liberator» на задание по бомбардировке румынского порта Констанца, возвращение на итальянскую базу 23 июня  и 14 июля 1944г (день когда он был сбит в небе над Будапештом):

- Полет 11 июня 1944 г. Цель: бомбардировка Констанцы (Румыния),
41-28920 «Большой Мардж» приземлился в России и вернулся на свою базу в Италии 23 июня 1944г

- Полет 14 июля 1944 г. Цель: бомбардировка Будапешта (Венгрия),
41-28920 «Большой Мардж», сбит немецким истребителем Bf-109
Ниже не очень качественный перевод с английского о гибели борта № 41-28920 которая произошла всего через несколько недель после короткого пребывания в Крыму:

В 1944 году, 14 июля, 376-я бомбардировочная группа потеряла свой самолет  серийный номер 41-28920 бомбардировщик  B-24-H-15-DT "Освободитель" собственное имя "Большой Мардж". На прилагаемой фотографии четко обозначены цифровые идентификаторы группы 15AF B-24. 47-е крыло бомбардировщиков (треугольник) и 376-й BG черный №2, а также горизонтальные полосы в нижней части поверхности хвоста указывают на 376-й BG. Дополнительные отметки видны на носу самолета в том числе окрашенный в черный цвет 33-й номер.

Consolidated В-24 Liberator «Большой Мардж» был сбит немецким истребителем Bf-109 G6 Мессершмитт. Бомбардировщик загорелся, семеро членов экипажа покидают самолет на парашютах. Это видели члены экипажа находившегося неподалеку американского самолета с серийным номером 44-40884 черный номер 29 принадлежащий 512-й BG лейтенант Фил Хоскинс и сержант Анджело Моноло. Они видели как «Большой Мардж» упал в поле и взорвался в 1 км к северо-востоку от н/п Кёрных Венгрии (ниже см. фото района падения) - примерно в 60 км к западу от Будапешта (MARC №: 6958):

Ниже список экипажа «Большого Марджа» :

1. Лейтенант Джеймс Х. Уайт (O-683622, Лейк-Сити, Арканзас) попал в плен (1-й пилот)
2. Лейтенант Уолтер Ченовет (O-755641, Атуотер, Калифорния) попал в плен (2-й пилот).
3. Лейтенант Герман Кранман (O-692478, Саванна, Джорджия) попал в плен (штурман)
4. Сержант Джек Лендл (17154810, Миннеаполис, Миннесота) погиб (бортовой инженер)
5. Сержант Чарльз Флетл (36444128, Спрингфилд, Иллинойс) погиб (бортрадист)
6. Сержент Раймонд Шнайдер (15109277, Принстон, Индиана) попал в плен (стрелок)
7. Сержант Даниэль Каннингем (20922139, Андерсон, Калифорния) попал в плен (стрелок)
8. Сержант Кермит Джуда (13033249, Эдинбург, Вирджиния) попал в плен (Стрелок)
9. Сержант Луи Седилос (19179119, Лос-Анджелес, Калифорния) попал в плен (Стрелок)
10. Сержант Эмиль Корнет (35435457, Кентукки) попал в плен (фотограф)
11. Сержант Джозеф О'Хара (32609530, Паттерсон, Нью-Джерси) погиб возможно из-за повреждения парашюта (Стрелок). Его нашли и похоронили местные жители.

Оставшиеся в живых были доставлены в Баниду (сейчас это часть Татабаньи) в здание жандармерии, после чего они попали в немецкий плен.

Вернулись ли все выжившие в крушении члены экипажа "Big Marge" домой после окончания войны достоверно мне не известно, но точно известно, что 
домой живым вернулся фотограф сержант Эмиль Корнет (1920-1982) 

А также выжил штурман лейтенант Герман Кранман, который после войны написал книгу о своем участии во Второй мировой войне начиная от Перл-Харбора вплоть до её окончания дав ей название:
«Мера жизни: война-плен-свобода»
В качестве эпилога к этой истории приведу слова бывшего штурмана B-24 лейтенанта ВВС США Германа Кранмана из этой его книги:
«Я надеюсь, что мой опыт может побудить других, которые, как я знаю, могут сказать столько же сколько и я, не оставлять свою семью или этот мир, не рассказав свою историю. Если это может быть стимулом для любого, кто думает о писательстве, я буду рад поделиться своим опытом о том, как «не писатель» может написать книгу ». ( Herman Cranman «A Measure Of Life»)


#МихаилАвдеев #АмериканскиеЛетчики #евпатория #1944
#В24Liberator

Комментарии