Привет!

Итак… Уже в эту пятницу на канале будет опубликована первая книга цикла «I.M.M.O.R.T.A.L.» автора Ильяса Найманова. Книга называется «Янтарь. Вирус бессмертия»
А пока предлагаю вам ознакомиться с рецензией на эту книгу, которую оставил известный писатель-фантаст Сергей Слюсаренко. 👍
Мушка в янтаре
(рецензия на роман Ильяса Найманова «Янтарь. Вирус бессмертия»)
После прочтения триллера Ильяса Найманова «Янтарь. Вирус бессмертия» в памяти сразу же всплывает старый, давно забытый литературоведами термин: «Производственный роман». Нет, вспомнились не многотомные эпопеи о покорителях заводских станков и пшеничных полей. А, к примеру, «Аэропорт» или «Колеса» Артура Хейли. В этих романах использован особый стиль изложения, когда наряду с крайней напряженностью сюжета большое внимание уделяется описанию технических деталей происходящего, сложному взаимодействию этих деталей с судьбами героев книг. В романе «Аэропорт» наиподробнейшим образом описана работа гражданской воздушной гавани, всех подразделений, участков и секторов. Для этого автору приходится не просто изучить технические регламенты аэропорта, но и прочно вжиться в его будни, проведя многие часы среди различных его служб. Именно это придает достоверность событиям и сюжетным перипетиям и вносит живое напряжение в повествование.
Вспоминается также «Штамм „Андромеда“», роман американского писателя Майкла Крайтона. Не будь в этой книге подробных описаний биологических исследований, не было бы и такого захватывающего сюжета. Именно эта, биологическая линия становится практически основой сюжета и в книге Ильяса Найманова. В романе «Янтарь. Вирус бессмертия» эта производственная составляющая чрезвычайно убедительна. Иногда создается впечатление, что читаешь не научно-фантастический роман, а научно-популярный труд по биологии, написанный увлекательно и доходчиво. Даже не хочется задумываться, реально ли происходящее или это фантастическое допущение, — настолько все достоверно. Если упоминается прибор, то он на своем месте, каждое исследование обоснованно, каждый результат удивляет своей неожиданностью и становится еще одной составляющей постоянно нагнетаемого саспенса. И если продолжить говорить о фантдопущениях автора, то версия, объясняющая, что такое (или кто такой) зомби, довольно оригинальна и полностью научна. Описание в романе генезиса зомби крайне неожиданное и вместе с тем логичное. Более того, версия, как появились и чем являются зомби, оптимистична и вселяет веру в будущее.
Но, разумеется, не только изложением биологических исследований хороша книга. Естественно, она в первую очередь о Зоне (придуманной братьями Стругацкими в своем широко известном романе «Пикник на обочине»). Для поклонников приключений сталкеров это просто находка. Есть точнейшее, даже где-то любовное описание Зоны, соблюдены все условности и каноны сеттинга. Но есть и совершенно новый, можно сказать, уникальный момент — это герои, люди в Зоне. Конечно, и до Ильяса Найманова про Зону без людей не писали. Но вот типажи и поведенческие акценты обитателей Зоны довольно оригинальны.
С первого взгляда протагонист романа Трофим — типичный ботан. Ну кем еще может быть некробиолог, как автор назвал ученого, изучающего нежить в Зоне? Конечно, это элемент, который не может вписаться в суровый быт сталкеров. В самом начале книги Трофим нарушает режим исследовательского центра ради того, чтобы проследить за очередным зомби. Да так, что его пришлось всеми силами вытаскивать из западни, причем чуть живого. На взгляд матерых сталкеров, парень исследует какую-то невероятную ерунду вроде вирусов и их мутаций. Он боится начальства, как черт ладана, и еще больше боится потерять работу. Но когда Трофим занимается своей профессиональной деятельностью — равных ему нет: как биолог в полевых условиях он ведет себя намного уверенней и разумнее, чем опытные сталкеры. И эта трансформация не выглядит надуманной. Перед нами абсолютно точное описание того, как работает настоящий исследователь. Ведь исследования — это не просто чистое любопытство. Необходимы громадный опыт работы, знаний и умений, понимание того, где и как можно достигнуть результата, и, конечно же, отсутствие страха перед самими исследуемыми объектами — зомби.
И особенно хотелось бы отметить: хоть читатель до самого последнего момента подозревает, что все происходящее не то, чем кажется, но финальный аккорд переворачивает все с ног на голову. В современной жанровой литературе подобные повороты мало кому удаются успешно, а в романе Найманова все сделано тонко и на самом деле неожиданно.
По прочтении романа возник образ, вынесенный в заголовок: «Мушка в янтаре». Мы видим, как автор словно зафиксировал Зону в куске янтаря и тщательно рассматривает ее посредством сюжета. Так что ни одна деталь — ни нынешняя, ни из прошлого — не теряется, а подробно исследуется. Ну и сам янтарь с мушкой — вещь редкая и дорогая. Не каждый день встречаешь книгу молодого автора, о котором можно сказать: его скоро будут читать все!
Сергей Слюсаренко

Комментарии